Рассматривание пейзажной картины.
Цель: развитие умения составлять описательные рассказы по картине; формирование у детей умения правильно воспринимать, чувствовать настроение, отражённое художником в пейзаже, и передавать его словом.
Задачи:
· активизировать употребление прилагательных;
· упражнять в умении составлять предложения с союзами «и» и «а»;
· формировать умение составлять рассказ, опираясь на план, предложенный воспитателем;
· развивать словарный запас детей за счёт слов половодье, паводок, разлив, лазурь (лазурное);
Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов о весне, рассматривание картин, иллюстраций с изображением весеннего периода, наблюдения за изменениями в природе весной.
Материал: картины И. Левитан «Весна. Большая вода», Сиденко С. «Лодочка. Паводок»
Ход занятия:
Ребёнок декламирует стихотворение «Ещё в полях белеет снег…»
Воспитатель демонстрирует картину Левитана «Весна. Большая вода». Даёт время детям рассмотреть картину, обсудить между собой.
- Скажите, как называется картина? (выслушать ответы детей)
-Эта картина называется «Весна. Большая вода». Нарисовал её художник И. Левитан.
- Почему Левитан так назвал свою картину? (выслушать ответы детей).
- Как вы думаете, что художнику хотелось рассказать нам про весну? (выслушать ответы детей. Подвести детей к тому, что весной из – за снеготаяния случаются половодье, разливы рек и озёр. Тогда затопляет все пути – не проехать, не пройти.-Какая вода на картине Левитана? (прозрачная, холодная).
-А деревья какие? Расскажите.
-Как вы думаете, печаль или радость хотел показать художник? (выслушать мнения детей)?
Воспитатель демонстрирует картину Сиденко «Лодочка. Паводок». Даёт время детям рассмотреть картину, обсудить между собой.
- Скажите, как называется картина? (выслушать ответы детей)
-Эта картина называется «Лодочка. Паводок». Нарисовал её современный художник С. Сиденко. Что значит слово современный? Что ещё может быть современным? (ответы детей)
- Как вы думаете, а этому художнику что хотелось рассказать нам про весну? (выслушать ответы детей).
-Скажите, а какая весна изображена на картинах – ранняя или поздняя? Почему?
-Скажите, а паводок и половодье это одно и тоже или нет? Паводок и половодье случаются весной, значит какие они (весенние)
- Дети, расскажите, чем похожи картины? (названиями, на обеих картинах изображены деревья, много воды, голубое – лазурное - небо, лодка).
Образец ответа:
- На картине Левитана лодка и на картине Сиденко тоже лодка.
-Как вы думаете, почему на обеих картинах нарисованы лодки? (выслушать ответы детей). Расскажите, где расположены лодки?
-Расскажите, чем картины отличаются? (небом, деревьями, дальним планом, цветом земли, яркостью красок)
Образец ответа:
- На картине Левитана больше деревьев, а на картине Сиденко деревьев меньше.
-Подумайте и скажите, на какой из картин изображена более ранняя весна? (на картине Сергея Сиденко). Почему вы так думаете? (потому что у Сиденко ещё снег не весь растаял).
-На чьей картине больше воды и почему? (на картине Левитана весь снег растаял, поэтому воды стало больше)
О чём вы думаете, глядя на эти картины? Что вы чувствуете?
Что в этих картинах самое главное (весеннее половодье, весенний паводок)
Музыкальная физминутка.
- Послушайте рассказ, который я вам сейчас прочитаю.
Воспитатель читает отрывок из произведения И. Соколова – Микитова «Лесные картинки»
«Радостна, шумна и пахуча весна! Звонко поют птицы, звенят под деревьями весёлые ручейки! Смолой пахнут набухшие почки. Тёплый ветер пробегает в высоких вершинах. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветёт на опушках черёмуха, защёлкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!». Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель. Побегами молодой травы, голубыми и белыми подснежниками покроются лесные полянки. Хороша, радостна, весела весна в лесу!
-О какой весне говорится в этом рассказе?
-Какими словами описывает автор весну?
-Придумайте определение к слову «весна», какая она?
-Придумайте определение к слову «лес»? Какой он?
-А черёмуха какая? Какое определение вы можете подобрать к слову «ручеёк»? С чем его можно сравнить?
(Добиваться, чтобы дети передавали словом, интонацией чувство радости)
Музыкальная физминутка.
-Давайте вернёмся к нашим картинам. Наверняка вам одна из картин понравилась больше, но вы нам не говорите, какая. Я предлагаю поиграть с нашими гостями в игру. Вы опишите картину, которая вам понравилась больше, не называя автора и названия картины, а мы попробуем отгадать.
-Давайте ещё раз вспомним названия картин и их авторов.
Рассказ свой нужно составить по такому плану:
1. Что главное изображено на картине?
2. Расскажите, что изображено на заднем и на переднем плане.
3. Рассказать, как художник изобразил деревья, землю и небо на картине.
4. Расскажите, какие краски использовал художник.
5. О чём хотел рассказать нам художник?
-Рассказ начните так «Мне понравилась картина, на которой изображён… Не забудьте в своём рассказе использовать новые слова паводок или половодье, лазоревое.
Заслушиваются 3-4 рассказа. Зрители угадывают картины. Воспитатель хвалит детей, отмечает удачные моменты.
- Наше занятие закончено. Когда придёте домой, расскажите родителям, какие картины вы видели и кто хочет попробуйте сами изобразить весеннее половодье.