Брянская легенда. Соловей-разбойник и Илья Муромец.




Соловей-разбойник — былинный персонаж, противник богатырей, обладающий чудовищной силой, скрытой в его свисте. Правда это или вымысел? Говорят, Соловей-разбойник жил под Карачевом всего в 40 километрах от Брянска...

В историческом описании церквей Карачевского уезда сохранились выдержки из церковной летописи села Девять Дубов. Оно считается древнейшим из сел Карачева, а свое название получило благодаря старому пню, что стоял аккурат посередине деревни возле дома крестьянина Фомина. На этом пне выросли девять дубов-отростков. Они так тесно сплелись между собой, что и не найти было места лучше под разбойничье гнездо!

Соловьиная история и споры вокруг нее начались в середине XIX века. В Нижегородской губернии Евграф Фаворский записал один из вариантов былины об Илье Муромце, в которой богатырь снимает осаду черной силы с Чернигова. В честь этой победы князья и бояре дают пир.

Илья же спешит в Киев к великому князю Владимиру и спрашивает черниговских, как проехать в столицу. На что слышит такой ответ:
«Ох ты гой еси, Илья Муромец!
Пряма дорожка не проста стоит, —
Заросла дорога лесы Брынскими,
Протекла тут река Смородина;
Еще на дороге Соловейко-разбойничек
Сидит на тридевяти дубах, сидит тридцать лет;
Ни конному, ни пешему пропуску нет».
Поклонился им Илья Муромец,
Поехал он лесами Брынскими.

Итак, главные доказательства сторонников существования Соловья-разбойника в Брянской области: «брынские» леса, село Карачарово и дорога на Киев. Сейчас трасса проходит через Калугу и Брянск, пролегая в 20 километрах от Карачева, и ведет до Киева.
И от него ли то от посвисту соловьяго,
И от него ли то от покрику звериного…
Темны лесушки к земли вси приклоняются,
А что есть людей, то вси мертвы лежат.

СОЛОВЕЙ РАЗБОЙНИК

Соловей-разбойник – былинный персонаж, обладавший чудовищной силой, скрытой в его свисте. Правда это или вымысел? Говорят, что Соловей-разбойник жил всего в 40 км от Брянска…
Читаем в былине:
Как из славного города Мурома
Из тово села Корочарово
Как была-де поездка богатырская,
Нарежался Илья Муромец Иванович
Ко стольному граду Киеву…

Поехал он через те лесу брянския,
Через те грязи смоленския….

Наезжал Илья на девяти дубах,
И наехал он, Илья, на Соловья-разбойника.

Село Карачарово (Карачаево) связывают с городом Карачевом. Не случайно упоминаются и 9 дубов. В Карачевском районе и теперь существует село с таким названием. Говорят, что на месте села рос пень, на этом пне выросли 9 дубов-отростков, которые сплелись между собой. Лучшего места для разбойничьего гнезда не найти. Свист Соловья приводил в ужас все живое: деревья клонились к земле, всё живое падало замертво. До сих пор считается, что свист – вовсе не безобидный звук. У моряков даже существует поверье, что свистом можно накликать бурю, поэтому свистеть на корабле строго запрещено. Свистеть в доме считается дурной приметой: говорят, денег не будет. Не потому ли, что в древности свист связывали с нападением разбойников, которые грабили людей.
А мы переносимся из времен былинных в 19 век.

 

 

4.Святое озеро:

О том, что Брянщина славится лесами, помнят все. Но не многие знают, что среди дебрей и болот спрятаны и настоящие жемчужины — красивейшие озера, с которыми связано немало легенд. Одно из них — Святое — расположилось неподалеку от станции 176-й километр в Жуковском районе.

Это карстовое озеро площадью 16 гектаров, глубина которого достигает 16−18 метров. Однако, как это часто бывает с лесными озерами, его придонная часть заполнена торфяным илом. Это обстоятельство вместе с огромной глубиной по сей день продолжает питать местные легенды и воображение впечатлительных дайверов.

Одна из легенд рассказывает о том, что давным-давно на месте, где сейчас серебрится гладь озера, стояла церковь. Однажды она ушла под воду. Местные поговаривают, что в тихую погоду можно над Святым услышать звон колоколов. Отыскать под водой следы храма пытались многие смельчаки, однако до настоящего дна они так и не добрались, наткнувшись на непреодолимую преграду в виде толщи ила.

Еще одна легенда Святого гласит, что озеро не любит чужаков и прячется, не показывается неугодным, водя их бесконечными кругами.

 

5. Река НЕРУССА:

На юге Брянской области протекает река Нерусса. Ниже древнего Трубчевска она впадает в Десну. Изумительно красивы берега Неруссы в нижнем течении. В сосновом бору и дубовых рощах доживают свой век старики древних деревень Черни, Слободы, Смелижа… От них мы узнали о произошедших здесь событиях давно минувших дней.

Предки этих стариков жили как бы в пограничной зоне. Узкая полоса реки отделяла их от степей, где хозяйничали воинственные кочевники-половцы. Частыми и кровопролитными были схватки руссов с половцами. Но были и периоды затишья, когда половцы, собравшись на левом берегу реки, слушали доносившиеся к ним с правого берега протяжные русские песни. А русские парни, приложив руку к глазам, с восторгом смотрели на лихие пляски половецких девушек…

Смелый юноша Ратибор переплыл речку и подошёл к танцующим. Половецкие девушки окружили его и стали демонстрировать своё искусство. Каждая девушка хотела понравиться красавцу с правого берега. В конце танца Ратибор взял за руку смуглянку Зульфию и повёл в свой дом. Родители были напуганы появлением половчанки. Они знали, что это приведёт к войне. Боялись и все жители деревни. Но Ратибор настоял на своём. Он обвенчался с Зульфиёй по старинному языческому обряду. В деревне был организован свадебный пир. Невесёлой получилась свадьба: старики ждали нападения. Юноши готовили боевые топоры и копья. Девушки, обезумев от ревности, решились на преступление. Во время свадебного хороводного танца, они вовлекли в круг невесту Зульфию, и, танцуя, всё время подталкивали её к реке. У крутого берега реки они набросились на девушку и со словами: «Умри, Нерусса», убили её и сбросили в реку. Гуляющие ничего не заметили. Девушки продолжали танцевать. Хоровод сопровождался свадебной песней… А в кругу плясала белокурая Евдоха, которая давно была объявлена невестой Ратибора.

«Где Зульфия?» - кричал Ратибор. «Кто такая, кого ты так называешь?» - отвечали односельчане. Имя Зульфии они не могли выговорить.

«Чего хочет ваш сын?», - спрашивали старики у родителей Ратибора. «Он ищет свою Неруссу – отвечали родители, - А она либо сбежала, или выкрали её половцы. Вот беда-то будет…»

Влюблённый Ратибор переметнул через речку, прибежал в стойбище половцев и был там убит.

Жених Зульфии Тахир долго искал свою любимою. Пробирался он на правый берег, тайно обходил русские деревни. В своей кибитке плакал и звал свою невесту.

Его тоска была так велика, сто долетала до царства водяного царя, в семье которого среди русалок жил Зульфия. Однажды, когда Тахир, плача, звал её к себе, она поднялась над водой.

Племя Тахира откочевало на сотни километров от реки, назвав речку Зульфа-Русса. А русские жители прибрежных деревень, увидев смуглую русалку в реке, назвали свою речку – студенку жилищем русалки Неруссы или просто Неруссой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: