Живопись восковыми красками




Техники и материалы живописи

Основы для живописи

До XV в. в Европе в качестве основы для станковой живописи использовали преимущественно дерево, при этом предпочтение той или иной породы древесины в зависимости от страны могло быть разным. В Италии применяли доски из тополя, лиственницы, липы, в Голландии – из дуба, во Франции часто использовали орех, в России – липу. Особое значение придавалось качеству древесины, служившей основой для картины: известно, что во Фландрии в XVII в. был принят закон, по которому продажа досок под живопись разрешалась лишь после их проверки.

На тыльной стороне доски, одобренной специальной комиссией, выжигалось изображение двух ладоней. После высокой оценки, вынесенной уже готовому живописному произведению, ниже выжигалась башня, оба этих символа являлись частью герба города Антверпен. Такой контроль был результатом общей любви и уважения к искусству.

Кроме дерева мастера прошлого применяли в качестве основ и другие материалы: камень, листовую медь, железо, цинк, стекло и т. п. Так, итальянский художник XVI в. Себастьяно дель Пьомбо написал свою картину «Несение креста» на каменной основе – шифере.

Широкое распространение в качестве основы для живописных произведений небольшого размера получили также медные пластины. Первыми на них стали работать итальянские мастера XVI в., но постепенно этот вид основы завоевал популярность и в других художественных школах – Голландии, Франции, Испании, Англии.

В России медные доски использовали в XVII в. царские иконописцы, а в XVIII в. некоторые художники применяли ее для миниатюрной живописи, в том числе В. Л. Боровиковский.

Кроме меди художники использовали и другие металлы – олово, свинец, цинк, примером чему может служить известное произведение Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем», написанное им для Кирилловской церкви в Киеве и исполненное на большой цинковой доске.

Ян Брейгель Старший Ваза с цветами, драгоценным камнем, монетами и раковиной Медь, масло. 1607

 

С XV в. в качестве основы живописцы все чаще начинают использовать холст. Возрастающее предпочтение этого материала объясняется как практическими, так и эстетическими его особенностями. Неровности холста создают на поверхности живописи дополнительную вибрацию света, фактура ткани становится важным художественным элементом композиции. Этот эффект усиливается за счет грунтовки холста и соответствующей техники письма. Поскольку в качестве основы для живописи в данном случае используется ткань, написанные на ней картины называют «живописными полотнами».

Для создания подготовительных эскизов и этюдов художники издавна обращались к более дешевым видам основ – бумаге и картону. Нередко выполненные на них работы становились самостоятельными произведениями искусства, обладающими большой художественной и исторической ценностью.

Инструменты

Краски наносятся на основу кистями различных форм, имеющими щетину разной жесткости, натуральную или синтетическую. Нередко мастер прибегает и к другим инструментам, таким как мастихин (от итал. mestichino), с помощью которого смешиваются краски, очищается палитра (дощечка для смешивания красок) или наносится густой слой краски на основу. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как и кисти, могут иметь самую разнообразную форму и размер. Но случались в истории живописи примеры, когда художник использовал в качестве инструмента свои пальцы, эта особенность была свойственна, например, Винсенту Ван Гогу – мастеру, значительно изменившему в конце XIX в. представления о привычных методах написания картин.

Краски

Краски издревле изготавливали из красящих пигментов, перетирая их в мелкий порошок для дальнейшего смешивания со связующим материалом. Пигменты могут быть минеральными (охра, лазурит, киноварь), органическими (краплак, жженая кость) и искусственными (свинцовые белила, берлинская лазурь). И если на протяжении многих столетий краски перетирались и смешивались в мастерских самими художниками (или их помощниками), то в XIX в. начинают появляться уже готовые для работы смеси. Более того, в 1841 г. было запатентовано такое изобретение как тюбик для краски, подаривший художникам возможность подолгу работать на открытом воздухе (пленэре), вне стен мастерской, имея под рукой все самое необходимое. Это открытие во многом повлияло на развитие живописи во второй половине XIX в.

Все виды красок делаются на основе связующего вещества, которое обеспечивает их соединение с основой. Вначале древние художники научились связывать пигменты с помощью водорастворимого животного клея. Другими связующими служили древесная смола или камедь, а также яичный белок, желток, пчелиный воск. С XV по XX в. основным связующим веществом являлось растительное масло, именно поэтому данный вид живописи и получил свое название – масляная. В зависимости от того или иного связующего вещества живопись можно разделить на несколько видов.

Клеевая живопись – живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества для красок.

Это одна из древнейших техник живописи, в ней выполнены росписи египетских саркофагов и погребальных покрывал, множество произведений Древнего Востока, средневековых Средней Азии, Индии, Китая, Японии. Для настенных росписей XVII в. в России было характерно сочетание клеевой техники с темперой и фреской. В XVIII—XIX вв. клеевая роспись получила некоторое распространение для оформления внутренних помещений общественных и культовых зданий Западной Европы и Америки. Клеевые краски непрозрачны, поэтому они дают матовое покрытие. При избытке клея на поверхности появляется блеск, а краски приобретают высокую интенсивность. Но бывает так, что при недостатке или избытке клея изображение может утратить прочность.

Андреа Мантенья Мария со спящим Иисусом Холст, клеевая краска. 1455

Такая техника предусматривает предварительную подготовку поверхности посредством наложения на неё клеевой основы и шлифовки до полной гладкости. Рисунок клеевыми красками наносится как правило до полного высыхания грунтовки, выполнение работы требует определенной быстроты, так как клеевые краски быстро высыхают и становятся непригодными для повторного использования.

Живопись восковыми красками

Портрет женщины I–III в. до н. э.

Энкаустика – техника живописи восковыми красками – также является одной из первых, что начали применять мастера Древнего мира для росписей стен и деревянных досок. Данная техника предполагала растапливание на огне заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, для чего использовалась специальная металлическая палитра. Краски наносились при этом не только кистью, но и разогретой металлической палочкой (каутерием).

Фреска

Доменико Гирландайо Рождество Богородицы Фреска.1485–1490

Фреской называют вид монументальной живописи, предполагающий нанесение на стену, покрытую сырым известковым грунтом, пигментов, смешанных с водой. Жидкая водяная краска впитывается в штукатурку, и после ее высыхания пигмент прочно соединяется со стеной. Живопись водяными красками по сухой штукатурке называется а секко. Секко дает преимущество во времени, позволяя художнику расписывать за один день большую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но при этом она является не столь долговечной техникой. Техника а секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII—XVIII вв.

Масляная живопись

Растительное масло, вначале ореховое, затем маковое и льняное, использовалось в качестве связующего еще до эпохи Возрождения, но было более распространено в Северной Европе, нежели в Италии. Именно мастерство северных художников, таких как Ян ван Эйк, убедило венецианцев, а затем всю Италию и Европу, что масло наилучшим образом подходит для станковой живописи. Преимуществами данной техники является ее универсальность и долговечность. Краску можно разводить растворителями и накладывать тонким слоем, а можно наносить более густыми (пастозными) мазками. Кроме того, художник имеет возможность исправлять непросохшую живопись в течение довольно длительного времени, счищая слои и нанося новые или накладывая один слой на другой.

Темпера

Антонио Пизанелло. Портрет принцессы (портрет Джиневры д’Эсте). Темпера, дерево Ок. 1435–1440

Темпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, изготавливаемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV— XVII вв. они были основным материалом станковой живописи. Начиная с традиций византийского искусства, эта техника широко применялась и продолжает применяться в иконописи, в связи с чем в России она оставалась преобладающей вплоть до конца XVII в. Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо. Цветовые градации и переходы достигаются путем нанесения краски в несколько слоев.

Акварель и гуашь

Уильям Тернер Венеция Вид восточнее острова Джудекка. Восход солнца Акварель, бумага. 1819

И акварель, и гуашь делаются на основе гуммиарабика, разница состоит в том, что акварель прозрачна, а гуашь, благодаря добавлению мела приобретает матовость. В акварели светлую поверхность бумаги используют для создания световых эффектов. Свет проходит через прозрачные слои краски и отражается от основы, например, от белой бумаги. Непрозрачность гуаши и ее способность сохранять равномерный тон на больших участках работы подходит для создания ярких композиций большого формата. Акварельная живопись вошла в употребление позже других техник; еще в начале XIX в. в «Полном трактате о живописи», написанном художником Пайо де Монтабером, она упоминается лишь вскользь, как искусство, не заслуживающее серьезного внимания. Однако, несмотря на позднее возникновение, акварель в короткое время получила довольно широкое распространение.

Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись гуашью), существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Так, например, некоторые работы Рафаэля или Шарля Лебрена представляют собой не чисто акварельные произведения, а раскраску эскизов частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили образцами при написании фресок. К подобного рода «раскрашиванию» (как к эскизам для жанровых картин) обращались также голландские и фламандские живописцы. Например, Рубенс, хотя и делал эскизы гуашью, предпочитал более прозрачные краски. Все же подобные произведения старых мастеров можно было назвать лишь раскрашенными рисунками. Но когда художники стали заглушать красками резкие черты контуров, сделанных пером или карандашом, а для растушевки теней начали употреблять кисть, акварель превратилась в абсолютно самостоятельный вид живописи.

Акриловые краски

Акриловые краски были разработаны в 1940-х гг., их используют многие современные художники. Это стойкие и быстро сохнущие краски. Преимущества акрила в том, что в процессе работы краску можно разбавлять водой. После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой. Акриловые краски можно накладывать как прозрачными слоями, так и более плотными. Цвета акриловых красок всегда остаются яркими и сочными.

Стоит отметить, что произведения живописи нередко создавались и в смешанной технике, как в случае с работами художника-прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса из серии «Дни творения». Смешанная техника была особенно характерна для мастеров XX в., которые начали включать в красочный слой картины вырезки из газет, куски ткани, части реальных предметов, а в краску могли добавлять песок, как это, к примеру, делал Пабло Пикассо. В качестве основы, начиная с прошлого столетия, стали использовать фанеру, оргалит, ДСП и другие современные материалы.

Основные материалы живописи:

- живопись гуашью (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства – классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);

- акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые – к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»);

- живопись пастелью (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);

- работа тушью (и в данном случае, как и в двух предыдущих – нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь – ахроматическая гамма);

- живопись акрилом;

- смешанная техника.

Навыки работы с живописными материалами осваиваются в процессе работы над практическими работами, выполняемыми акварельными и гуашевыми красками в течение всего периода обучения.

Художественные гуашевые краски идеальны для живописных, декоративных работ и графики. Гуашью можно работать практически на всех материалах, имеющих более или менее ровную поверхность: на бумаге и картоне, на грунтованном и негрунтованном полотне, на металле, дереве, кости, пластмассе, стекле, коже... Гуашь – материал, предназначенный и для начинающих художников и для профессионалов. При изготовлении гуашевых красок используются самые стойкие и яркие пигменты. Гуашь художественная хорошо набирается на кисть, обладает замечательной разносимостью, хорошо сохнет. Низкая отражающая способность позволяет достигать ощущения бархатистости. Гуашь является морозоустойчивой и не теряет своих свойств при размораживании.

Гуашь выпускают двух видов – художественную (для станковой живописи) и плакатную (для оформительских работ). Плакатная гуашь более плотная по составу и насыщенная по цвету, в ней белила заменены на каолин, который почти не выбеливает краску, цвет остается ярким и насыщенным, но при этом плотность гуаши возрастает. Для живописи излишняя плотность не нужна, поэтому состав художественной гуаши остался традиционным – с добавлением белил. В последнее время на рынке профессиональных художественных красок появился еще один вид гуаши – гуашевые краски на акриловой основе. Сохранились все стандартные характеристики гуаши – яркость, насыщенность тона, плотность и при этом акриловая гуашь при высыхании становится более водостойкой. По рабочим характеристикам виды краски отличаются, но это не мешает в живописи комбинировать слои акриловой и обычной гуаши.

Принадлежности для работы гуашью. Наиболее удобна для гуаши фарфоровая или пластмассовая палитра с лунками для красок по краям. Краски смешивают в середине палитры. После работы палитру следует мыть водой с помощью губки или ваты. В гуашевой живописи применяют преимущественно синтетические и колонковые кисти, в декоративных работах – крупные номера щетинных кистей. После окончания работы их надо хорошо промывать.

Акваре́ль (фр. Aquarelle – водянистая; итал. acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Акварель совмещает особенности живописи (богатство тона, построение формы и пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в построении изображения, отсутствие специфической рельефности мазка, характерной для живописной поверхности).

Основой для акварели является, как правило, бумага, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка. Для этого служат особые рамки (стираторы), на которые натягивается лист. Таким образом, во время письма акварелью «по-сырому» бумагу можно смачивать снизу, или класть на мокрую фланель.

Связующим веществом для акварельных красок служат легко растворимые водой прозрачные растительные клеи – гуммиарабик и декстрин. В качестве пластификатора в них вводят глицерин и инвертированный сахар, удерживающие влагу. Без этого краски бы легко пересыхали и становились хрупкими. Другая добавка к акварельным краскам, служащая поверхностно-активным веществом – бычья желчь. Она препятствует скатыванию красок в капли, облегчая рисование. Для защиты от плесени вводится антисептик – фенол.

Живописные техники и приёмы работы акварелью и гуашью

Существует также узкая трактовка термина живопись как работ, выполненных красками на определенной основе (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др.). В узком значении термин живопись противопоставляется работам, созданным на бумаге, для которых обычно применяется термин «графика».

Техника «гризайль» предполагает создание живописно-графического изображения с применением краски одного цвета (например, чёрной). В акварели краска, разведенная водой, должна найти воплощение в получении различных оттенков от чёрного до серых оттенков цвета разной светлоты. Необходимо помнить, что в акварели именно белая бумага играет роль самого светлого тона в работе. В гуаши – чёрная краска и белила позволяют получить богатство палитры ахроматических цветов (разнообразные оттенки серого цвета). Гуашь легко перекрывает темные тона светлыми и, наоборот, – в этом её главное отличие гуаши от акварели.

Техника «пуантилизма» (в переводе с французского – «точка, касание»). Название техники письма неоимпрессионистов, заключающаяся в наложении краски чистых цветов раздельными мазками точечной или прямоугольной (дивизионизм) формы. С помощью этой техники можно создавать композиции с эффектом пространственно-оптического смешения цвета: (мелкие мазки при отходе от картинной плоскости на определённое расстояние в результате суммарного смешения сливаются в различные цветовые пятна).

Техника «по сырому». Акварель. Выполняется как хроматическим, так и ахроматическим цветом по влажной бумаге. Возможен более простой способ: предварительно увлажненный лист акварельной бумаги, достаточно хорошо впитывающей влагу, кладут на стекло, при этом, в зависимости от того, как долго отрабатывается конкретный участок рисунка, выбирают угол наклона стекла, но чаще всего стекло лежит горизонтально. Сообразуясь с собственными манерными возможностями, можно допускать, чтобы вода на листе бумаги выступала в виде лужи или глубоко впитывалась и создавала лишь отдельный влажный участок. Краска в таких случаях играет по-разному, создавая желаемый эффект. Собственно говоря, именно в этом заключается современное понимание акварельной техники.

Техника «лессировка». Акварель. Заключается в нанесении одного за другим прозрачного красочного слоя поверх полностью высохшего цветного пятна на картинной плоскости (в один приём, без растворения нижнего красочного слоя). Лессировку выполняют с расчётом «на утемнение», погашение активного цвета, обогащения цветовой гаммы, постоянно уточняя методом сравнительного анализа цветовой колорит композиции.

Приём «а-ля прима» заключается в том, что этюд акварельными (гуашевыми) красками выполняется в один приём, без переписывания его отдельных участков. Приём требует некоторого живописного опыта.

В акварели проработка цветовых пятен осуществляется по сырой бумаге, на поверхности которой предварительно прорисовываются основные изображаемые объекты (посредством вливания цвета в цвет). В технике акварели «по сухому», одним касанием кисти, наносят уверенные по форме и насыщенные по цвету мазки краски, не размывающие нижний слой, усиливая цветовую глубину и сохраняя чистый, свежий колорит этюда.

 

Задание!

1. Изучаем и конспектируем главное! (фото мне в личное сообщение)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: