Специфика социальных технологий. Сфера услуг.
Социальная технология – комплекс научных знаний и практического опыта, позволяющий рационально прогнозировать конкретный социальный процесс. Эта технология включает методы и рекомендации организационно-управленческого характера, чётко сформулированные цели и задачи, конкретные качественные показатели их достижения, этапы и сроки реализации проектов, необходимые для этого материальные и людские ресурсы, правовое и информационное обеспечение.
Другими словами, социальная технология – совокупность приёмов, методов и воздействий, позволяющих добиваться поставленных целей в решении задач взаимодействия между людьми, т.е. направленных на изменение состояния (преобразование) социального объекта, системы или ситуации.
Понятие «социальная технология» в России появилось в 70 – 80-е годы XX века в связи с необходимостью разработки качественно новых подходов к решению проблем общественного развития, что было связано с усложнением социально-экономических отношений.
С помощью социальных технологий (глобальных, информационных, обучающих, политических и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рисковые ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Технологии социальной работы
В любом государстве есть группы людей попавших в трудную жизненную ситуацию: дети-сироты, дети и взрослые с ограниченными физическими возможностями, престарелые одинокие граждане, семьи с низким уровнем доходов. Таким людям необходима помощь государства и общества. С этой целью создаются центры социальной помощи семье и детям. В центрах работают специалисты - социальные работники. Они выявляют нуждающиеся семьи, их проблемы и применяют подходящую технологию социальной помощи.
|
Технологии социальной работы – это совокупность научных знаний, средств, приёмов, методов и организационных процедур, направленных на оптимизацию объекта социального воздействия.
Цель социальной работы – обеспечение нормальных, достойных человеческого существования условий жизни.
Сфера обслуживания — это группа отраслей народного хозяйства, которые предоставляют населению различные услуги и организуют процесс потребления духовных и материальных благ.
Социальные технологии используются в различных сферах деятельности:
• образовании (технологии образования);
• коллективной коммуникации;
• бизнесе (реклама продукции на рынках товаров и услуг);
• политике (в выборных кампаниях) и т. п.
Рис. 1. Классификация социальных технологий
Социальные технологии, как правило, реализуются с помощью информационных технологий. Информационная технология – выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее организовать тот или иной информационный процесс.
В государственном управлении социальные технологии используются при разработке программ социально-экономического развития (рис. 2), планов развития отраслей экономики, новых законов.
Рис. 2. Виды социальных услуг
В политической сфере социальные технологии могут применяться для идеологической работы и формирования общественного мнения. Формирование общественного мнения — важный показатель значимости, например, определённой социальной группы. Общественное мнение имеет практически действенный характер, поскольку находит прямое отражение в поведении и деятельности социальной группы или общества в целом.
|
Первая задача анализа общественного мнения заключается в выявлении проблем, которые входят в сферу общественного интереса заинтересованных групп. Общественное мнение анализируют для того, чтобы учитывать его при обращении к аудитории в целях формирования желательного общественного мнения и соответствующего поведения социальной группы или общества в целом.
Принципы, процедуры и стандарты взаимодействия с клиентами, принятые в конкретной организации или определённой сфере бизнеса, определяют технологии сервиса. Клиентами какой-либо фирмы обычно считают внешних (по отношению к фирме) людей или организации, которые покупают или используют продукты или услуги данной фирмы. Иногда термин «клиент» используют при определении внутренних взаимоотношений организационных подразделений фирмы друг с другом (сервис-отношение). Тогда их называют внутренними клиентами.
Важными показателями для оценки качества сервиса являются удовлетворение клиента качеством товара, уровнем сервиса при совершении конкретной покупки и лояльность клиента к данной фирме. Эффективность работы организации в значительной степени определяется используемыми руководством организации управленческими технологиями.
Управленческие технологии – это набор управленческих средств и методов достижения поставленных целей организации, включающий:
|
· методы и средства сбора и обработки информации;
· приёмы эффективного воздействия на работников;
· принципы, законы и закономерности организации и управления;
· системы контроля.
Одна из специфических и одновременно наиболее важных особенностей социальной технологии – умение эффективно работать с людьми, раскрывать их потенциальные ресурсы и возможности в целях оптимизации и повышении эффективности их деятельности.
Виды социальных технологий:
· социальная работа,
· сфера обслуживания,
· СМИ,
· социальные сети.
Группы отраслей сферы обслуживания:
· Жилищно-коммунальное обслуживание.
· Розничная торговля.
· Общественное питание.
· Бытовое обслуживание.
· Образование (просвещение) и воспитание детей.
· Медицинское обслуживание.
· Досуг и отдых населения.
· Культурно-просветительное обслуживание.
· Услуги связи.
· Информационное обслуживание.
· Пассажирский транспорт.