по результатам деятельности в 1 полугодии 2018 года




Информация Алтайского краевого УФАС России

по осуществлению государственного надзора за соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"

по результатам деятельности в 1 полугодии 2018 года

 

Главой 5 Федерального закона «О рекламе» (далее по тексту – Закон о рекламе) определен порядок государственного надзора в сфере рекламы и ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:

1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе, антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, за 1 полугодие 2018г. отделом контроля рекламы и недобросовестной конкуренции было рассмотрено 102 заявления (обращения) по рекламе, содержащей признаки нарушения Закона о рекламе.

В результате рассмотрения поступивших заявлений (обращений) в первом полугодии 2018 года в 32% случаев были установлены нарушения, возбуждено и рассмотрено 64 дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения дел выдано 47 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

За данные нарушения Алтайским краевым УФАС России возбуждено 22 административных производства, ответственность за которые установлена статьей 14.3 КоАП РФ, 9 из них – в отношении хозяйствующих субъектов г.Бийска. По 17 делам выданы предупреждения, по 5 - постановления о наложении штрафа; взыскано 118 тысяч рублей.

Кроме того, рассмотрено 20 административных дел за нарушение рекламораспространителями статьи 14.38 КоАП РФ («Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах»), возбужденных органами внутренних дел. По 12 делам выданы предупреждения, по 8 вынесены постановления о наложении штрафа; взыскано 10,9 тысяч рублей.

Алтайским краевым УФАС России рассматриваются заявления физических и юридических лиц, а также обращения, переданные по подведомственности управлением Роспотребнадзора, Роскомнадзора, Государственной инспекции Алтайского края, прокуратурой, органами внутренних дел и администрациями городов и районов края. Также антимонопольным органом возбуждаются дела по собственной инициативе.

В 1 полугодии 2018г. специалистами управления установлено 93 факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по которым составлен рейтинг статей Закона о рекламе, по которым хозяйствующие субъекты чаще всего допускают нарушения:

· первое место по-прежнему занимает «недостоверная реклама» (статья 5 Закона о рекламе) – 20,4%;

· второе место – «реклама медицинских услуг» (статья 24 Закона о рекламе) – 12,9%;

· третье место поделили между собой «смс-реклама» (статья 18 Закона о рекламе) и «реклама финансовых услуг» (часть 1 статьи 28 Закона о рекламе) – 10,6%.

По сравнению с 1 полугодием 2017 года в 1 полугодии 2018 года количество фактов нарушения законодательства о рекламе увеличилось на 13. Прирост нарушений установлен в таких областях, как «недостоверная реклама» (на 6 фактов), «агрессивная реклама» (на 1 факт), «дистанционный способ продажи в рекламе» (на 2 факта), «реклама алкогольной продукции» (на 3 факта), «предупреждение в рекламе лек.средств, мед. изделий и мед. услуг» (на 3 факта), «наименование лица, оказывающего услуги» (на 3 факта). Вместе с тем, снизились показатели нарушения хозяйствующими субъектами статьи 16 Закона о рекламе (реклама в периодических печатных изданиях), части 1 статьи 24 Закона о рекламе (реклама лекарственных средств), части 7 статьи 5 Закона о рекламе (отсутствие части существенной информации), статьи 7 Закона о рекламе (запрещенные к рекламе товары), статьи 9 Закона о рекламе (реклама о стимулирующем мероприятии).

Хотелось бы в качестве примеров привести дела о нарушении законодательства о рекламе рекламодателями и рекламораспространителями г.Бийска, рассмотренные антимонопольным органом в 1 полугодии 2018 года.

1. 31 января 2018 года решением Алтайского краевого УФАС России наружная реклама «АВТОШКОЛА ИМПОКАР ПЛЮС … ПОДГОТОВКА 100%», с изображением дорожных знаков: «движение на право» и «дети», размещенная и распространенная ООО «ИМПОРКАР ПЛЮС» по адресу: ул. Ленина, д.256 в городе Бийске, признана ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 3 части 2 статьи 5, пункта 6 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Нарушение выразилось в использовании в рекламе утверждения «..ПОДГОТОВКА 100%..», формирующего у потребителя рекламы определенные, но ничем не оправданные ожидания о том, что при обращении клиента в автошколу «ИМПОРКАР ПЛЮС» ему будет оказана услуга, в результате которой ему гарантирована 100% подготовка к сдаче теоретической и практической частей экзамена на получение водительского удостоверения с первого раза, а также в использовании изображений дорожных знаков: «движение на право» и «дети», по манере изображения и цветовому фону идентичных дорожным знакам: 1.23 «Дети» и 4.1.2. «Движение на право», предусмотренным Правилами дорожного движения, что может дезориентировать водителей транспортных средств и создать угрозу безопасности дорожного движения на участке дороге.

По результатам рассмотрения дела ООО «ИМПОКАР ПЛЮС» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Предписание исполнено в установленный в нем срок.

2. 23 января 2018 года решением Комиссии антимонопольного органа признана ненадлежащей реклама ООО «Лечебно-диагностическая клиника»: «О самом ценном!», размещенная в журнале «Бийчанка» №3 (748), 2017, поскольку в ней нарушены требования части 8 статьи 24 Закона о рекламе.

Реклама была размещена в журнале в виде статьи и содержала информацию об использовании в Лечебно-диагностической клиники метода аргоноплазменной коагуляции, о наличии высокотехнологичного оборудования - механотерапевтической установки «Ормед-профессионал», позволяющей проводить вытяжение позвоночника и вибрационный массаж мышечно-суставного аппарата, о наличии УЗИ сканера, позволяющего создавать трехмерную реконструкцию в режиме SMART 3D и объемное изображение в формате 4D в реальном времени.

То есть в рассматриваемой рекламной статье раскрывалось содержание методов диагностики и лечения: аргоноплазменная коагуляция; дерматоскопия; ультрозвуковая диагностика плода (трехмерная реконструкция в режиме SMART 3D и объемное изображение в формате 4D), а также рекламировалась механотерапевтическая установка «Ормед-профессионал», предназначенная для специалистов с высокими требованиями к эксплуатируемой технике.

Тем самым нарушение законодательства о рекламе выразилось в несоблюдении рекламодателем (ООО «Лечебно-диагностическая клиника») и рекламораспространителем (ИП Ш.) ограничений, касающихся рекламы методов диагностики и лечения, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, реклама которых допускается не иначе, как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Согласно свидетельству о регистрации СМИ ПИ № ТУ 22-00651 от 01.02.2017, журнал «Бийчанка» специализированным печатным изданием, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников, не является.

Нарушение законодательства о рекламе устранено добровольно, до принятия Комиссией решения по делу, в связи с чем предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ООО «Лечебно-диагностическая клиника» и ИП Ш. не выдавалось. Вместе с тем, ИП Ш. и должностное лицо ООО «Лечебно-диагностическая клиника» привлечены к административной ответственности в порядке статьи 14.3 КоАП РФ и им назначено административное наказание в виде предупреждения.

3. 13 марта 2018 года размещенная и распространенная ИП Л. в городе Бийске по адресу: ул. Красноармейская, д.43 на двух рекламных конструкциях реклама «СУПЕР СУШИ ДОСТАВКА РЕЖИМ РАБОТЫ: с 10.00 до 23.00 т. 8 963 527- 58-37 vk. com/ idsuper_sushi ok.ru/profile/569017936254» и «Наши суши-Супер суши! СУПЕР СУШИ ДОСТАВКА Приятного аппетита! Ул. Красноармейская, 43, т. 8963527-58-37 Режим работы: 10 00 – 23 00, без выходных», признана Комиссией антимонопольного органа ненадлежащей, поскольку не соответствует статье 8 Закона о рекламе.

Антимонопольным органом установлено, что рассматриваемая рекламная информация о доставке подпадает под понятие дистанционного способа продажи товаров, содержащееся в пункте 2 статьи 497 Гражданского кодекса РФ, поскольку у потребителя отсутствует прямой, непосредственный контакт с товаром либо его образцом до заключения договора, и как следствие, отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо образцом товара при заключении договора купли-продажи.

Распространяя рассматриваемую рекламу, ИП Л. не указал обязательные в силу Закона о рекламе сведения о лице, осуществляющем продажу товаров дистанционным способом, а именно: фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя.

По результатам рассмотрения дела ИП Л. выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, которое исполнено индивидуальным предпринимателем в установленный срок.

Кроме того, 10 мая 2018г. ИП Л. в порядке статьи 14.3 КоАП РФ привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о рекламе в виде предупреждения.

4. 22 мая 2018 года Комиссия Алтайского краевого УФАС России признала ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (пива): «ОГРОМНЫЙ ВЫБОР НАПИТКОВ ОТ ЛУЧШИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СИБИРИ! бутик напитков «Beer Feast»…» с использованием образов людей (мужчин) с кружкой, наполненной пенным напитком, во рту, поскольку при ее распространении ИП П. нарушены требования пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 6 части 1 статьи 21, пункта 5 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.

Причина признания рассматриваемой рекламы ненадлежащей обусловлена нарушением предпринимателем запрета на распространение рекламы алкогольной продукции (пива) с использованием технических средств стабильного территориального размещения, запрета на использование в рекламе данного товара образов людей и в нарушении запрета на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции.

ИП П. нарушение законодательства о рекламе устранил добровольно, до принятия Комиссией решения по делу, в связи с чем предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе ему не выдавалось, в связи с нецелесообразностью. Вместе с тем, ИП П. привлечен к административной ответственности в порядке статьи 14.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

5. 23 мая 2018 года признана ненадлежащей реклама«Займы под залог ПТС (авто остается у вас) АВТО НЕДВИЖИМОСТИ от 3%...», распространяемая ООО МКК «Виктория» в г.Бийске на маршрутном автобусе №23, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.

Нарушение законодательства о рекламе выразилось в отсутствии в рекламе, наряду с указанием одного условия, влияющего на стоимость займа «от 3%», остальных существенных условий, определяющих полную стоимость займа для заемщика: суммы, срока и т.д.

По результатам рассмотрения дела ООО «МКК «Виктория» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе, которое исполнено Обществом в установленный в нем срок; должностное лицо ООО «МКК «Виктория» привлечено к административной ответственности в порядке статьи 14.3 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

6. 14 июня 2018 года заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю рассмотрены материалы административного дела, возбужденного ОГИБДД МО МВД России «Бийское» в отношении должностного лица ООО «Ломбард Три Кита» за нарушение части 3 статьи 19 Закона о рекламе, выразившееся в размещении в г.Бийске по адресу: ул.Горно-Алтайская., д.71 на одной опоре с дорожным знаком 2.4 «Уступите дорогу» рекламной конструкции типа «штендер» с рекламой «ТРИ КИТА ЛОМБАРД ОЦЕНИВАЕМ ДОРОГО ЗАЙМЫ…».

Рекламный штендер, размещенный в непосредственной близости к опоре со знаком дорожного движения 2.4. «Уступи дорогу», согласно которому, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, встречающийся во время движения участниками дорожного движения, может дезориентировать водителей транспортных средств и создать угрозу безопасности дорожного движения на участке дороге.

В силу части 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, влечет в соответствии с частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела должностное лицо ООО «Ломбард Три Кита» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.38 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

 

Помимо приведенной практики возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушении законодательства о рекламе, Алтайскому краевому УФАС России хотелось бы обратить внимание слушателей на изменения в рекламном законодательстве, произошедшие в 2018 году.

1. Статьей 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в часть 8 статьи 28 Федерального закона от 13.032006 № 38-ФЗ «О рекламе», касающуюся рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, и которая запрещена до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство, государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство, а также получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ, внесены изменения, и она дополнена словами ",если получение такого заключения предусмотрено указанным Федеральным законом".

2. Федеральным законом от 03.08.2018 № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» внесены изменения в часть 3 статьи 14 Закона о рекламе, увеличивающие общую допустимую продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы с пятнадцати до двадцати процентов времени вещания в течение часа, но при этом также устанавливается, что продолжительность рекламы, распространяемой в телепрограмме, не должна превышать пятнадцать процентов времени вещания в течение суток.

Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 14 и частью 6 статьи 15 Закона о рекламе в редакции Федерального закона «О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона «О рекламе» в детских теле- и радиопередачах не допускается распространение рекламы отдельных видов товаров, особенности рекламы которых установлены главой 3 Закона о рекламе. Данное ограничение не распространяется на спонсорскую рекламу, за исключением спонсорской рекламы алкогольной продукции, продукции военного назначения и оружия, основанных на риске игр, пари, услуг по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением, деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.

Таким образом, с 03.08.2018 допускается прерывать рекламой детские и образовательные теле- и радиопередачи. При этом Федеральный закон от 03.08.2018 № 325 не устанавливает ограничений по продолжительности такой рекламы, при условии соответствия длительности такой рекламы общей продолжительности распространяемой в теле- и радиопередачах рекламы как в течение часа, так и в течение суток. Однако часть 7 статьи 14 и часть 6 статьи 15 Закона о рекламе устанавливают запрет на распространение в таких передачах рекламы отдельных видов товаров.

3. В связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 № 61-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе» с 3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

При этом положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Под социальной рекламой согласно статье 3 Закона о рекламе понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, не относятся к рекламе, в том числе в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе возлагается на рекламораспространителя.

Реклама, не допускается ногоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, и (или) иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", если получение такого заключения предусмотрено указанным Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 29.07.2017 N 218-ФЗ)

 

Информация

По осуществлению государственного надзора за соблюдением требований Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам деятельности в 1 полугодии 2018 года

 

Согласно разъяснениям ФАС России исх. № АК/92163/17 от 27.12.2017 реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»)).

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи, не изъятые из оборота. Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.

Частью 1 статьи 467 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если по договору купли-продажи передаче подлежат товары в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам или иным признакам (ассортимент), продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, согласованном сторонами.

Таким образом, системный анализ гражданского законодательства Российской Федерации свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, пейзаж, бутылка вина, пивная кружка, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Так, информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа», «Выезд», «Счастливого пути» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц, в том числе организации, на въезде/выезде в которую установлены конструкция, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования, соответственно, требования Федерального закона «О рекламе» на такую информацию не распространяются.

Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, кондитерская, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

В соответствии с пунктом 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

 

Согласно части 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей") изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.

Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует цели, отличные от цели рекламы - привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, и не может рассматриваться как реклама.

С учетом положений пункта 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе выполненного с использованием товарного знака или его части, адреса и режима работы организации относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения, в том числе в случае размещения такой информации на конструкциях, представляющих собой электронное табло с "бегущей строкой" или подсветкой.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.

Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А56-44838/2016, N А43-11863/2013.

Конструкция признается размещенной в месте нахождения организации в случае размещения на фасаде здания непосредственно рядом со входом в здание, в котором находится организация, либо в границах окон помещения, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация, а также непосредственно над оконными проемами или под оконными проемами такого помещения, либо в пределах участка фасада здания, являющегося внешней стеной конкретного помещения в здании, в котором осуществляет свою деятельность соответствующая организация.

При этом в силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" то обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой.

Так, не является рекламой указание на конструкции в месте нахождения организации только ее наименования без указания адреса и режима работы такой организации или профиля ее деятельности.

Кроме того, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15567/12 по делу N А59-2627/2012, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы. Указанный вывод также подтверждается решениями судов по делам N А70-11815/2016, А51-32939/2013.

Вместе с тем, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Федерального закона "О рекламе", в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А28-12028/2016, N А43-17212/2015, N А51-3119/2010, N А51-7177/2009.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

УФАС по Алтайскому краю установлено, что на территории города Барнаула действует Порядок размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края (утв. постановлением администрации г. Барнаула от 17.11.2017 № 2305) (далее - Порядок).

Абзац 3 пункта 1.3.1. Порядка предусматривает ограничение площади вывески – не более 1.0 кв.м.

Установление возможности размещения вывески площадью не более – 1 кв.м. не предусмотрено федеральным законодательством и может препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

В связи с выявленными признаками нарушения антимонопольного законодательства на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в январе 2018 администрации г. Барнаула, было выдано предупреждение о необходимости устранения причин и условий, способствующих возникновению вышеуказанного нарушения, путем приведения абзаца 3 пункта 1.3.1 Порядка размещения и содержания информационных конструкций на территории городского округа – города Барнаула Алтайского края (утв. постановлением администрации г. Барнаула от 17.11.2017 № 2305) в соответствие с требованиями пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Предупреждение выполнено в установленный срок.

 

2. В соответствии с п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Согласно ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Часть. 10 ст. 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центрально<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: