«Шесть сигма» - это во многом ответ на действия конкурентов или на рыночный уровень качества, недостижимый с помощью одного лишь выходного контроля продукции. Но в России есть более простые способы повысить конкурентоспособность компании, нежели статистический анализ и внедрение процедур качества. Кроме того, клиент (за редкими исключениями) не требует пока качества уровня «шесть сигма» и уж тем более не готов платить премию к текущей рыночной цене за подобное качество. Но это не значит, что система «шесть сигма» не нужна в России. Просто эта система появилась в другой среде, где прочие конкурентные преимущества уже были использованы. В России пока не исчерпаны другие резервы повышения эффективности работы предприятия.
Одна из проблем внедрения в России систем качества высокого уровня типа «шесть сигма» - это проблема системная. Это нужно для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке. Но, по оценкам специалистов, рынка в России в его классическом виде сейчас не более 20%. Все остальное - зоны, где главным конкурентным преимуществом обладает государство и административный ресурс.
В России все еще довлеет наследие старой системы, когда работники работали не с рынком, а с определенными покупателями в рамках плановой системы, в которой не было нужды внедрять систему качества. Хотя на предприятиях оборонной промышленности система военной приемки была, и требования к качеству были весьма жесткими. Денег в те годы не считали, уровень выхода годных изделий никого особенно не волновал. О себестоимости продукции тоже мало кто задумывался.
Из-за всего этого предприятия вели совершенно другую жизнь. Но прежняя психология осталась и до сих пор. Сейчас существуют три тесно связанные проблемы: выход на рынок (внешняя проблема), экономика производства (внутренняя проблема), и качество продукции. Для повышения стандартов качества начали внедрять системы ISO (международная организация стандартизации). Но сертификация по ISO местами шла формально: предприятиям вроде как нужно иметь некий «лейбл», а что стоит за этим «лейблом» и как эти системы должны работать, оставалось за кадром. Поэтому если говорить о внедрении системы «шесть сигма» в России, то это не просто преодолеть все эти три проблемы. Западные корпорации, внедрившие эту систему, шли к этому долго.
|
Но если российская компания хочет достичь лучших мировых показателей по качеству продукции или услуг, по эффективности работы сотрудников, то внедрение методологии «шесть сигма» будет полностью оправдано. Что касается российских компаний в целом, то, возможно, потом, когда требования рынка заставят производителей товаров и услуг радикально улучшать качество товаров и уровень обслуживания, «шесть сигма» будет широко востребована и в России. Хотя сейчас у нас есть ряд совершенно разных компаний, которые уже внедряют систему «Шесть сигм»: «Иструм-Рэнд» (совместное предприятие с Ingersoll-Rand); «АВИСМА»; «ВСМПО»; «Рыбинские моторы» (НПО «Сатурн»); «РОСТАР»; «Красноярский алюминиевый завод»; Аудиторская фирма «Аваль»; подразделение «3М» в России; подразделение «Xerox» в России и др. Небольшой опыт этих компаний свидетельствует о том, что методы «Шести сигм» уже дают ощутимый экономический эффект и на российской «почве».
|
Заключение
Политика в области качества - это основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.
Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: ситуация на рынках сбыта, научно-технический прогресс и достижения конкурентов, положение дел внутри предприятия, а также - общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия.
В соответствии с требованиями международных стандартов на системы менеджмента качества высшее руководство организации должно разработать Политику в области качества. Но для того, чтобы четко определить Политику высшему руководству необходимо сформулировать два важнейших документа - миссию и видение, а затем разработать стратегический план и бизнес-план.
Деминг, Джуран, Кросби – три общепризнанных в цивилизованном мире специалиста в области управления качеством, сформулировали принципы управления качеством.
Для определения политики фирмы в области качества есть смысл пытаться учесть принципы качества, сформулированные всеми тремя основоположниками.
В американских компаниях в рамках осуществления политики в области качества применяются следующие стратегии - бенчмаркинг (разработка ориентиров передового опыта), шесть сигм (практически бездефектное производство), сокращение цикла времени (сокращения цикла времени от получения заказа до его производства).
При системном подходе к внедрению «Шести сигм» - активной поддержке и участии руководства, создании необходимой инфраструктуры и технологической поддержке, компания получает огромные экономические достижения за счет снижения всех типов потерь.
|
Корпоративные достижения Motorola стали результатом нескольких сотен отдельных мероприятий по совершенствованию в области проектирования, производства и сервисного обслуживания во всех бизнес-единицах компании.
Одна из проблем внедрения в России систем качества высокого уровня типа «шесть сигма» - это проблема системная. Сейчас существуют три тесно связанные проблемы: выход на рынок (внешняя проблема), экономика производства (внутренняя проблема), и качество продукции. Поэтому если говорить о внедрении системы «шесть сигма» в России, то это не просто преодолеть все эти три проблемы. Западные корпорации, внедрившие эту систему, шли к этому долго.
Список литературы
1. Басовский. Управление качеством: учебник. – М.:ИНФРА-М, 2013 – 212с.
2. Ильенкова. Управление качеством: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2011. – 199с.
3. Мазур, Шапиро. Управление качестваом: 2-е изд. – Омега-Л, 2005 – 400с.
4. Ш. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. "Новое американское тотальное управлением качеством” [электронный ресурс], режим доступа: https://elib.ispu.ru/library/tqm/book/glava13/index.htm
5. Политика в области качества [электронный ресурс], режим доступа: https://www.iteam.ru/publications/quality/section_85/article_878/
6. Концепция шесть сигма [электронный ресурс], режим доступа:
https://www.six-sigma.ru/index.php?id=288