Развитие гармонического слуха на музыкально-развивающих занятиях в общеобразовательной школе.




Городская открытая конференция

«Актуальные проблемы образования и воспитания обучающихся государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений и государственных бюджетных нетиповых образовательных учреждений в сфере культуры Санкт-Петербурга
(опыт и инновации) »

 

Стендовый доклад на тему:

«Развитие гармонического слуха на музыкально-развивающих занятиях в общеобразовательной школе»

 

 

Выполнила: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Шишарина Ирина Ивановна
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия танца Бориса Эйфмана»

 

Санкт-Петербург

4 декабря 2019 г.


Развитие гармонического слуха на музыкально-развивающих занятиях в общеобразовательной школе.

 

(Из опыта педагогической работы).

Гармонический слух – это способность воспринимать и различать гармонические созвучия, аккорды и их связи между собой. По определению Теплова, гармонический слух представляет собой способность воспринимать (одновременно) множество звуков как единое целое. Гармонический слух проявляется, прежде всего, в способности воспринимать многоголосие. Основную роль в этом восприятии играют эмоциональные ощущения, поэтому главный принцип методики развития слуха в целом – сначала явление должно быть услышано, затем теоретически осмыслено – приобретает в работе над развитием гармонического слуха особенно большое значение.

В процессе восприятия многоголосия внимание может быть направлено на различные стороны звучания – на окраску аккордов, созвучий, на их функциональное значение, на их связи между собой. Кроме того, внимание может быть направлено на отдельные голоса. Для полноценного развития гармонического слуха необходимо работать над всеми перечисленными сторонами восприятия. Педагогу нужно воспитать осознание гармонии, потому что она не осложняет, а облегчает развитие чувства лада, ощущение тяготений определяется яснее.

Работа над одноголосным пением должна проходить параллельно с развитием гармонического слуха с раннего возраста. Главная задача – накапливать слуховые впечатления.

Пение интервалов, аккордов, анализ на слух гармонических оборотов – все это помогает развитию гармонического слуха.

Знакомство с Т – S – D я начинаю с 1 класса. Гармонические функции учащиеся играют в разной фактуре: аккордовой, арпеджио, альбертиевы басы. Проигрывая музыкальные примеры (песни, фрагменты из музыкальных произведений), учащиеся на слух пропевают названия гармонических функций.

 

 

 

Изучив главные ступени, можно дать задание по подбору простейшего аккомпанемента или досочинить мелодию на заданный текст. Сначала это выдержанный бас на такт, а с учетом пианистических возможностей учащегося задание усложняется: ритмически, с разнообразной фактурой. При этом, нужно учитывать в каком жанре исполняется мелодии (песня, танец, марш).

 

 

Для работы над развитием гармонического слуха полезно выстраивать, пропевать многоголосно аккорды, проигрывать, определять на слух цепочки аккордов. В работе дети используют карточки. Практика показывает, что период накопления слуховых впечатлений особенно важен. Это создает базу для дальнейшего развития гармонического слуха. Многие считают, что основным содержанием музыкально-развивающих занятий на начальном этапе является развитие мелодического слуха, работа над одноголосным пением, а работа над гармоническим слухом может начаться позднее. Это неправильное мнение; оно ведет к тому, что развитие гармонического слуха отстает от мелодического. Несомненно, что теоретические знания помогают осмысливать слуховые впечатления, способствуют выработке определенных навыков слухового анализа, а на раннем этапе это воспринимается только эмоционально, неосознанно.

Большую сложность представляет собой работа над воспроизведением услышанного многоголосия, над закреплением многоголосных внутренних представлений. Как известно, внутренние представления в начальном периоде развития слуха бывают слабыми. Это требует проверки и уточнения звучанием. Такой проверкой является мысленное пение. При многоголосии такая проверка для одного учащегося исключается, и внутренние многоголосные представления должны опираться на слуховой образ, закрепленный в памяти.

Существующий прием определения аккорда путем пропевания каждого его звука – неполноценен, так как воспринимается не гармонически, как аккорд, а мелодически. Такой прием не воспитывает гармонический слух. Только при развитом гармоническом слухе, при ясном внутреннем ощущении краски всего аккорда можно пропевать отдельные звуки. Многие педагоги требуют пение аккордовых цепочек. Этот вид работы основан на интонировании интервалов, образующих аккорд, а не на слышании гармонического комплекса. Такой подход к пению аккордов не способствует выработке у учащихся ощущения аккорда, его функционального значения в гармонической последовательности. Складывать аккорд из отдельных звуков приводит к непониманию гармонии. Полезнее петь аккордовые цепочки ансамблем, разделив учащихся по голосам.

Для развития гармонического слуха полезно больше играть аккорды и вслушиваться в них. Вырабатывать у учащихся ощущение краски аккордов и их функциональные связи, слышать комплекс звуков, и различать аккорды по фонизму. В отечественной педагогике тембровой стороне слуха мало уделяется внимания. Между тем, используя приемы и методы московского педагога В.Кирюшина в работе с маленькими детьми при слушании гармонических созвучий, ребенок узнает их «в лицо», по их своеобразному, характерному звучанию, то есть по фонизму. Психологическая основа его – эмоциональное восприятие и запоминание колорита созвучий. Тембровую память полезно тренировать при помощи заданий на определение в предложенном музыкальном фрагменте количества разных созвучий. Для этого необходимо найти примеры, в которых содержалось бы, ограниченное количество таких созвучий и действовал бы принцип повторяемости, что вместе создает условия для успешного запоминания всего музыкального отрывка. Перед его слушанием может быть поставлен вопрос: сколько разных созвучий содержит приведенный фрагмент. Музыкальные примеры лучше давать в различной фактуре, используя материал из музыкальной литературы.

 

 

Слуховая реакция выражается в эмоциональном восприятии звукового эффекта, закрепляемого в памяти. При слуховом освоении гармонических интервалов учитывается тембровая характеристика, расположение звуков в созвучии, свойства консонирования и диссонирования. Слуховое освоение интервалов должно проходить поэтапно. Вот примерные этапы интервалов.

Первый этап. Знакомлю с понятием диссонанс и консонанс. В среднем регистре даю парные интервалы, например: м.3 и б.3. На каждый интервал заготовлены карточки-ассоциации. Это помогает развитию воображения у детей. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Я пытаюсь всеми возможными способами описать, обозначить, показать, обыграть тот образ, с которым у учащегося впоследствии будет связан интервал. Выбор образа неслучаен – он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Каждый интервал имеет по крайней мере два имени – «образное» (игровое) и академическое. Дети на уроках знакомятся с соответствующими каждому интервалу образами и слышат, как их характер выражается в звучании. В итоге они учатся узнавать, различать и сравнивать созвучия.

Приведу образные обозначения интервалов и самые главные характеристики, доступные пониманию ребенка.

 

 

 

«сигнал машины»

 

 

«баю - баю»

 

«пение кукушки»

 

«труба зовёт»

 

 

“потеряла голову квинта”

«растерянная» - отсутствие терцового тона

 

Практика показывает, что для определения на слух кварты и квинты критерий консонантности и диссонантности учащимся не помогает. Обозначенные в теории музыки как совершенные консонансы, перед слухом они таковыми не предстают. Поэтому, чтобы учащиеся запомнили индивидуальную окраску каждого из этих интервалов, то есть фонизм, применяю метод сравнения.

Малая секста сравнивается с романсом. Этот интервал часто встречается в вокальной музыке. Попевка для этого интервала поется под аккомпанемент, подражающий гитаре. Он узнаваем детьми и отличается своей выразительностью.

Большая секста при сравнении с малой секстой несет в себе светлое звучание. Запоминание больших и малых секст основано на ассоциативных связях с мажором и минором – с музыкальными образцами, хранящимися в багаже памяти.

Малая септима – это крайние звуки малого мажорного септаккорда. И песенка на этот интервал придумана с целью ощущения тяготения мелодии в тонику. Она же является «ступенькой» для усвоения в будущем разрешения доминантсептаккорда.

Целесообразнее слушать интервалы небольшими группами на основе закона тождества и контраста. Многократное повторение интервала закрепляет его в памяти, появление же после него иного звучания воспринимается как новое на фоне известного. Задача ученика – обнаружить его. Таким образом, к процессу распознания звуковых качеств интервалов подключается аналитическая деятельность и память.

 

«одна из двух “ворчливых ”- диссонирующих подружек»

 

Каждый интервал на карточках имеет свой цвет: большие интервалы – зелёные, малые – синие, чистые – красные.

 

Второй этап. Определяется окраска интервала.

 

Чтобы учащиеся запомнили индивидуальную звуковую окраску каждого интервала, целесообразно применить метод взаимного сравнения. Запоминание больших и малых интервалов основано на ассоциативных связях с мажором и минором.

Третий этап. Используются разные регистры постепенно, в зависимости от усвоения учениками материала. Для каждого интервала у меня заготовлены попевки-песенки. Они дают характеристику каждому интервалу. Это облегчает узнавание интервалов детьми. С повышением уровня слышания необходимость в пении гармонических созвучий все более исчезает, и в конечном счете процесс пения переходит в устойчивый «сформированный образ».

На четвертом этапе происходит освоение тоновой величины интервалов.

Малая секунда и большая септима запечатлеваются в памяти как резкие диссонансы «две ворчливые подружки разные по росту».

Кварты и квинты – интервалы, обладающие особой характерностью звучания: «пустотность ч.5» и «сигнальность ч.4». Целесообразно при запоминании индивидуальной звуковой окраски каждого из этих интервалов применить метод их взаимного сравнения. При слушании этих интервалов дети часто делают ошибки на первоначальном знакомстве с этими интервалами. И вновь «выручают» попевки-песенки («труба-трубит» или «потеряла голову квинта» из-за отсутствии терцового тона в трезвучии, который отвечает за «свет и тень» - мажор и минор.) Тритоны и характерные интервалы не представляют сложность для учащихся при слушании и определении. Их узнают по характеристике «раскрывающихся» и «закрывающихся цветков», но с разными «запахами». Поскольку «память – это резервуар воображения» (А.Л.Островский) то, следовательно, развивая творческое воображение, мы помогаем эффективному развитию внутреннего слуха и музыкальной памяти. И благодаря внедрению творческих форм работы развивается гармонический слух.

После знакомства со всеми интервалами наступает период тренировки их быстрого и точного распознания. Целесообразнее слушать интервалы небольшими группами на основе контраста. Работа над слушанием интервалов должна всегда проходить в быстром темпе, способствующем мобилизации внимания. По такому же принципу происходит и слушание аккордов. Различение консонирующих и диссонирующих созвучий основывается на впечатлении от целостного звучания. Далее включается принцип сравнения индивидуальной окраски созвучий, их ладовых тяготений при разрешении.

Воспитание гармонического слуха способствует пение двухголосия. Недопустимо откладывать начало работы над двухголосием, так как этот вид работы вырабатывает чувство ансамбля и выравнивает интонацию. После двухголосного интонирования полезно включать упражнения, стимулирующие самостоятельную творческую активность учащихся в овладении многоголосием.

Педагог предлагает одному учащемуся петь верхний голос, а сам напевает второй, поддерживая пение исполнение на фортепиано гармонического баса. Затем добивается того, чтобы учащийся в этой же тональности сам подпевал терцовый подголосок, слушая партнера и прислушиваясь к трехголосной гармонии в целом.

В процессе занятий по двухголосию (для продвинутых классов), исполняя второй голос между мелодией и басом, учащиеся практически подошли к слуховому ознакомлению с трезвучиями и их обращениями.

Повышения слуховой техники владения интервалами осуществляется далее через их слушание в условиях трехголосия (трезвучия и их обращения).

Я знакомлю сразу со всеми видами трезвучия. Мажорное – «солнышко». При слушании учащиеся показывают раскрытую ладошку. Минорное – «тучка» - пальцы кисти опущены вниз. Уменьшенное – «сжатое» - обхватывают руками себя. Увеличенное – «крокодил пасть раскрыл» - ладошки раскрывают перед собой.

При слушании обращений трезвучия – находят ч.4 вначале или в конце. Далее следует процесс детализации созвучий – «настроение» созвучия.

Более сложными являются четырехголосные созвучия - малый мажорный с обращениями и вводные септаккорды. Практика показывает, что образно-ассоциативный метод помогает усвоению услышать эти аккорды в целом звучании, в течении двух занятий и закрепить этот навык на протяжении всего учебного процесса.

Освоение как трех, так и четырехголосных созвучий по их окраске происходит по той же схеме, что и освоение интервалов. Как и там, различение консонирующих и диссонирующих созвучий основывается на впечатлении от целостного звучания.

Далее включается принцип сравнения или сопоставления окраски созвучий. Слушание септаккордов может быть выражено парами: малый мажорный и уменьшенный септаккорды, малый мажорный и малый минорный септаккорды, малый вводный и уменьшенный септаккорды и т.д.

Формы работы с ними аналогичны тем, которые описаны с интервалами. Техника слухового различения аккордов основывается также на образно-ассоциативном методе (в старших классах).

Рассмотрим разрешение малого мажорного септаккорда и его обращений.

Малый мажорный, в основе которого лежит мажорное трезвучие, разрешается в неполное трезвучие, т.е. в интервал (малую или большую терцию). Это единственный аккорд с таким интервальным разрешением вниз.

В квинтсекстаккорде при разрешении в тоническое трезвучие верхний голос - квинтовый тон «стоит на месте». При слушании в быстром темпе звучание напоминает наигрыш гармошки. Учащимся только нужно задать вопрос: «Какой народный инструмент напоминает звучание?» Практика показывает, что дети быстро ощущают это звучание.

Терцквартаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным звуком в октаву. При разрешении VII ступень переходит в октавное удвоение I ступени. Этот аккорд при слушании я называю «зазнайка». Такое образное сравнение остается в памяти учеников и они быстро его отличают от других аккордов.

Секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной примой. Вторая ступень в верхнем голосе переходит в I ступень. Аккорд при разрешении как будто поет «ко-нец».

Малый вводный септаккорд при слушании учащиеся представляют, как «течет река…»

Уменьшенный вводный ассоциируется с «превращением»

Малый минорный септаккорд – с «задумчивым принцем Малмином»

 

Другой формой в развитии гармонического слуха является участие в многоголосном пении. Это пение двухголосных номеров, пение аккордов и созвучий, участие в ансамблевом пении. Чаще в массовой культуре пения преобладает одноголосное исполнение. Это мало способствует развитию гармонического слуха.

Гармонический слух развивается при сочинении музыки (до сочинения заданного мотива), импровизация на заданные ступени.

 

 

 

 

Развивая чуткость к гармонии, следует активизировать творческую интуицию учащегося. Например, можно предложить спеть собственную мелодию на слова или на слоги, чтобы она «уложилась» в аккомпанемент. Очень полезна так же, гармонизация мелодии на слух.

На всех этапах обучения и особенно на начальном, следует широко использовать подобные формы развития слуха.

Существует несколько направлений работы над многоголосием. Это пение двухголосных канонов. Задача педагога – воспитывать у учащихся слушать не только свою мелодию, но и другую партию.

Воспитание чувства строя помогает пение гармонических интервалов. «Подстраивать» к данному звуку терции, сексты требует от учащихся концентрации внимания и слухового контроля, ощущения стройности звуков. Такой метод работы помогает выработку чистоты интонации.

Целесообразно в работе над многоголосным пением применять народные песни подголосочного склада. Встречающиеся унисоны выравнивают голоса и дальнейшее двухголосие помогает почувствовать интонацию каждого голоса.

Для ощущения чуткости к гармонии и связи ее с мелодией, можно предложить учащимся гармоническую схему, поставив задачу найти «путь» одного из голосов. Вначале дается задание спеть без названия звуков, затем сольфеджируя.

Развивая творческую интуицию, можно предложить учащимся спеть собственную мелодию на слоги или свой текст, на заданную последовательность аккордов или мелодию, используя разную фактуру.

 

 

Активизировать чуткость к гармонии необходимо на протяжении всего обучения.

 

 

 

 

 

 

 

Полезно по слуху гармонизовать мелодию, предварительно выписав аккорды для гармонизации, которые можно использовать там, где чувствуешь «ухом». Слуховая активность при таком методе больше, гармонии разнообразнее, чем тоника, субдоминанта и доминанта.

 

 

 

Применяется еще один метод гармонизации, когда к мелодии подписывают ступени и по слуху подбирают аккорд или только бас. Можно облегчить задание: вписать буквенные обозначения аккордов в отмеченные места.

 

 

 

 

Гармонический слух полезно развивать, подбирая второй голос к мелодии.

Такая работа должна проводиться и в группах мало подготовленных учащихся, с предварительным периодом накопления слуховых впечатлений.

Основа восприятия функциональных связей между аккордами тесно связана с чувством лада. Гармония, подчеркивающая ладовое значение мелодических оборотов, должна быть использована на самых начальных этапах обучения, чтобы естественно воспитать чувство логики музыкального языка. Римский-Корсаков назвал эту особенность восприятия «архитектоническим» слухом. Большое значение имеют при этом теоретические знания и умение применить их на практике. Важно ознакомить учащихся с красочной стороной разных гармонических оборотов, разрешений, тяготений. Полученные впечатления должны быть осознаны, названы и чтобы в дальнейшем учащиеся могли мысленно представить себе их звучание.

Примеры для ознакомления и запоминания должны быть яркими, выразительными и разнообразными. Очень важно, чтобы красочный образ того или другого оборота схватывался учеником с первого раза, а затем детально разбирался. При ознакомлении группы созвучий, оборотов я использую письменные упражнения, рекомендованные Островским: играю ряд аккордов (интервалов) – учащиеся записывают их названия цифровкой. Этими упражнениями создается переход к определению окраски созвучий в примерах из музыкальной литературы, где логика функциональных связей создает возможность полного музыкального анализа.

Однако для развития гармонического слуха этого недостаточно. Необходимо умение точно определять все звуки, составляющие интервал или аккорд. Восприятие этого умения – завершающий этап в работе над развитием гармонического слуха. Теплов определяет эту сторону гармонического слуха как способность расчленить массу звуков на отдельные звуки. Чувство голосоведения вырабатывается способностью фиксировать внимание на линии каждого голоса. Учащимся легче выделить мелодию, затем линию баса. Линии средних голосов, менее яркие по тембру, выделить труднее. Решить эту проблему помогут знания основ голосоведения. При определении структуры аккорда нужно научить учащихся мысленно сводить звуки разных регистров к тесному расположению

В работе над развитием чувства голосоведения основной формой является слушание, анализ и слух. Пение в хоре, слушание многоголосного пения также необходимо для развития чувства голосоведения.

Развитый гармонический слух предполагает полностью осознанное восприятие музыки, то есть ученик может проанализировать и сыграть ее.

 

 

Заключение.

 

И в заключении хочется сказать, что для развития гармонического слуха необходимо:

1). Работать над развитием гармонического слуха с самого начала обучения;

2). Формировать все стороны гармонического слуха, работая первоначально над каждой из них, затем – сочетая их;

3). От общих впечатлений переходить к детализации;

4) Использовать разнообразные приемы работы, использовать контрастные звучания и примеры из музыкальной литературы.

 

Библиография.

 

1. Островский А.Л. «Методика теории музыки и сольфеджио» М. 1992

2. Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха.

Сборник ст., Л., 1987

3. Картавцева М.Т. «Развитие памяти и воображения на уроках сольфеджио»

М.1970

4. Картавцева М.Т. «Сольфеджио XXI век» 1999

5. Костырева Г.П. «Творческий процесс как метод активизации развития

музыкальных способностей младших школьников» изд. Академия 2002

6. Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио изд. «Союз

художников», 2007.

7. Майкапар С.М. Музыкальный слух. Его значение, природа, особенности и метод правильного развития. Челябинск Издательство MPI 2005

8. Воспитание музыкального слуха. Сборник статей. Ред.-сост. А.П. Агажанов. М., «Музыка», 1977

9.Скребкова О.Л., Скребков С.С. Хрестоматия по гармоническому анализу изд. «Музыка» М., 1978

10. Подвала В. Давайте сочинять музыку Киев 1988

11. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазер М. «Советский компози

ор» 1987

12. Блок В. Ладовое сольфеджио. Учебное пособие для старших классов ДМШ. М. «Советский композитор» 1987

13. Мелодии с сопровождением для музыкального диктанта и гармонического анализа. Ленинград «Музыка» 1990

14. Мелодии для пения Вып.4 сост.Рейниш М. «Музыка» 2006



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: