Описание модели дается по соответствующим блокам:
1.1. Позиционный блок (общая схема органов самоуправления).
Структура ученического самоуправления школы - органическая часть общей организационной структуры управления и самоуправления воспитательной системы школы. Поэтому целесообразно представить органы ученического самоуправления во взаимосвязях трех уровней:
воспитательной системы школы - организационная структура управления и самоуправления воспитательной системы школы;
органов самоуправления школы - место ученического самоуправления в структуре органов самоуправления школы;
самоуправления первичного коллектива учащихся - структура органов самоуправления класса.
Модель управления и соответственно модель ученического самоуправления выстроена на основе целей и задач воспитательной системы школы и анализа опыта ее развития.
1.2. Организационный блок.
В соответствии с иерархией структуры органов самоуправления школы выделяются три основных уровня ученического самоуправления:
Общешкольный уровень:
Общешкольная конференция - высший законодательный орган - состоит из учащихся 5-11 классов, представителей от педагогического коллектива и родительских комитетов. Созывается по мере необходимости 2 раза в год.
Школьное правительство - исполнительный орган самоуправления - состоит из представителей классных коллективов 7-11 классов (по 1 человеку), избранных на классных собраниях коллективами классов. Школьное правительство действует и имеет полномочия в рамках "Положения о школьном правительстве".
Совет мэров - координирующий орган, состоит из мэров 5-11 классов, собирается 1 раз в месяц, действует на основе "Положения о Совете мэров".
Уровень коллектива класса:
Классное собрание - высший орган классного самоуправления. Проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть
Структура классного самоуправления включает исполнительные органы: совет класса, городской совет.
Городской совет - участвует в планировании воспитательной работы класса-города; организует деятельность по различным направлениям; рассматривает предложения жителей города; отчитывается за проведенную работу перед общим собранием всех жителей города; поощряет за активную деятельность.
Службы осуществляют планирование работы по своему направлению, обеспечивают реализацию плана работы, ведут учет проделанной работы.
При исполнительных органах формируются подразделения для организации познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной работы:
"Учеба" - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.
"Информ" - организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников.
"КТД" - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев.
"Спорт" - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.
"Порядок" - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.
В каждом классном коллективе в систему органов самоуправления входят и уполномоченные органов самоуправления. Это мэры классов, члены постоянных подразделений при исполнительных органах, а также члены общешкольных органов самоуправления.
Мэр как высшее должностное лицо в классе-городе отвечает за работу Совета; за участие класса в общешкольных делах; присутствует на заседаниях Совета мэров, представляя интересы своего класса; следит за выполнением решения Совета мэров.
Временные творческие группы создаются на период подготовки и проведения дела:
- разрабатывают, организуют и проводят конкретные дела;
- разрабатывают задания, проводят анализ мероприятий
Индивидуальный уровень:
Каждый ученик является участником ученического самоуправления. На уровне класса - в качестве члена службы или члена Городского совета. На уровне школы - в качестве представителя школьного правительства или министерства.
Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.
Завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.
К результатам функционирования модели ученического самоуправления в школе можно отнести следующее:
- включение учащихся в управление школой;
- разграничены полномочия в организации жизнедеятельности класса между классным руководителем и ученическим активом;
- отлажена система организации и проведения школ актива;
- созданы условия для развития социально значимых качеств учащихся;
- созданы новые общественные отношения, основанные на принципах толерантности;
- личностный рост учащихся, активизация его творчества, самоопределения и самореализации;
- повышение интереса учащихся к социально-значимой деятельности.
Результаты работы актива класса отражаются в материалах классного уголка, школьного правительства - на стенде.