Сущность, область применения и основные параметры сетевого графика.




Экономические системы и их особенности.

Организация и эффективность научно-исследовательской подготовки производства.

Научная подготовка производства представляет собой проектные научные исследования, в процессе которых изучается возможность использования новых технологических и конструкционных принципов, новых видов материалов и энергии для совершенствования выпускаемой техники и применяемой технологии.

Из научных работ (фундаментальных, поисковых, прикладных) в предпроектной подготовке обычно применяются прикладные исследования, в результатах которых проверяется возможность использования новых научных достижений в разрабатываемых конструкциях и технологиях.

Исследования выполняются либо на договорных началах специальными научными организациями, либо непосредственно на предприятии, силами ОГТ, ОГК, ОГМет, лабораторией экспериментальных работ инструментального цеха и др.

Специальные научные структуры, как правило, имеют матричную структуру, где наряду с официальной структурой вертикального подчинения создаются временные горизонтальные взаимосвязи по выполнению отдельных проектов и научных разработок.

Организация научного исследования начинается с технологического задания, которое разрабатывают исполнители по указанию заказчика и согласованного с ним.

В технологическом задании определяется:

– цель исследования;

– направление исследования;

– ожидаемый результат.

Составляются и утверждаются сметы затрат:

– капитальных затрат (оборудование, стенды, устройства для экс-периментов);

– текущих затрат (заработная плата, материалы, топливо, энергия, амортизационные отчисления, затраты на содержание оборудования и производственных площадей).

Основные этапы и стадии разработки научного исследования:

Подготовительная стадия:

Постановка проблемы, выбор методов и направление научного поиска;

Поиск, изучение и анализ информации по данной проблеме, уточнение целей и методики исследования;

Организационные мероприятия: формирование коллектива исследователей, составление заявок на оборудование и материалы, разработка плана исследования.

Исследовательская стадия:

Теоретическая проработка и разработка методики проведения экс-перимента;

Проведение экспериментальных работ;

Изготовление макетов, опытных образцов, их испытание и отладка.

Заключительная стадия:

Обобщение и оценка результатов эксперимента;

Составление научно-технического отчета, определение экономи-ческой эффективности нововведения;

Разработка рекомендаций и передача их заказчику.

В процессе исследования могут появиться:

1. Изобретения, то есть технические решения в любой отрасли народ-ного хозяйства, обладающие новизной или существенным отличием и дающие положительный эффект.

2. Рационализаторские предложения, то есть технические решения, обладающие новыми неизвестными для предприятия свойствами и предусматривающие изменения техники, технологии, состава материала, системы организации и управления.

Приоритет права авторов защищаются:

– изобретений – патентом;

– рационализаторские предложения – свидетельством.

В результате внедрения научных исследований получают следующие эффекты:

– технический эффект, в виде новых решений, придающие новые свойства объектам;

– информационный эффект, в виде новых теорий, рекомендаций, изложенных в статьях, монографиях, отчетах и т.п.;

– экономический эффект, в виде снижения затрат или повышения результата при использовании НИР.

Различают следующие виды экономического эффекта:

Гарантированный экономический эффект, который рассчиты-вается при заключении договора до начала работ.

Ожидаемый экономический эффект, определенный в документах передаваемых заказчику.

Фактический экономический эффект, полученный заказчиком через год после внедрения результатов НИР.

Сущность, область применения и основные параметры сетевого графика.

Сетевое планирование позволяет определить какие работы или операции, составляющих проект, являются "критическими" по своему влиянию на общую календарную продолжительность проекта и каким образом построить наилучший план проведения всех работ по данному проекту с тем, чтобы выдержать заданные сроки при минимальных затратах.

 

Методы сетевого планирования применяются для оптимизации планирования и управления сложными разветвленными комплексами работ, требующими участия большого числа исполнителей и затрат ограниченных ресурсов.

 

Основная цель сетевого планирования - сокращение до минимума продолжительности проекта.

 

Задача сетевого планирования состоит в том, чтобы графически, наглядно и системно отобразить и оптимизировать последовательность и взаимозависимость работ, действий или мероприятий, обеспечивающих своевременное и планомерное достижение конечных целей. Для отображения и алгоритмизации тех или иных действий или ситуаций используются экономико-математические модели, которые принято называть сетевыми моделями, простейшие из них - сетевые графики. С помощью сетевой модели руководитель работ или операции имеет возможность системно и масштабно представлять весь ход работ или оперативных мероприятий, управлять процессом их осуществления, а также маневрировать ресурсами.

 

Использование методов сетевого планирования способствует сокращению сроков создания новых объектов на 15-20%, обеспечению рационального использования трудовых ресурсов и техники.

 

В основе сетевого планирования лежит построение сетевых диаграмм. Сетевая диаграмма - графическое отображение работ проекта и зависимостей между ними.

 

Можно выделить следующие методы сетевого планирования:

 

· Детерминированные сетевые методы

· Вероятностные сетевые методы

 

Наиболее распространенными направлениями применения сетевого планирования являются:

 

· целевые научно-исследовательские и проектно-конструкторские разработки сложных объектов, машин и установок, в создании которых принимают участие многие предприятия и организации;

 

· планирование и управление основной деятельностью разрабатывающих организаций;

 

· планирование комплекса работ по подготовке и освоению производства новых видов промышленной продукции;

 

· строительство и монтаж объектов промышленного, культурно-бытового и жилищного назначения;

 

· реконструкция и ремонт действующих промышленных и других объектов;

 

· планирование подготовки и переподготовки кадров, проверка исполнения принятых решений, организация комплексной проверки деятельности предприятий, объединений, строительно-монтажных организаций и учреждений.

54. Сущность и задачи комплексной подготовки производства. Деятельность, охватывающая все виды создания новшеств. КомПП - взаимосвязанный комплекс непрерывно - реализуемых инновационных процессов по созданию новой или модернизации старой продукции и обеспечению полной технологической и социотехнической готовности фирмы к ее выпуску. Комплексная подготовка производства включает: Научно-исследовательскую ПП - функция - проведение научных исследований по товару, технологиям и производственным системам. НИР - работа, выполняемая с целью получения, расширения и систематизации знаний по определенной научной проблеме. Порядок проведения НИР: 1. Разработка ТЗ; 2. Выбор направления исследования; 3. Теоретические и экспериментальные исследования; 4. Обобщение и оценка результатов исследования; Техническую подготовку ПП Организационно-плановую ПП - совокупность процессов по организации, планированию и контролю за всеми этапами КомпПП, обеспечивающими организационную готовность предприятия к освоению и производству новой продукции. Объектами управления ОППП являются: 1. предпроизводственные работы по созданию нормативной базы; 2. реорганизация производственной структуры предприятия при переходе на новую продукцию; 3. реорганизация структуры управления предприятием; 4. планирование освоения производства новой продукции. Социально-психологическую ПП - совокупность процессов, обеспечивающих готовность персонала предприятия к производству новой продукции. Включает: 1. развитие профессионально-квалификационной структуры персонала путем повышения квалификации; 2. улучшение условий труда; 3. улучшение морально-психологического климата. 51. Задачи и состав планов предприятия. Формы планирования: - перспективное (охватывает период более 5 лет, например 10,15,20 лет. Такие планы обычно определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое, научно-техническое развитие); - среднесрочное (осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый код детализируется до уровня текущего плана); - текущее (охватывает период до 1 года и включает полугодичные, квартальные, месячные, недельные (декадные), суточные планы). Формы планирования: - стратегические планы; - тактические планы; - оперативно-календарные планы. Суть стратегического планирования – в разработке и принятии перспективных решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), реализация которых обеспечит эффективность функционирования предприятия в долгосрочной перспективе, его быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды. В процессе стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить бизнес, какие усилия предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать и т.д. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных планов, в которых конкретизируется стратегия развития предприятия, методы и формы ее реализации. Результатом тактического планирования является план экономического и социального развития предприятия, представляющий собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности предприятия на соответствующий период. Оперативно-календарное планирование включает составление краткосрочных планов, в которых содержится детальная разработка инструментов воздействия на производственный процесс. На этапе оперативного планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, воздействия для корректировки процесса производства и др. Существует три модели основных видов планов: - планы – цели; - планы для повторяющихся действий; - планы для не повторяющихся действий. Планы – цели представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния предприятия или его подразделений. Они не содержат конкретных способов достижения целей и необходимых для этого ресурсов. Планы – цели используются в случаях, когда велика неопределенность будущего. Планы для повторяющихся действий предписывают их сроки и порядок осуществления в стандартных ситуациях, например календарный план выпуска продукции, график движения транспорта и т.п. Планы для не повторяющихся действий составляются для решения специфических проблем, возникающих в процессе функционирования и развития предприятия. Такие планы могут существовать, например, в виде программ реструктуризации предприятия, бюджета распределения ресурсов для проведения опытно-конструкторских работ и т.п. По срокам выполнения планы классифицируются на долгосрочные, относящие в основном к категориям планов – целей; среднесрочные, выполняемые в виде различного рода программ, и краткосрочные, имеющих форму бюджетов, графиков и т.п. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные планы, составляемые на срок от одной смены до месяца. 48. Содержание, цели и принципы планирования. Планирование деятельности предприятия заключается в обработке информации по обоснованию предстоящих действий и определению наилучших способов движения намеченных предприятием целей. Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение функций предприятия: хозяйственной, экономической, социальной. Предметом планирования выступают ресурсы предприятия. Планирование ресурсов предусматривает установление уровней расходов, направления и сроков использования, режимов потребления и т.п. Спланировать деятельность предприятия – это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска. Существуют два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий. В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов – планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений. В настоящее время планирование деятельности является экономической основой свободных рыночных отношений всех хозяйственных субъектов и экономических объектов различной формы собственности. Посредством планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением, величиной рыночного спроса на товары и объемом их предложения предприятием на макро-экономическом уровне. На уровне предприятия планирование призвано обеспечить выпуск высококачественной продукции в необходимых количествах и номенклатуре на основе эффективного и рационального использования ресурсов, а также взаимоувязку деятельности отдельных структурных подразделений. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что недооценка планирования в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводит к большим, ни чем ни оправданным экономическим потерям и, в конечном итоге к банкротству. Поэтому грамотная экономическая политика состоит не в отрицании в рыночной экономике планирования, а в эффективном использовании принципов планирования. Цель и задачи планирования. Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия. Реализация данной цели определяет решение следующих задач: - предвидение вероятных рыночных тенденций и соответствующая им корректировка производственной программы предприятия; - исследование требований потребителей и формирование программы, ориентированной на их запросы; - обеспечение выпуска продукции более высокого качества; - непрерывное повышение эффективности производства на основе дальнейшей специализации и кооперирования; - выявление и мобилизация внутренних ресурсов производства; - применение наиболее экономичных технологий и оборудования; - согласование действий с поставщиками, потребителями, посредниками предприятия и направленности этих действий на достижение взаимовыгодных результатов. Принципы планирования. Планирование деятельности предприятия должно осуществляться согласно следующим принципам: конкретности и измеримости планов, маржинальности, временной ориентации, гибкости, непрерывности, комплексности, непротиворечивости и обязательности исполнения. Принцип конкретности означает, что предприятие в целом и каждое его подразделение должно иметь четкие ориентиры для своей хозяйственной деятельности. Это позволяет контролировать ход выполнения планов и судить о том, в какой степени решены поставленные задачи. Принцип маржинальности (предельных величин) предполагает, что план должен быть рассчитан на достижение максимально возможных результатов. Ориентированность во времени требует, чтобы каждый план имел свои строго определенные границы во времени. Отсутствие временных границ не позволяет предприятию контролировать выполнение своих планов. Принцип гибкости предполагает разработку альтернативных планов при высокой вероятности наступления того или иного события. Принцип непрерывности требует, чтобы перспективные и текущие планы были взаимоувязаны и гибко реагировали на постоянно изменяющиеся условия реальной экономической ситуации. Комплексность планов означает, что они должны высвечивать все стороны деятельности предприятия: производство и сбыт продукции, материально-техническое обеспечение, использование производ-ственных фондов, наем персонала, оплату труда и др. В каждой из этих сфер устанавливается объем планируемых работ и сроки их выполнения, выделяются необходимые ресурсы. Непротиворечивость планирования предполагает наличие тесной взаимосвязи и согласованности различных видов планов. Планы предприятия должны быть взаимоподдерживающими. Выполнение плана работы одного подразделения не должно нарушать работы других подразделений и предприятия в целом. Напротив, успешное достижение плановых результатов деятельности предприятия зависит от выполнения планов его подразделений. Согласованность планов достигается в том случае, когда обеспечивается единство действий всех подразделений, осуществляющих планирование деятельности предприятия. Обязательность исполнения предполагает, что принятый к выполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения сотрудниками предприятия. При изменении обстоятельств или по мере реализации плана руководство предприятия или его плановая служба могут в пределах своей компетенции уточнять или корректировать план путем внесения изменений (дополнений) в соответствующие показатели. 45. Понятие «организация производства» и организационное моделирование. Организация производства – наука, изучающая действие и проявление объективных экономических законов в разносторонней деятельности предприятия и разрабатывающая на этой основе пути и способы планомерного экономического выполнения государственных и частных заданий.   Главная цель организации производственного процесса – всемерная экономия времени, обеспечение высокого качества и эффективности производства продукции.   Разработка теоретических вопросов и положений в области организации производства основывается на изучении, анализе, систематизации и обобщении опыта передовых отечественных и зарубежных предприятий, цехов и участков, а также опыта новаторов производства.   Методы организации производства в значительной мере зависят от технологического профиля предприятия. Многие организационные вопросы могут быть решены только на основе глубоких знаний, применяемых на предприятии технологических процессов, особенностей оборудования и оснастки, технологической и конструкторской характеристик изделия.   Производство при всех условиях является общественным и находится в состоянии изменения и развития. Оно не может быть неорганизованным, иначе распадётся, перестанет существовать.   Поэтому организация производства – неотъемлемая часть любого способа производства, изменяющаяся и совершенствующаяся по мере его развития.   Организация производственного процесса предусматривает рациональное сочетание в пространстве и во времени всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, обеспечивающее наименьшее время его осуществления.     Организационное моделирование - это процесс интеграции людей, информации и организационных технологий. Идея организационного моделирования заключается в создании среды, необходимой для функционирования эффективной организации.   Организационное моделирование включает в себя два уровня разработки: стратегический - разработка принципиальных и реализационных моделей организации и оперативный (подробное описание функций подразделений, бизнес-процессов, а также организационных отношений - стандарты, процедуры и должностные характеристики).   Этапы организационного моделирования:     1. Организационная диагностика:   Перед тем, как перейти к решению конкретных проблем, мы ставим "общий диагноз" состояния системы управления организации.   Мы определяем последовательность решения проблемы и предлагаем клиентам четкий алгоритм решения выявленных проблем, в первую очередь, концентрируя свое внимание и внимание клиентов на зонах неэффективности.   Предлагая решение внутренних проблем, мы используем интегральный подход и учитываем, что: (а) при решении внутренних проблем важную роль играют внешние факторы; (б) очень редко бывает так, что проблемы можно решить работая в рамках только одного подразделения предприятия.   2. Управление бизнес-процессами (Bisiness Process Management - BPM) - построение системы управления операционной деятельностью организации, обеспечивающей эффективное (максимально возможное) выполнение запланированных Ключевых Параметров Эффективности (КПЭ) с наименьшими затратами основных ресурсов (время, люди, финансы):   Описание бизнес-процессов. Невозможно улучшить процесс, не зная его текущего состояния. Поэтому, первый шаг в реализации ВРМ - это описание бизнес-процессов по схеме "как есть" и отображение этого состояния в графическом и текстовом формате. Графическое описание позволяет отразить совокупность и последовательность работ, исполнителей бизнес-процессов и используемые ресурсы.   Ре-инжиниринг бизнес-процессов. Моделирование бизнес-процессов предприятия в соответствии с выбранной бизнес-моделью, т.е. "как надо". Оно будет включать стадии непосредственного моделирования, а также стадии анализа и организационного моделирования процессов.   Описание стандартов и регламентов. Важным условием успешной реализации концепции ВРМ является стандартизация и регламентация бизнес-процессов и их текстовое описание в информационно-документарных формах (ИДФ). На основании описанных регламентов и ИДФ формируются должностные характеристики.   Разработка организационной структуры организации. Главное правило при разработке (оптимизации) организационной структуры: структура должна быть эмпирически-адекватной по отношению к деятельности организации, т.е. она должна обеспечивать эффективное выполнение функций и процессов. 40. Понятие системы. Классификация систем. 37.Организация проектно-конструкторских работ. Целью конструкторской подготовки производства является постоянная готовность предприятия к выпуску новой продукции в соответствии с рыночным спросом. Конструкторская подготовка производства выполняется силами работников главного конструктора, заводских лабораторий, эксперимен-тальных цехов и участков. Организация порядок и содержание работ определяется единой системой стандартов: «Постановка продукции на производство». Основное содержание работ по конструкторской подготовке: Обеспечение качественного выпуска текущей продукции путем постоянного совершенствования конструкции и конструкторской документации по замечаниям из сферы производства и эксплуатации продукции. Своевременного внесения изменений в действующую конструкторскую документацию. Разработки новой продукции и поставка ее на производство исходя из следующих этапов- – техническое задание, определяет назначение новой конструкции, основные конструктивные и эксплуатационные показатели, потребность изделия в перспективе и годовой выпуск, предварительные расчеты гарантированного экономического эффекта, лимитная цена; – техническое предложение, (если техническое задание выдается заказчиком) в нем предлагаются варианты конструктивного исполнения новой техники рассчитываются параметры аналогичные техническому заданию; – эскизный проект (если разрабатывается принципиально новый вариант конструкции или сложная модификация действующей модели), включает общий вид и принципиальные схемы; – технический проект, содержит общий вид изделия, основных узлов, уточненные кинематические схемы и технические параметры, расчет экономической эффективности. Обсуждается и утверждается на заседании технического совета в присутствии заказчика; – рабочий проект, включает всю необходимую для изготовления изделия конструкторскую документацию, включая деталировку оригинальных деталей, технические условия, методику испытания и приемки, технологию и параметры упаковки, транспортировки изделия, его паспорт, необходимые спецификации, уточненный расчет ожидаемого экономического эффекта. Возможны следующие последовательные стадии рабочего проекта: – рабочий проект опытного образца; – рабочий проект установочной партии; – рабочий проект серийного или массового выпуска. При этом чертежи и документация совершенствуются, вносятся коррективы по результатам испытаний опытного образца и установочных партий. Организация чертежного хозяйства включает: учет, хранение, обращение и размножение конструкторской документации. Конструкторские документы могут быть: оригиналы, подлинники (копии с подлинной подписью автора), рабочие копии для использования в производстве. Все экземпляры строго учитываются специальной службой количественно и по месту нахождения. При износе рабочих копий они изымаются и заменяются с учетом в специальных журналах. На каждое изменение утверждается извещение об изменение и в строго определенные сроки ответственными лицами вносятся изменения во все экземпляры. Обеспечивается механизированных и автоматизированный поиск в хранилище необходимой по требованию конструкторов документации. Работы по стандартизации и унификации. Для повышения массовости выпуска определенных деталей и узлов даже при малых сериях выпуска машин, в состав которых они входят, сокращение сроков и повышение качества подготовки новой техники конструкторские службы выполняют по разработанным планам работы по стандартизации различных инженерных расчетов, форм конструкторской документации для повышения производительности труда исполнителей и возможности их машинной обработки. Экономический эффект от унификации складывается из эффекта на стадии подготовки производства, эффекта в сфере производства и в сфере эксплуатации новой техники. 34.Организация технологической подготовки производства. Технологическая подготовка производства (ТПП) – это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность предприятия к выпуску изделий заданного качества, в необходимых объемах, в установленные сроки и при минимальных затратах. Технологическая подготовка производства включает: – обеспечение технологичности конструкции изделия совместно с конструкторами; – собственное технологическое проектирование: разработка техноло-гических маршрутов и технологических процессов изготовления изделий; – проектирование и изготовление средств технологического оснащения (специальный инструмент, приспособления, штампы, пресс-формы, модели); – нормирование трудоемкости и материалоемкости изделия; – выверка, отладка и внедрение разработанных технологических процессов; – разработка и внедрение производственно-технологических планиро-вок. Соответствующие документы, порядок их разработки, организация работ определяются стандартами «Единой системы технологической подготовки» (ЕСТД). Разработка технологического процесса начинается с расцеховки, то есть установления межцеховых технологических маршрутов для всех запускаемых в производство изделий. На основе рабочих чертежей изделий разрабатывается: – маршрутные карты, содержащие последовательный перечень операций с указанием используемого оборудования, инструмента, приспособлений, материальных и трудовых нормативов, определяется характер заготовки, для единичного производства разработка технологического процесса этим и ограничивается. – технологические карты, пооперационного и попереходного технологических процессов разрабатываются в зависимости от типа производства на предприятиях серийного и массового производства; – нормирование технологических процессов (расход материалов и трудоемкость) выполняют специальные подразделения по согласованию с технологом разработчиком. Для разработки системной технологии производится классификация деталей по конструктивно-технологической общности технологических признаков и последующая разработка типовых или групповых техпроцессов. Все это сокращает время технологической подготовки, количество техпроцессов, потребность в оснастке, создает базу для автоматизации разработки технологических процессов и предпосылки для формирования предметных участков и линий. Для принципиально новых изделий разрабатываются следующие виды технологий и оснастки: – для опытного образца; – для установочной серии, в процессе которой отрабатывается техно-логия и оснастка; – для устойчивого серийного или массового выпуска с учетом устранения замечаний, выявленных при установочной серии. В процессе технологической подготовки производятся следующие работы по унификации и стандартизации: – разработка унифицированных групповых и типовых техпроцессов на базе классификации деталей; – унификация оснастки (УСП, УСШ и др.); – унификация документов и порядка выполнения тех. документации. В процессе технологической подготовки, при разработке техпроцесса технолог должен принимать ряд решений (метод обработки, тип оборудования, характер заготовки, тип оснастки и др.), которые требуют быстрых расчетов эффективности для принятия оптимальных решений. Для этого используют нормативы затрат для различных видов оснастки, инструмента и оборудования: стоимость машино-часа работы оборудования, стоимость минуты резанья инструмента и др.   53. Стратегический план предприятия и его содержание. Стратегическое планирование задает перспективные направления развития предприятия, определяет основные виды его деятельности, позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Стратегический план на крупных предприятиях, как правило, долгосрочный. Стратегическое планирование на предприятиях должно быть направлено на их долгосрочное развитие, достижение высоких темпов экономического роста. Стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период. Процесс стратегического планирования включает в себя осуществление функций: 1) определение долгосрочной стратегии, основных целей и задач развития предприятия; 2) создание стратегических хозяйственных подразделений на предприятии; 3) обоснование и уточнение основных целей проведения маркетинговых исследований рынка; 4) осуществление анализа и выбор направления экономического развития предприятия; 5) разработка стратегии маркетинга и укрупненное планирование производства продукции; 6) выбор тактики и планирование способов и средств достижения поставленных задач; 7) контроль и оценка результатов, корректировка выбранной стратегии и способов ее реализации. В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. Плановые службы предлагают каждому подразделению варианты первоначальных показателей валовой и чистой прибыли на долгосрочный период. После их рассмотрения подразделения выдвигают свои предложения. В утвержденных планах предусматриваются общие цели предприятия, его место на рынке, организационная структура управления, финансовые результаты и т.д. Таким образом, основная задача стратегического планирования на предприятиях состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. Выбор цели и стратегии предприятия составляет основу самостоятельной планово-управленческой деятельности менеджеров. При стратегическом планировании предприятиями могут использоваться такие стратегии, как разработка товара, стабилизация производства, проникновение на рынок, сокращение издержек, изменение цен. На российских предприятиях широкое распространение получила стратегия выживания, на зарубежных – завоевание лидерства на рынке. 50. Система плановых заданий. Большинство современных предприятий в своей деятельности ориентируется на достижение быстрых и конкретных результатов, поэтому основную роль в их плановой работе играет текущее планирование. Его главная цель – обеспечить бесперебойную, сбалансированную работу предприятия, как во времени, так и по структурным подразделениям. Наиболее распространенной формой текущего планирования является годовой план предприятия. Годовой план предприятия – это рассчитанная и подготовленная на текущий период программа (прогноз) социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений. Годовой план предприятия разрабатывается планово-экономическим отделом до начала планируемого года, как правило, в ноябре-декабре предшествующего года и имеет поквартальную разбивку всех показателей. До наступления планового периода планово-экономический отдел доводит обязательные разделы плана до структурных подразделений и осуществляет контроль над ходом его выполнения. Структура годового плана включает следующие разделы и показатели: 1. Производство продукции. 1.1. Объем производства в натуральном и стоимостном выражении. 1.2. Реализация в натуральном и стоимостном выражении. 2. Ресурсное обеспечение. 2.1. Основные фонды (обновление и использование). 2.2. Оборотные фонды (нормативная потребность и использование). 2.3. Оборотные средства (собственные и заемные). 2.4. Трудовой потенциал (численность, затраты на оплату труда, отчисления на социальное страхование). 3. Оценочные показатели. 3.1. Себестоимость продукции. 3.2. Производительность труда. 3.3. Процент реализованной продукции. 3.4. Прибыль, рентабельность. 4. Финансовые обязательства. 4.1. Платежи в федеральный и муниципальный бюджеты. 4.2. Погашение кредита (задолженности) и выплата процентов. 5. Социальные показатели. 5.1. развитие не производственной сферы. 5.2. Улучшение условий труда. Охрана труда. 5.3. Подготовка и переподготовка кадров. 6. Природоохранные мероприятия. 6.1. Влияние производства на окружающую среду (загрязнения, отходы и пр.). 6.2. Безопасность продукции для человека и внешней среды. Планирование разделов годового плана предприятия. Ведущим разделом годового плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции. Все остальные разделы носят подчиненную форму. Разработка производственной программы. Производственная программа состоит из двух разделов: план производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; план производства в стоимостном выражении. План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для планирования производства в натуральных показателях используются такие единицы, как штуки, изделия, тонны, квадратные, кубические, и погонные метры. Пла


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: