Положение
о проведении районного (в рамках областного) литературно-творческого исследовательского конкурса
для детей и подростков
«ЗЕМЛЯ МОИХ ОТЦОВ И ДЕДОВ»
История народа —
это не история территории, а история культуры.
В. Я. Лакшин
Современному молодому поколению очень важно чувствовать нравственную опору, ощущать свои корни. Это дом, семья, семейные обычаи, история. Если дети и подростки не будут интересоваться своим прошлым, историей народных традиций, обрядов, ремёсел, мы, взрослые, не сможем утвердить в их сознании нравственные ценности.
Необходимость вернуться к своим корням появляется у каждого, кто хочет знать, откуда мы вышли, во имя чего и куда идём. Воссоздать прошлое можно не только по фактам и событиям истории страны, но и по течению будничной жизни наших предков. Она была тесно связана с повседневным трудом, с окружающим миром. Обо всём этом веками создавались мудрые пословицы и поговорки, загадки, весёлые и грустные народные обрядовые песни, былины, сказки. Во всём этом — история России и жизнь народов, населяющих её. Знать это — значит, знать историю. Утратить — потерять себя.
Центральная детская библиотека проводит районный (в рамках областного) литературно-творческий конкурс для детей и подростков «Земля моих отцов и дедов» (Далее — Конкурс). Конкурс проводится в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
ЦЕЛЬ
Воспитание у юных россиян уважительного отношения к своим историческим и культурным корням.
ЗАДАЧИ
Ø приобщить детей к чтению историко-краеведческой литературы;
Ø развивать творческое мышление и стимулировать исследовательскую активность детей;
Ø сформировать у детей патриотическое сознание, чувство верности своей малой родине;
Ø раскрыть ресурсы и информационные возможности библиотек.
НОМИНАЦИИ
Номинация № 1 «И нравы, и язык, и старина святая…»
Варианты заданий на выбор
ВАРИАНТ 1«Один день в семье моего прапрадедушки».
Представьте, что вы перенеслись во времени на 100, 200, 300 лет назад и провели один день в семье своих далёких предков. Расскажите, как прошёл этот день, что вы делали, о чём говорили, с кем общались, какие блюда были на вашем столе. Своё «путешествие» вы можете описать в прозаической или поэтической форме, представить в виде ролика, комикса, театрализации и т.д.
ВАРИАНТ 2 «Бабушкины забавы».
Вам трудно это представить, но были времена, когда в обычных семьях не было не только интернета, но и телевизора, радио и даже книг. Простые люди и читать-то не умели. Чем же они занимались в свободное время? Во что играли дети, как развлекались? Изучите источники, выберите 2-3 забавы, которые вам понравились больше всего, попробуйте поиграть так с друзьями, родителями. Снимите это на видео и пришлите на конкурс.
ВАРИАНТ 3 «Имя дома твоего».
Разработайте экскурсию по дому (или даже целому подворью) любого народа России. Форма представления экскурсии: видеоролик или презентация.
Номинация № 2 «Малый уголок великой России»
Варианты заданий на выбор
ВАРИАНТ 1 «Живые родники».
Составьте литературно-художественный альбом «Живые родники». Расскажите о почитаемых местах вашего района (ключи, родники, озера, рощи и др.). Поместите в альбом легенды, поверья, предания, описание примет, связанных с этими местами.
ВАРИАНТ 2 «Хранители».
Составьте «Духовную родословную края», в которую соберите сведения о писателях, поэтах, книголюбах, просветителях вашего района, села, города.
ВАРИАНТ 3 «Диво дивное».
Составьте альбом-коллекцию о народном прикладном искусстве и мастерах народных промыслов вашего района. Соберите сведения о судьбе этих людей. Расскажите, в каком состоянии находится народный промысел сейчас.
Форма представления материала во всех заданиях произвольная.
Номинация № 3 «Бесценные сокровища народной культуры»
Варианты заданий на выбор
ВАРИАНТ 1 «В крылатом слове — окрылённая истина».
Расскажите о пословицах, поговорках, которые часто используются в вашей семье. Как вы понимаете их смысл? Форма представления материала произвольная.
ВАРИАНТ 2 «Где песня поётся, там счастливо живётся».
Снимите видеоролик, в котором расскажите о вашей любимой народной песне, её истории. Исполните эту песню (или куплет из неё) сольно, с друзьями, семьёй. Продолжительность ролика: не более 5 минут.
ВАРИАНТ 3 «Народных сказок разноцветье».
Создайте интерактивную карту народных сказок и легенд, действие которых происходит в разных местах России (например, былины об Илье Муромце — г. Владимир, легенда о Коромысловой башне — Нижний Новгород и т.д.).
ВАРИАНТ 4 «Добро, рассыпанное по страницам книг».
Создайте виртуальную выставку книг или интернет-сайтов, знакомящих с устным народным творчеством народов России.