Текст как структурно-содержательная целостность




Магистратура. Очная форма.

Курс «Стиль, текст, дискурс»: 12 часов лекционных, 20 часов практических занятий

Лекции 1 и 2

Тема. Текст: дефиниции, категории, интерпретация

Текст как структурно-содержательная целостность

ТЕКСТ ‒ лат. textum – ткань, связь, соединение. Лингвисты давно пришли к идее о «первичности» текста как произведения речи. Исследователь языка в качестве материала для анализа использует именно текст, ибо текст представляет собой сферу функционирования языковых единиц, и только в тексте слово получает свое основное значение и осмысление. Текст сохраняет отпечаток невербального поведения участников коммуникации. В тексте проявляется языковая личность, владеющая системой языка, и образ мира в осознании этой языковой личности.

Термин «текст» в языкознании связан с появлением и становлением лингвистики текста и ее компонентов и не получил пока однозначного определения. Можно выделить несколько полюсов в его толковании.

1. По отношению к системе языка и речи. Текст – единица высшего уровня системы языка (фонема – морфема – словосочетание – предложение – текст) и, как любой знак, имеет план выражения и план содержания. Текст – только речевое произведение, а высшей единицей языковой системы признается предложение.

2. По отношению к коммуникативным средствам текст определяется как результат последовательности речевых актов или как когерентная (связная) последовательность предложений.

В широком понимании текст – это законченное речевое произведение. В плане протяженности такой текст может реализовываться в жанрах малых форм (афоризм, пословица, реклама, объявление, короткая газетная заметка и т.д.) и в многотомном произведении (роман, монография и т.д.).

Последовательность предложений может называться текстом, если она отвечает требованиям семи критериев текстуальности (концепция Р.-А. де Богранда и В. Дресслера):

3.1. Связность (когезия) и целостность (когерентность) ‒ фундаментальные свойства текста, обеспечивающие его структурную и содержательную спаянность на всех уровнях, прежде всего ‒ на лексическом и грамматическом.

3.2. Информативность ‒ обязательное присутствие в тексте генеральной темы, которой подчиняется выбор и комбинация всех языковых средств (в любых трансформациях текста, его сжимания или развёртывания тема должна сохраняться).

3.3. Интенциональность ‒ намерение создателя текста построить связный и содержательный текст, который служит определенной цели (донести информацию воспринимающей стороне коммуникативного процесса, сообщить о чем-либо, побудить к чему-либо, запросить информацию, воздействовать на адресата).

3.4. Адресованность (воспринимаемость адресатом) ‒ оборотная сторона интенциональности, поскольку автор прогнозирует восприятие своего текста и закладывает в него «точки контакта» с предполагаемым читателем, учитывая социальные, возрастные, коммуникативно-ролевые характеристики адресата.

3.5. Ситуативность ‒ ориентация содержания текста на определённую ситуацию, которая проясняет характер действия участников, их отношение друг к другу и многое другое.

3.6. Интертекстуальность ‒ универсальное свойство текста, знак его соотнесенности с определенным типом/жанром и (или) с конкретным претекстом.

Преимущества подхода к тексту с опорой на «семь критериев текстуальности» исследователи усматривают в том, что текст получает объемное освещение и как самодостаточное явление, обладающее связностью, целостностью, информативностью и композиционной завершенностью, и как открытая структура по отношению к другим текстам, к социокультурной ситуации (т.е. как коммуникативно-дискурсивное образование, о котором речь пойдёт на следующих лекциях).

3. Критерии текстуальности получили расширение в монографии И.Р. Гальперина «Текст как объект лингвистического исследования» (1981, 2009 годы издания). Перечень категорий текста можно рассматривать как аргумент к дефиниции (определению) текста в названной монографии: «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия(заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку » (Гальперин 1981, с. 18).

Нижеследующий список категорий текста основывается на материалах монографии И.Р. Гальперина с добавлениями категорий, кратким перечнем их текстового проявления и комментарием автора лекции:

Связность (повторы, лексические и контекстуальные синонимы, дейктические, то есть указательные, средства, вводные слова, слова со значением пространства и времени, грамматические конструкции и др.).

Целостность (заглавие, тематическое единство, композиция).

Информативность (каждый текст – часть картины мира, переданной через описание события, отношения к нему субъектов текста, которое фиксируется в тексте и может содержаться в подтексте).

Антропоцентричность (заложена в отношениях: автор – текст – адресат; автор ‒ читатель ‒ персонаж) и в текстовой фиксации признаков языковой личности.

Модальность (выражение отношения к содержанию сообщаемого, подача его как важного и неважного, определённого и неопределённого; выражение позиции автора, его ценностных ориентаций; отношение к событию и к речи).

Континуальность / дискретность (непрерывное / прерывистое: непрерывность движения к планируемому смыслу, единство и взаимосвязь всех единиц текста ‒ это континуальность; возможность рассмотрения каждой составляющей, отдельного сегмента текста ‒ это дискретность, но обязательно с опорой на целое).

Ретроспекция и проспекция (освоение текстовой информации через последовательное, линейное, знакомство с постоянным возвращением к уже полученной информации).

Членимость и интегративность (выделение сегментов текста на основании определённого критерия с тем, чтобы, разделив, соединить смыслы на новом качественном уровне).

Интертекстуальность (отсылка к другим текстам в виде цитат, аллюзий, лексически, образных и структурных совпадений).

Диалогичность (свойство текста, проявляемое на разных уровнях его структуры).

Эмотивность (находится в тесной связи с категорией антропоцентричности, так как фиксирует оценку сказанного, формирует мнение о ценностях).

4. Общим признаком текста является его линейность, то есть постепенная развертываемость. Формальная линейность сочетается с ее нарушениями в плане содержания – «прорывами» в прошлое и будущее. Всякий текст соотнесен с действительностью – реальной или воображаемой, что определяет категорию референции – отнесенность элементов текста к одному и тому же факту действительности, обеспечивающую тематическую определенность текста. Всякий текст имеет темпорально-локальную ось. Каждый текст характеризуется определенным коммуникативным заданием, адресованностью к определенному реципиенту или к неопределенному множеству их, но автор речи всегда, создавая текст, «примеряет» его к потенциальному адресату с определенными социальными и интеллектуальными параметрами, фоновыми знаниями. В таком понимании каждый текст диалогичен.

 

Задания для самостоятельной работы по усвоению материала лекции:

1. Составить глоссарий терминов, встретившихся в лекции: слово-термин и его краткое толкование.

2. Сравнить информацию о тексте на двух слайдах и провести критический анализ на основе полученных знаний о природе текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: