Предлагаемые формы контроля – устный опрос и тестирование.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Природоведение. 6 – 9 классы» (уровень основного общего образования), разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования предусмотренных Государственным образовательным стандартом основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 г. № 678, примерной адаптированной программы основного общего образования: ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ПРИРОДОВЕДЕНИЕ: 5-9 классы» Для обучающихся с легкой умственной отсталостью. / сост.Красникова Т.Ю.,. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк:Истоки, 2019. – 64 с. (к примерной адаптированной образовательной программе основного общего образования (приказ Минобрнауки ДНР приказ от 15.08.2019 № 1137).

Природоведение, являясь одним из учебных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. Огромную важность в непрерывном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья приобретают вопросы формирования целостного представления о мире, единстве и многообразии живого и неживого мира, о месте в нём человека и процессах, происходящих в окружающей действительности, воспитания бережного отношения к природе, любви к родному краю. Изучение природоведения в специальных (коррекционных) образовательных организациях не только даёт учащимся элементарные знания о природе, взаимодействии человека с окружающей средой, анатомии человека, но и располагает большими коррекционно-воспитательными, развивающими и практическими возможностями, способствует коррекции психики умственно отсталых обучающихся, улучшению социально-бытовой адаптации, подготовки их к самостоятельной жизни.

 

Примерная адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Природоведение: 5-9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью составлена на основании Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701, Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР (от 17.07. 2015 г.), Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (от 03.08. 2016 г. № 815), Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5-9 классы.

Природоведение, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. Изучение природоведения в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях предусматривает ознакомление обучающихся с доступными для них сведениями о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Школьники узнают об основных элементах живой и неживой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых, почве, о строении и жизни растений, животных и человека. У обучающихся формируется правильное понимание и отношение к природным явлениям (дождь, снег, ветер, туман и др.). Они овладевают некоторыми практическими приемами выращивания растений и ухода за животными, навыками сохранения и укрепления здоровья.

В основу построения учебной программы положен экологический, фенологический и сезонный принципы. Обязательным является учет краеведческого принципа, который ориентирует учителя на то, что изучение любой темы должно быть связано с местными природными и производственными условиями. Примерная адаптированная образовательная программа состоит из следующих разделов:

«Природоведение» (5 класс),

«Неживая природа» (6 класс),

«Растения, грибы, бактерии» (7 класс),

«Животные» (8 класс) и

«Человек» (9 класс).

 

Основными структурными компонентами содержания природоведения являются знания (представления и понятия) об окружающей среде, о живой и неживой природе, о связях и зависимостях в живой и неживой природе, умение определять причинно-следственные зависимости и делать выводы. Природоведение имеет много общего с географией, рисованием, трудовым обучением, в частности сельскохозяйственным делом, столярным делом, цветоводством, декоративным садоводством, русским языком, украинским языком, социально-бытовой ориентацией, что даёт возможность осуществлять межпредметные связи.

Цель курса природоведения – формировать у обучающихся знания о природе путём наблюдений отдельных объектов живой и неживой природы, представлений и элементарных понятий о конкретных объектах неживой и живой природы, осознание у обучающихся отношения к природе и обществу; создание условий для бережного отношения к окружающей среде.

Отбор содержания учебного предмета «Природоведение» осуществлен на основе общих и специальных дидактических принципов, исходя из специфики процесса обучения умственно отсталых детей. Важнейшими среди них являются принципы:

- единства образовательной, развивающей и воспитательной функции;

- доступности содержания обучения с учетом познавательных возможностей обучающихся;

- дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся;

- наглядности обучения при оптимальном сочетании словесных, наглядных и практических методов;

- стимулирования мотивации и позитивного отношения школьников к обучению;

- создание оптимальных условий для обеспечения учебного процесса в специальной школе.

 

Обязательным является коррекционная направленность учебной деятельности, которая предполагает целенаправленное воздействие педагогического процесса на исправление недостатков в различных сферах развития ребенка, создание условий для его улучшения на основе активизации и формирования компенсаторных процессов психики.

Данная программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся. Учебный материал в силу своего содержания обладает возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.

Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение обучающихся. Систематическая словарная работа на уроках природоведения расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи.

 

Основными задачами преподавания природоведения являются:

1. Дать учащимся знания об основных компонентах неживой и живой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье.

2. Сформировать у обучающихся целостное представление о живой и неживой природе, о месте человека в ней; раскрыть в доступной форме связь между природой и трудовой деятельностью человека.

3. Сформировать у школьников правильное понимание природных явлений (дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе) и отношение к ним.

4. Способствовать пониманию обучающимися необходимости охраны природы и рационального использования её ресурсов.

5. Формировать практические умения по выращиванию растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; уход за домашними животными.

6. Прививать воспитанникам навыки, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека, предупреждению заболеваний.

Преподавание природоведения должно содействовать формированию у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать явления и предметы, выделять главные признаки, понимать и объяснять сезонные изменения и явления в природе, устанавливать простые причинноследственные отношения и зависимости.

 

Усвоение обучающимися учебного материала достигается с помощью: наблюдений, опытов, демонстрацией объектов, коллекций, муляжей. Метод наблюдения учит школьников самостоятельно добывать знания, делать обобщение. Во время практической деятельности обучающиеся приобщаются к поиску знаний, используя задания на сравнение, выделение главного, установление причинно-следственных связей.

Во время экскурсий предметы и явления рассматриваются в природных условиях; осуществляется разнообразная воспитательная работа, прививается бережное отношение к природе, обращается внимание на рациональное использование природных богатств. Расширение словарного запаса обучающихся о предметах и объектах природы происходит за счёт систематически проводимой словарной работы, помогает им правильно использовать слова и термины.

 

Изучение курса 7 класса «Растения, грибы, бактерии» можно начинать со знакомства с зелёными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся и на которых начинается формирование физиологических понятий, свойственных всем живым организмам. Затем можно изучить бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний у детей с недостатками интеллекта.

Школьников невозможно ознакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и т.д.) Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространённых и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.

 

В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека девятиклассникам сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков. При изучении программного материала обращается внимание школьников на значение физической культуры и спорта для здоровья и закаливания организма, а также для нормальной его жизнедеятельности.

Для проведения занятий по природоведению необходимо иметь соответствующее оборудование и наглядные пособия. Кроме измерительных приборов и различной химической посуды, которые требуются для демонстрации опытов, нужно иметь образцы полезных ископаемых, различных почв, влажные препараты, скелеты животных и человека, а также в достаточном количестве раздаточный материал. Изучение материала невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, кино - и видеоматериалы), опорных слов и схем, облегчающих усвоение, запоминание и воспроизведение программного материала, способствующих актуализации имеющихся знаний.

Все учебные занятия следует проводить в специально оборудованном кабинете природоведения.

Предлагаемые формы контроля – устный опрос и тестирование.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: