Модели учебных занятий с использованием современных педагогических технологий.





«RAFT-технология»

Использование RAFT-технологии способствует развитию творческих умений учащихся. Технология предполагает выбор учениками жанра текста. Ученики выбирают:

R - Роль - от чьего лица составляется текст

А - Аудитория - кому адресован текст

F - Форма, жанр текста или устной речи

Т - Тема - вопрос, который собираются осветить в тексте.

Вариантов выбора бесконечное множество. Это могут быть:

 

Роль Аудитория Форма
ученый научная конференция научное сообщение
учитель класс Объяснение новой темы
старший брат/сестра младший брат/сестра Сказка на ночь (или популярное объяснение)
гид туристы экскурсия
родитель ребенок нравоучение ("беседа по душам")
врач пациент "история болезни"
дед внуки рассказ о своей жизни
телеведущий телеаудитория телепрограмма (по выбору учеников)
иностранец его земляки письмо на родину или рассказ по возвращении

 

«Шесть шляп мышления » (прием предложен Эдвардом Де Боно). Ученики разделяются на шесть групп соответственно цветам шести шляп. Группам предлагаются задания:

Þ «Красная шляпа» - выразить свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала;

Þ «Черная шляпа» - выделить недостатки и проблемы;

Þ «Желтая шляпа» - обобщить все положительное;

Þ «Белая шляпа» - объективно перечислить события, факты, новые сведения;

Þ «Зеленая шляпа» - в любой оригинальной форме представить результаты изученного, попробовать подойти к вопросу творчески, неординарно;

Þ «Синяя шляпа» - сформулировать общие (философские) выводы, рефлексивные мысли, идеи по поводу учебного материала (можно - извлечь уроки)

"Живая линия"

Ученикам предлагается выстроиться по разные стороны воображаемой линии (линию можно провести мелом по полу или использовать, например, диагональ класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу обсуждаемой проблемы. На одном "полюсе" - сторонники определенной точки зрения, на другом - ее противники, в центре - сомневающиеся.

Представителям разных точек зрения предлагается по очереди приводить аргументы в защиту своего убеждения. Остальные участники могут менять свое положение относительно линии в сторону одного или другого полюса в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Можно выбрать двое учеников в качестве "наблюдателей". Они будут отслеживать перемещения участников по отношению к линии и таким образом смогут выявить наиболее убедительные агрументы.

«Техника аквариума ». Применяется на занятии, содержание которого предполагает обсуждение неоднозначных, дискуссионных проблем, формирование оценочных суждений. Для организации занятия ученики разделяются на малые учебные группы в количестве 5 ± 2 человека. Групповая деятельность создает условия свободного общения, обеспечивает большую вовлеченность участников в процесс обсуждения, дает возможность вести поиск истины через сопоставление различных точек зрения, используя «общий котел информации».

Этапы организации дискуссионного занятия:

1. Учитель формулирует проблему для обсуждения. Группам дается небольшое время для обсуждения проблемы, определения точки зрения и выстраивания системы аргументации своей позиции. На этом этапе каждый ученик участвует в полемике по предложенной теме.

2. От каждой группы выделяется человек, который будет представлять позицию группы (в случае, если в малой группе определились две разные позиции, то группу представляют два человека). Представители групп собираются в центре аудитории за отдельным столом и начинают публичную дискуссию. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, все молча следят за ходом обсуждения (наблюдают, как за аквариумом). Группы могут помочь своему представителю только с помощью записок (подсказать дополнительные доводы, усиливающие позицию группы, сформулировать контрвопрос оппонентам).

3. Обсуждение проблемы заканчивается либо по истечении времени, либо после достижения согласия между представителями групп. В заключении проводится критический разбор дискуссии всеми учениками, которые наблюдали со стороны. Внимание обращается на сам процесс представления точки зрения, обоснованность аргументов, полемические умения участников дискуссии.

Затем на обсуждение выносится следующий вопрос и этапы работы повторяются, только для участия в публичном обсуждении на втором этапе выйдут другие представители от малых групп.

Для более эффективного наблюдения за дискуссией ученикам можно предложить составлять «лист аргументов», заполняя следующую матрицу:

 

«Вертушка общения».

Технология «Вертушка общения» может быть использована как тренинговая форма учебной дискуссии. Стулья для учеников расставлены в два круга. Во внутреннем круге ученики сидят спиной к центру круга. Во внешнем - ученики расположены лицом к центру круга. Таким образом каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг - неподвижный. Внешний круг - подвижный, по сигналу преподавателя все ученики пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.

Участники внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего – другой точки зрения. Ученики одновременно в парах ведут дискуссию, затем по сигналу педагога переходят к новому партнеру. Данная организационная модель позволяет одновременно включить в дискуссию каждого ученика. Меняется ситуация общения, система аргументов – все это способствует развитию коммуникативных и дискуссионных умений.

 

«Обмен знаниями »

Модель «Обмен знаниями » предполагает кооперированно-групповую форму учебной деятельности. Этапы работы:

1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).

2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.

3. Обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.

Основной методической трудностью для педагога становится организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями: как привлечь внимание всех к ответу каждой группы? Для активизации внимания предлагаются разные варианты предварительных заданий: заполнение обобщающей или сравнительной таблицы; ведение записей; использование «рабочего листа»; проблемный вопрос, ответить на который можно, только внимательно выслушав все группы.

 

«Пронумерованные участники

Модель «Пронумерованные участники » позволяет упорядочить работу каждого ученика при групповой учебной деятельности.

1. Образуются группы с равным количеством участников и каждому в группе присваивается номер (1, 2, 3, 4 и т.д.). Все группы получают одинаковое задание по источникам.

2. В группах изучаются источники, обсуждается заданный преподавателем вопрос.

3. Преподаватель называет какой-либо номер, и выслушиваются ответы только участников под этими номерами из каждой группы.

4. Затем преподаватель формулирует следующий вопрос для групп, и этапы учебной работы повторяются. Преподаватель вновь называет какой-либо номер и выступают участники групп под данным номером.

Такой незамысловатый прием, как «пронумерованные участники» эффективно стимулирует познавательную деятельность учеников, так как каждый должен быть готов к ответу по любому вопросу от имени своей группы.

«Водоворот»

Модель «Водоворот » также предполагает групповую деятельность. Каждая учебная группа получает свой лист для выполнения задания и ручку (фломастер) своего цвета. Преподаватель формулирует задания группам. После письменного выполнения своих заданий листы с записями передаются по кругу другим группам. Получив новый лист, группа вначале оценивает записи, сделанные предыдущими группами, маркируя с помощью значков «+», «-», «?». Затем члены группы добавляют свои идеи, соображения и передают лист дальше по кругу для работы другим группам. Каждая группа может делать записи на листах только своим цветом. Это зрительно позволяет зафиксировать вклад каждой группы.

Когда листы обойдут круг и вернуться в свои первоначальные группы, каждая группа обобщает то, что там будет написано. Подобная стратегия учебной работы называется «письменный круглый стол».

 

«Эксперты ». «Зигзаг ».

Модели «Эксперты »и «Зигзаг »основаны на едином базовом принципе: члены малой учебной группы становятся экспертами в определенных вопросах изучаемой темы. Внутри групп каждый участник получает свой вопрос или свой документ, изучает предложенный материал, и после этой личной экспертизы участники по очереди знакомят группу с результатами своей работы. В группе все данные сравниваются, обобщаются, формулируются выводы (или выполняется иное задание преподавателя). Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Однако, не каждый ученик способен самостоятельно разобраться в своем вопросе (или в своем документе). В таком случае предусматривается «зигзаг »: на первом этапе участники, которым «поручены» одинаковые вопросы (или одинаковые документы) выходят из своих групп и образуют новые «экспертные» группы. Таким образом в экспертные группы объединяются «специалисты» с одинаковым заданием и материалом. Изучив свой вопрос, участники экспертных групп записывают кратко ту информацию, которую они должны будут сообщить своим учебным группам. Затем «специалисты» возвращаются в свои первоначальные учебные группы и начинается взаимообучение в группах.

“Уголки”.

Модель учебного занятия “Уголки” развивает умения самоорганизации ученика в учебном процессе, самостоятельного освоения процедур интерпретации новых фактов, их анализа и интеграции в систему личностного историко-культурного знания. Для проведения занятия учитель организует в пространстве класса отдельные “уголки”, посещение которых предполагает выполнение учениками определенных заданий. Среди заданий есть более сложные, предполагающие творчески-поисковую деятельность, есть задания попроще; по возможности в “уголки” помещаются учебные материалы, которые могут быть использованы как подсказка.

На доске выписаны названия “уголков”. Каждый ученик сам определяет маршрут: с какого “уголка” он начнет работу, где продолжит. Для регулирования нахождения в одном уголке определенного количества учеников (как правило – не более пяти), каждый ученик получает липкий листок бумаги со своей фамилией. Отправляясь в “уголок”, ученик помещает свой листок с фамилией напротив соответствующего названия “уголка” на доске. После окончания работы он убирает свой листок и перемещает его напротив того “уголка”, куда собирается отправиться дальше. Таким образом на доске видно, в каких “уголках” сколько учеников работает. Можно изготовить специальные большие листы бумаги с карманами для названий “уголков” и листов с фамилиями учеников (в этом случае отпадает необходимость использовать липкие листочки бумаги).

 

Проектные занятия

Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.

Этапы работы над проектом могут быть следующие:

1. Определение темы, цели проекта

2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).

3. Исследование проблемы на основе распределения труда.

4. Оформление проектных материалов.

5. Презентация (защита) проекта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Первый вариант организации проектного занятия

Учитель определяет тему и цели проекта, а учащиеся сами выбирают вид выполнения и презентации проекта. Это может быть выставка, коллаж, альбом, "экскурсия", компьютерная презентация с использованием Power Point.

Приведем примеры проектов на тему "Диалог культур".

1). Групповые проекты по проблеме "Религия как фактор культурного многообразия". Группы выбирают темы:

· "религиозные праздники"

· " религиозные пищевые традиции"

· " религиозные требования к одежде"

· "храмы и правила поведения в них"

При подготовке и презентации проекта должны быть освещены следующие вопросы: общее и различия в религиозных традициях разных конфессий; отражение в традициях исторических, культурных и нравственных аспектов; необходимость уважительного, тактичного отношения к религиозным традициям.

2). Индивидуальный проект по проблеме "Поликультурность в повседневной жизни моей семьи" Примерные вопросы, которые можно исследовать:

· Сказки и стихи каких народов мы читали в детстве?

· Какие блюда из кухни разных народов готовят в нашей семье?

· Какие продукты, употребляемые в пищу, пришли из культур других народов?

· Какие заимствованные слова мы употребляем? и т.д.

Второй вариант организации проектного занятия

Учитель определяет не только тему, но и предлагает вариант конечного продукта: создание рукописного журнала, рекламного буклета, плаката, афиши, "диафильма", серии рукописных брошюр "ЖЗЛ". Приведем примеры таких проектных занятий.

“Выпуск исторического журнала”.

В качестве проекта ученикам предлагается “выпустить” номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в “журнале”.

Можно выделить следующие группы учеников:

1. “Редакторы”. На основе изучения материалов учебного пособия пишут “передовицу”, где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят “презентацию” номера журнала.

2. “Информационный отдел”. Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, “репортаж с места события”, “интервью” с очевидцем или специалистом и т.п.

3. “Аналитический отдел”. Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п.

4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: “Это интересно”, “Неизвестное об известном”, “В зеркале юмора” и т.п. Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме.

5. “Художники-оформители”. Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала. Продумывают и согласовывают с “редакторами” оформление обложки номера.

После того, как группы подготовят свои материалы, редакторы организуют “презентацию” журнала.

“Рукописный учебник истории”.

На основе изучения комплекса источников и дополнительной литературы по определенной теме ученикам предлагается самостоятельно создать параграф (или страничку) учебника истории.

1 этап. Учитель формулирует тему, проблему урока и объясняет задание.

2 этап.Ученики делятся на малые учебные группы и на основе изучения дополнительной литературы и источников отбирают материал для “учебника истории”. При этом ученики могут работать в школьной библиотеке, в компьютерном кабинете или в классе с материалами, предложенными учителем. Алгоритм работы групп может быть следующим:

1) сформулировать заголовок и план параграфа: какие подпункты надо рассмотреть, чтобы раскрыть тему;

2) написать небольшой авторский текст;

3) раскрыть событийно-хронологический ряд (в любой форме);

4) отобрать, если считают целесообразным, материал для рубрик "словарик", "источник", "исторический портрет"

5) придумать иллюстрации.

3 этап. Каждая группа представляет свой параграф или страничку учебника классу.

"Создание диафильма"(«видеоролика»)

Последовательность работы учеников:

1. В группе обсуждается и определяется сюжет, последовательность "кадров".

2. Ученики работают индивидуально или в парах, создавая несколько "кадров". Каждый кадр - это рисунок или коллаж на отдельном листе с кратким текстом - комментарием.

3. Листы-"кадры" соединяют вместе скотчем, придумывают заголовок и иллюстрацию для титульного листа.

4. Происходит презентация групповых проектов: "премьера" диафильмов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: