Понятие о музыке массовых жанров (работа со схемами).




Джаз.

Цель урока:

Ø дать представление о направлениях музыки массовых жанров;

Ø ознакомить учащихся с историей и условиями возникновения джаза, особенностями его музыкального языка, творчеством известных джазовых музыкантов;

Ø содействовать проявлению творческой активности учащихся, продолжать формировать информационно-коммуникативную компетентность;

Ø воспитывать художественный вкус, интерес и уважение к музыкальному искусству народов мира.

 

Оборудование:

Ø мультимедийный проектор;

Ø зрительный ряд в форме компьютерной презентации;

Ø аудиозаписи;

Ø маркеры, стикеры, ватман, набор иллюстраций

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

 

Форма урока: диалоговое общение с элементами тренинга.

 

План урока:

1. Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний.

3. Работа с новым материалом.

А) Понятие о музыке массовых жанров (работа со схемами).

Б) Корни джазовой музыки.

В) Предшественники джаза – трудовые песни, спиричуэлс, блюз, регтайм.

Г) Основные особенности музыкального языка джаза.

Д) Джазовые музыкальные инструменты.

Е) Выдающиеся джаз-музыканты.

Ж) Актуальность джаза и его влияние на развитие новых музыкальных направлений.

4. Итоги урока (составление плакатов-коллажей).

5. Домашнее задание.

 

ХОД УРОКА,

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний.

 

Учитель: Дорогие ребята! Наверное, у каждого из нас бывают дни, когда мы говорим: душа поёт! Или – сегодня все струны моей души звучат как-то по особенному.… То есть мы продолжаем наш разговор о музыке.

Мир музыки поистине бескрайний! Он охватывает разные эпохи истории, разные слои общества, разные национальные традиции. И отношение к музыке, и её восприятие у всех нас тоже разное. На бытовом уровне чаще всего мы подразделяем музыку на серьёзную и лёгкую. И часто ведутся споры о том, какая музыка больше нужна людям – серьёзная или лёгкая.

На ваших партах вы найдёте два стикера разного цвета. Объединитесь, пожалуйста, в пары и на стикере жёлтого цвета напишите жанр, который вы отнесли бы к серьёзной музыке, а на стикере розового цвета – жанр лёгкой музыки. А затем разместите эти стикеры на нашей гитаре.

(работа в парах, ответы учащихся)

Учитель: А теперь подумайте и ответьте: какая же музыка больше нужна людям?

 

(ответы учащихся)

Итак, можно сделать вывод, что всё зависит от воспитания общества, от его вкусов. Но ведь музыкальные вкусы не могут быть однобокими. Есть время, когда хочется просто повеселиться, потанцевать.

Да, настоящее великое искусство затрагивает самые тонкие струны человеческой души, пробуждает высокие идеалы, чувства прекрасного. Но даже великие музыканты любили подурачиться! И причудливые музыкальные капризы присутствуют в творчестве даже таких признанных классиков как Бах и Бетховен!

С другой стороны в сфере развлекательной музыки есть свои художественные шедевры: прекрасные мелодии созданные И.Штраусом, Д.Гершвином, И.Дунаевским и др. Жизнь без лёгкой музыки превращается в нечто печальное, бесцветное, механическое…

Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Направления музыки массовых жанров. Джаз».

 

(работа с тетрадью)

Понятие о музыке массовых жанров (работа со схемами).

Учитель: Прежде чем мы непосредственно перейдём к теме урока, давайте вспомним: с какими видами музыки мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

 

(работа со схемой №1)

А теперь возьмём в руки нашу импровизированную гитару и подумаем: в какие виды можно объединить музыку массовых жанров?

 

(высказывания учащихся, работа со схемой №2)

4. Корни джазовой музыки.

Давайте призовём на помощь географию и историю.

Ø Когда была открыта Америка?

Ø Какие виды хозяйства развивали там страны-метрополии?

Ø Какие трудовые ресурсы для этого использовались?

С 16 по 19 ст. шёл процесс завоза рабов из Африки, которые привезли с собой достижения культуры своего народа. Проявляться негритянская культура могла только в двух направлениях:

А) во время отдыха после тяжёлой работы

Б) во время самой работы, чтоб облегчить тяжесть труда.

Ø Какие музыкальные инструменты можно было использовать при этом?

 

Единственным музыкальным инструментом мог быть только голос. Аккомпанемент – подручные средства.

Ø Продемонстрируйте мне их, пожалуйста.

 

(демонстрация детьми возможных средств для аккомпанемента)

 

То есть, в качестве аккомпанемента служили ладони, ноги или другие подручные средства, служившие как ударные. Поэтому, первый источник возникновения нового направления в музыке (джаза – в переводе с американского обозначает – живость, энергия) – трудовые песни.

 

(работа с тетрадью)

 

Кстати, ритм африканской музыки достаточно сложный. В такой музыке часто использовали «СИНКОПУ» - перемещение сильной доли на слабую.

Синкопу используют и в украинской народной музыке. Вспомните песни: «Ой, Марічко, чичері», «А я все дивлюся, де ж моя Маруся» и т.д.

 

(работа с тетрадью)

 

Европейцы тоже завозили в Америку свою музыку. Это были классические произведения, которые исполнялись тогда на фортепиано и струнных инструментах. Поэтому формирование джазовой музыки – это многолетний процесс, процесс взаимопроникновения двух культур – чёрной и белой.

В частности белые переселенцы исполняли свои баллады. А во второй половине 19 в. появились негритянские баллады. Лучшим их исполнителем в 20 веке была Элла Фитцджеральд.

Ещё одним ярким примером взаимопроникновения разных культур является появление такого жанра, как СПИРИЧУЭЛС (в переводе дух, душа. привидение; духовная песня).

 

(работа с тетрадью)

 

В основе негритянских духовных песен благодаря европейцам появились библейские сюжеты. Самый известный спиричуэлс на протяжении ХХ столетия – “Let my people go”/

 

(Кто-то из детей может напеть эту мелодию).

 

Кстати, настоящее название этой песни – «Спустился с небес Моисей». Лучшими исполнителями этого спиричуэлс были Луи Армстронг, Поль Робсон, а сегодня – Александр Буйнов.

Исполнялся спиричуэлс солистом, который пел текст, иногда придумывая слова прямо во время пения, и хором, который повторял какую-либо одну фразу, либо последнее слово. Спиричуэлсы, поэтому, исполнялись только а капелла.

Если трудовые песни дали джазу ритм, спиричуэлс – красивую мелодию, то на развитие вокально-инструментального искусства значительную роль сыграли блюзы.

 

(работа с тетрадью)

 

Блюз – от сокращения слов blue devils – голубые чёртики, что означает грустный, меланхоличный. Это песни протеста, выражение отчаяния. Это песни чернорабочих, бездомных, обездоленных. «Я смеюсь лишь потому, чтобы не плакать…» В наше время блюз превратился в основном в инструментальное произведение, где музыкант передаёт свои чувства, исполняя соло на каком-либо инструменте.

С 90-х годов Х1Х века до периода 1 мировой войны продолжалась «эпоха РЕГТАЙМА».

 

(работа с тетрадью)

 

Рэгтайм – «рваный ритм». Такое название получил стиль фортепианной игры. Его исполняли уже не только аматоры. Появились и профессиональные композиторы. Первым таким композитором можно назвать Скотта Джоплина и его очень известный регтайм «Жизнь артиста».

 

Таким образом, когда все эти формы негритянской музыки объединились и переплелись между собой родилась новая оркестровая музыка – ДЖАЗ (юг США, Новый Орлеан).

 

5. Основные особенности музыкального языка джаза.

(работа с тетрадью)

Джаз – это род музыки преимущественно развлекательного, танцевального характера. Джаз характеризуется целой цепочкой особенностей, среди которых можно выделить следующие.

Ø Особенности ритма. Сложный ритм джаза называют битом.

Ø Особенности гармонии (например, преобладание септаккордов, нонаккордов и т.д.)

Ø Особенности тембровой палитры. Гроул, сурдина, глиссандо.

Ø Импровизация. (Олег Хромушин отмечал: «Джаз без импровизации всё равно, что бассейн без воды».)

 

Давайте попробуем на себе почувствовать, что такое импровизация.

 

(игровая физкультминутка)

Джаз имеет три основные стиля:

 

(работа с тетрадью)

1. Диксиленд-джаз. Зародился в начале ХХ столетия. Ансамбль – 7-10

Исполнителей: труба, кларнет, тромбон, ритм-группа (банджо, контрабас или туба, ударные инструменты)

2. Симфоджаз. Зародился в конце 20-х годов ХХ века, когда модными

стали танцевальные залы.

3. Свинг. Зародился в 30-е г. ХХ века в связи с расцветом крупных

джазовых оркестров - биг-бэндов. Наиболее популярными были биг-

бэнды Дюка Эллингтона, Леонида Утёсова.

 

6. Выдающиеся джаз-музыканты.

Среди наиболее выдающихся музыкантов – исполнителей джаза – следует упомянуть:

Ø Певицу классического блюза – Бесси Смит

Ø В период свинга – Эллу Фитцджеральд

Ø Первый образец мужского вокала – Луи Армстронг.

 

(выступление учащихся с опережающим заданием)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: