Ученик (читает наизусть)




Смотрит чужими глазами

Стылая, звездная ночь.

Нары вокруг этажами,

Двери откинуты прочь.

Волосы наголо сбриты-

В них не завяжутся вши.

Шалости, игры забыты;

Страх – состояние души.

В драных коротких рубашках

Жмется в углах детвора.

Съедены черви, букашки,

Корни, трава и кора.

Ребра торчат да глазенки

Светятся тусклым огнем:

Холодно ночью ребенку,

Страшно и голодно днем.

Врач в белоснежном халате

В вену направит иглу,

Крепко привяжет к кровати,

Сядет с ухмылкой к столу.

Скрючится тельце ребенка,

Вытечет теплая кровь,

Словно дурного котенка,

Узника выбросят в ров.

Педагог:

Наша задача сегодня – это разобраться, а правду ли говорят о фашизме, о Холокосте? Или, может, все это сильно преувеличено?

Для этого мы обращаемся к документам и материалам из протоколов судебного заседания по делу о злодеяниях, совершенных в концентрационных лагерях.

Выходят ребята и по очереди читают строчки.

-На территории фашистского государства было создано 1100 концентрационных лагерей: Освенцим, Майданек, Треблинка, Дахау, Бухенвальд и др.

-С первых дней войны была создана целая сеть концлагерей и на территории Пскова: «Шталаг», «Кресты», «Пески», «Лазарет».

- В Освенциме на 12 тыс. заключенных был один умывальник, а весной заключенные умывались и пили из луж.

- В Освенциме было обнаружено 293 тюка с женскими волосами весом 7 тонн. Экспертная комиссия установила, что волосы срезаны со 140 тысяч женщин. Волосы перерабатывались в войлок и пряжу, из которых изготавливались носки и матрасы для немецких солдат.

- Узники использовались и для проведения медицинских экспериментов.

-В 1943 году в Данциге был организован Фармакологический институт Медицинской академии под руководством профессора Шпаннера. Там немецкие ученые организовали производство мыла из человеческих тел.

- Узников концлагерей использовали еще и в качестве дешевой рабочей силы.

- Дневная норма хлеба в «нормальном» лагере -125 грамм, в «усиленном»- 60 грамм.

- В лагере снега не было. Он был съеден с крошками земли. 60 тысяч человек медленно умирали от голода.

- На территории Пскова действовало 5 концлагерей для военнопленных и мирного населения.

- Немцы на автомашинах привозили истощенных пленных и живьем сбрасывали в ямы-могилы возле барака. По улицам гоняли голодных, полуодетых и почти босых наших русских. Жуткую картину представляли собой эти несчастные, двигавшиеся как тени, державшиеся друг за друга от истощения.

- В период сильных морозов у военнопленных намеренно отбирали теплые вещи, загоняли в товарные вагоны, загнанные в тупик, и оставляли на 4-5 дней. Только в январе 1942 года на станции Березка было выброшено в снег около 1500 окоченевших трупов.

- Военнопленному одна женщина подала морковь. Немец-конвоир пристрелил его, а морковь положил возле трупа, подчеркивая, что она была причиной его смерти.

- Свои жертвы нацисты сжигали в крематориях, где люди превращались в пепел.

«Наполнить до отказа!»—командует комендант лагеря.. Голые люди наступают друг другу на ноги. Семьсот-восемьсот человек... Двери замыкаются. Оставшиеся из транспорта ждут своей очереди. Ждут голыми зимой.. Включают подачу газа... Но дизель не действует. Проходит 50 минут... 70 минут... А люди в камере стоят. Слышен их плач…

Наконец, через 2 часа и 49 минут, дизель начинает работать. Проходит 25 минут. Многие уже мертвы — это видно через глазок... Через 28 минут некоторые еще живы... Дети умирают последними. Спустя 32 минуты мертвы все... С другой стороны рабочие отмыкают двери. Мертвецы стоят, как базальтовые столбы—им некуда упасть. И после смерти еще можно распознать семьи—они стоят, прижавшись друг к другу и держась крепко за руки. С трудом только удается отделить тела, чтобы очистить место для следующей партии. Выбрасывают трупы — посиневшие, покрытие смертным потом и мочой. Среди них младенцы и дети. Две дюжины рабочих заняты тем, что обследуют полость рта убитых, открывая ее с помощью железных крюков. Приказ: «С золотыми зубами—налево, без золота—направо». Другие проверяют интимные части тела в поисках укрытого золота и бриллиантов... Комендант показывает полную консервную банку и восклицает: «Подойди-ка, посмотри, сколько золота!»

Педагог:

Ребята, мы познакомились с материалами, поговорили о книге и фильме о Холокосте. Вам удалось сформировать свой взгляд на Холокост? Что же это было? Это, действительно, была катастрофа и преступление против человечества или все же здесь много преувеличения?

(Ответы ребят:

Холокост - это действительно катастрофа, трагедия, это целенаправленное истребление еврейского народа. Погибло много невинных людей. Это было преступление, направленное против человечества. В данный период времени было убито много детей, многие остались без своей семьи или инвалидами.)

Преподаватель:

Прошло семьдесят лет. Семьдесят лет мы живем в мире. Выросло несколько поколений. Надо ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? Терроризм, теракты, например…

(Ответы ребят:

Да, к данной теме необходимо возвращаться. Необходимо помнить такие явления, чтобы не повторять ошибок в будущем. История - наш учитель, и если мы учтем ошибки прошлого, возможно, сможем избежать их.)

Педагог:

Всего же за годы фашистского террора пыткам и издевательствам в концлагерях подверглись 18 мил. человек, а 2 мил. из них были зверски замучены и сожжены в печах крематориев.

(Звучит песня «Бухенвальдский набат»)

Люди мира, на минуту встаньте.

Слышите, слышите: гудит со всех сторон.

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон.

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите мир, берегите мир!

 

Так будьте, люди,

До конца в ответе

За мир, добытый дорогой ценой,

Чтоб зрели звезды, и смеялись дети,

И цвел простор,

Разбуженный весной!

Я благодарю вас за вашу работу, за высказанные мысли, взгляды, суждения. Благодарю, что вы не остались равнодушными и сумели сформировать свое мнение и отношение к этому бесчеловечному явлению, как Холокост. Пусть такое никогда не повторится!

 

 

Перечень используемой литературы.

1. Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941-1945.-М.,2002.

2. Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.

3. Альтман И. Мемориализация Холокоста в России: история, современность, перспективы // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2005. - N 2/3. - С. 252-263.

4. Аннинский Л. На полях Холокоста: заметки читателя // Иностранная литература. – 2006. - N 10. - С. 284-290.

5. Безыменский Л. Информация по-советски // Знамя. – 1998. - N 5. - С. 191-199.

6. Беленькая Е. Не бывает геноцида против одного народа // Этносфера. - 2008. - N 8. - С. 8-9.

7. Бениш Г. Что делает из людей преступников? // GEO. - 2009. - N 5. - С. 110-124.

8. Ветте В. Война на уничтожение: вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.

9. За гранью понимания. Философы и богословы о холокосте./под. ред. Дж.К.Рота, М.Беренбаума.-Киев,2003.

10. Черная книга/ сост. В.Гроссман, Ил. Эренбург.- Запорожье.,1991.

 

Ресурсы Интернет

1. Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru

2. Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/russian/holocaustremembrance/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: