Основы телевизионной журналистики
Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Основы телевизионной журналистики» является формирование у студентов 1-го курса
· понимания природы телевидения, системного представления о телевещании и телепроизводстве;
· понимания структуры телекомпании;
· понимания сущности профессиональной деятельности телевизионного журналиста;
· профессионального самосознания, развитие потребности в глубоких профессиональных знаниях и навыках.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основы телевизионной журналистики»входит в курс «Основы журналистики» и относится к профессиональному циклу Б.3 в его базовой (общепрофессиональной) части. Для изучения данного курса в качестве входных знаний студенты должны иметь представление:
- о социальной роли, общественной миссии, функциях СМИ в демократическом обществе, смысле и взаимосвязи свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста; роли и месте телевидения в системе средств массовой коммуникации; (предшествующие дисциплины «Введение в специальность», «Система СМИ»);
- о специфике телевизионного производства: язык экрана, основные изобразительно-выразительные средства: изображение (кадр, план, ракурс), звук, монтаж (линейный и нелинейный/цифровой); (параллельная дисциплина «Техника и технология СМИ»).
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс освоения дисциплины «Основы телевизионной журналистики» направлен на формирование следующих профессиональных компетенций:
– понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества (ПК-2);
|
– ориентация в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимание процессов конвергенции, осведомленность в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа (ПК-3);
– понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций (ПК-4);
–– понимание базовых принципов формирования системы СМИ, представление об основных организационных формах медиаиндустрии (издательские дома, медиахолдинги, акционерные общества и т.д.), ориентация в современных реалиях функционирования системы СМИ в России, а также в ее инфраструктуре (ПК-7);
– знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (телевидение) (ПК-8);
- представление о различных аспектах работы телевизионного журналиста; понимание аудиовизуальной природы телевизионного материала и особенности его зрительского восприятия; первичное знание основ организации телевизионного производства
– знание основных принципов разработки концепции медиапроекта,видов планирования в СМИ (ПК-9);
- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов её изучения (ПК-15);
- осведомленность о базовых отечественных и зарубежных профессиональных стандартах работы журналиста (ПК-22)
|
В результате изучения дисциплины студенты:
Знают особенности аудиовизуального языка экрана, принципы организации телевизионного производства; профессиональные обязанности телевизионного журналиста и формы его сотрудничества с другими участниками телевизионного производства;
· Понимают специфику журналистского текста, предназначенного для телевизионной публикации, его содержательного и структурно-композиционного своеобразия, учитывающего особенности зрительского восприятия;
- Умеют использовать полученные знания для решения задач будущей профессиональной деятельности.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |||||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||||||
В том числе: | |||||||||
Лекции | |||||||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||||||
Семинары (С) | |||||||||
Лабораторные работы (ЛР) | |||||||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||||||
В том числе: | |||||||||
Курсовой проект (работа) | |||||||||
Реферат | |||||||||
Практическое задание | |||||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет | зачет | |||||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||||||
Содержание дисциплины
|
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Телевидение: история и современность | Основные этапы развития телевидения. Современная система телевещания и телепроизводства. Национальная система телерадиовещания в России. Основные типы телекомпаний. Правовое регулирование деятельности телекомпаний. Функции телевидения. Основные профессии на телевидении. Знания и навыки, необходимые тележурналисту. | |
Телевидение как синтетическая деятельность. | Телевидение как синтетическое искусство. Язык телевидения. Выразительные средства видео. Кадр, план, ракурс. Виды монтажа. Взаимосвязь образа и слова. Видеоряд и текст. Особенности телевизионной режиссуры. Анализ фрагментов телевизионных программ разных жанров. Обсуждение со студентами особенностей видеоязыка, правил сочетания видеоряда и слова. | |
Телевизионное программирование | Телевизионный канал, телекомпания и её "целевая аудитория". Принципы программирования. Программный отдел и его функции. Рейтинги программ. Межпрограммное пространство и его оформление. Анализ стиля региональных телевизионных каналов, целевой аудитории. Дискуссия о проблемах телевизионного программирования. | |
Структура телекомпании | Телевизионное вещание и телевизионное производство. Структура телекомпании, система взаимоотношений между отделами и редакциями. Принципы управления. Журналистские профессии на телевидении. | |
Информационная программа на телевидении | Цели и задачи "журналистики новостей". Технология производства информационных программ. Редакция новостей: структура её деятельности. Распределение обязанностей и ответственности внутри коллектива. Функции шеф-редактора, выпускающего редактора, координатора. Репортеры и съемочные бригады. Ведущие новостных программ. Принципы верстки информационного выпуска. Структура информационного сюжета. Требования к репортерской работе. "Стенд - ап". Специфика работы в кадре. Правовые знания, необходимые в текущей работе службы новостей. Критерии профессионализма. Профессиональная этика и достоинство. Анализ региональных новостных программ. Хронометраж новостного выпуска. Обсуждение со студентами новостных программ предшествующего дня. | |
Художественные и развлекательные программы на телевидении | Жанровые особенности развлекательных программ, их место в вещательной сетке. Специфика производства художественных и развлекательных программ. Драматургическая основа. Проблема, идея, сценарная заявка. Предсъемочная подготовка, ее фаза. Работа после съемки. Особенности прямого эфира. Пилотный выпуск программы. Критерии оценки "пилота". | |
7. | Документальный телевизионный фильм | Телевизионный фильм как форма творчества. Язык кино и язык телевидения. Краткая история документального телевидения. Просмотр и анализ документального телевизионного фильма. |
8. | Телевизионный репортаж |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами