Расслабление в позе «Морской звезды»




Упражнение 1

«Снежная баба» (автобиографическая модификация)

 

Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья сне­га. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Кра­сивая снежная баба получилась (нужно попросить ре­бенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ве­тер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка на­прячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает тулови­ще). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить-снеж­ную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выгля­нуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются впе­ред), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коле­нях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».

Затем можно опять слепить снежную бабу по жела­нию ребенка.

Упражнение 2

«АПЕЛЬСИН (ИЛИЛИМОН)» (Алворд, 1998)

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апель­син, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут вы­жимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8—10 сек.).

«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теп­лая.., мягкая.., отдыхает...»

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрук­ты), если оно выполняется только одно; если в комп­лексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).

 

Упражнение 3 «СДВИНЬ КАМЕНЬ» (авторское упражнение)

Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый ка­мень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступ­ней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдви­нуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 сек.). Затем нога воз­вращается в исходное положение; «нога теплая.., мяг­кая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.

 

Упражнение4 «ЧЕРЕПАХА» (Алворд, 1998)

Упражнение делается лежа, лучше на боку или жи­воте. Попросите детей представить, что они малень­кие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озе­ра или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслабле­ны, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и не­уютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в пан­цирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напряга­ют шею, руки и ноги, как бы втягивая их под пан­цирь, — 5—10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Чере­пашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теп­лыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 сек.).

 

Упражнение 5

Расслабление в позе «Морской звезды»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1-4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряже­ния и расслабления.

Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в дру­гом варианте - то, что им хочется).

Продолжительность упражнения 1—2 мин.

В конце упражнения попросите детей открыть гла­за, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.

 

Мышечная релаксация для детей от 9 лет с использованием глубокого дыхания и визуальных образов

Прежде чем приступить к прогрессивной мышеч­ной релаксации, необходимо обучить детей глубокому дыханию. Расслаблению способствует медленное и глу­бокое дыхание с помощью диафрагмы. Маленьких де­тей учат такому дыханию с помощью упражнения «на­дуй шарик в животик и медленно его сдуй». Детей постарше можно попросить сделать следующее:

а) при вдохе постараться наполнить воздухом живот, а потом, продолжая вдох, заполнить воздухом грудь. Когда ребенок почувствует, что продолжать вдох
далее ему тяжело, пусть слегка сожмет диафрагму (перед упражнением надо показать ребенку, где находится диафрагма) и плавно выдохнет, живот при этом начнет втягиваться;

б) когда ребенок освоит дыхание животом с помощью диафрагмы, нужно обучить его задержке дыхания. Для этого, после того как он сделает вдох, пусть
постарается не сразу выдохнуть воздух, а слегка задержать его, а уже после плавно выдохнуть.

Глубокий вдох — задержка дыхания — плавный выдох

Желательно постепенно довести вдох по 5 ударов пульса, задержку дыхания — до 3 ударов, а плав­ный выдох — до 5 ударов пульса (5-3-5);

в) после того как ребенок освоил глубокое дыхание с
задержкой и со счетом, можно подключать к дыханию визуальные образы.

Для этого необходимо:

►сесть поудобнее или лечь;

►сделать глубокий вдох;

►на задержке дыхания представить человека, на которого разозлился (или ситуацию);

►выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка;

►сделать упражнение несколько раз.

Иногда на задержке дыхания у детей возникает зри­тельный (символический) образ гнева (пусть они его тоже выдохнут в виде облачка);

г) когда ребенок научился делать предыдущие упражнения, можно переходить к упражнениям с использованием мышечной релаксации (авторская модификация релаксационных упражнений Алворда, 1998).

Пусть ребенок сядет поудобнее или лучше ляжет. Попросите его представить ситуацию, которая злит, или человека, который вызывает данное чувство, и отметить, в каких частях тела при этом возникает наи­большее напряжение. Пусть ребенок сообщит вам об этих напряженных зонах в своем теле. На первых по­рах (пока ребенок еще не освоился с данной техникой) следует проследить, все ли участки тела ребенок отме­тил, так как их может быть несколько (например, шея, плечи, ноги). После того как все участки тела будут определены, следует приступить непосредственно к уп­ражнению по мышечному расслаблению.

Расслаблять мышцы необходимо в такой последова­тельности:

►руки (кисть, предплечье, плечо);

►шея;

►живот;

►ноги;

►голова, в основном лицевая часть (рот, нос, лоб). Например, если ребенок чувствует напряжение в лобной части головы, руках и животе, то расслабляющие упражнения начинают с рук, потом работают с мышцами живота, а затем уже приступают к лицу (лоб).

Упражнение выполняется следующим образом.

1. Ребенок уже удобно сидит или лежит:

►делает глубокий вдох;

►на задержке дыхания сильно напрягает мышцы того участка тела, с которым вы работаете, и представ­ляет того человека, на которого разозлился;

►на выдохе в виде облачка выдыхает свой гнев (от­пускает его).

Затем какое-то время отдыхает. Упражнение с каждым участком тела следует по­вторить 1—2 раза.

2. Затем переходят к следующему участку тела. И так до тех пор, пока все участки тела, которые отзывались на проблемную ситуацию, не будут проработаны.

3. После этого делается упражнение «Морская звез­да» чтобы тело полностью отдохнуло и релаксировало.

4. Следует обсудить упражнение с ребенком:

►что было легко сделать, а что трудно;

►как менялось его состояние в процессе работы;

►изменились ли его чувства к концу упражнения, и чем они отличаются от первоначальных.

Данные упражнения по глубокому дыханию' и мы­шечной релаксации с подключением визуальных об­разов также прекрасно работают и с проблемами мы­шечной тревожности. Только вместо ситуаций (людей), вызывающих гнев, представляются ситуации, вызы­вающие сурах, беспокойство, тревогу. Все остальные процедуры полностью совпадают.

 

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА КОНСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. МЕТОДЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

Агрессивные дети в силу своих характерологиче­ских особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они при­держиваются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.

Цели и задачи данного коррекционного направле­ния работы с агрессивными детьми — это научить ре­бенка видеть различные способы поведения в проблем­ной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым рас­ширить спектр его поведенческих реакций в проблем­ной ситуации и минимизировать (в идеальном вариан­те — снять) деструктивные элементы в поведении.

Ниже даются упражнения, которые можно исполь­зовать в данной коррекционной работе.

 

Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга для детей)

Данную работу лучше проводить в небольшой груп­пе, состоящей не только из агрессивных детей, но и детей, у которых хорошо развиты навыки общения (дру­желюбны, контактны и т.п.).

Работа с картинками заключается в том, что детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении пресле­дуются две цели — дать возможность агрессивному ребенку увидеть различные варианты поведения (через рассказы других детей), а также проследить послед­ствия того или иного выбранного поведения.

Возможны различные варианты работы с картинка­ми. Первый — это когда вся группа работает с одной картинкой. Дети поочередно предлагают свои вариан­ты поведения и совместно (в обсуждении) придумыва­ют истории-продолжения. В конце упражнения мож­но попросить детей нарисовать те варианты истории, которые им больше всего понравились.

Следующий вариант — это когда дети делятся на двойки-тройки и каждой группе раздается своя кар­точка-картинка. Важно, чтобы в мини-группе был толь­ко один агрессивный ребенок. Все последующие про­цедуры совпадают. По желанию можно ввести элемент соревнования между группами (конкурс): какой груп­пе удастся придумать больше вариантов поведения и историй-продолжений в рисунках.

 

Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (авторский вариант)

Данное упражнение проводится в несколько этапов:

►следует расспросить ребенка, в каких ситуациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятель­ствах (кто-то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т.п.) он проявляет вербальную и физичес­кую агрессию. Составьте вместе с ребенком пере­чень таких ситуаций (письменно);

►выберите из перечня наименее конфликтную и проб­лемную для ребенка ситуацию, в которой, с его точ­ки зрения, ему будет проще справиться с собствен­ными негативными поведенческими реакциями. Об­судите вместе с ребенком возможные варианты по­ведения в ситуации. Попросите ребенка написать эти варианты в перечне напротив данной ситуации (если ребенок старше 8 лет).

Например:

Ситуация Варианты поведения
1. Коля без спроса берет мой ластик а) толкнуть и отнять ластик; б) ударить и отнять ластик; в) отнять ластик и взять его ластик или карандаш в отместку; г) сказать учительнице; д) попросить вернуть ластик, и если он не вернет, то сказать учительнице

► проанализируйте и обсудите вместе с ребенком по­следствия каждого выбранного варианта поведения. С детьми до 7,5 лет лучше проиграть каждый вари­ант, используя резиновые игрушки или «леговских» человечков в целях более эффективного осознания последствий своего поведения. Для детей 8 лет и старше будет лучше, если они напротив каждого варианта поведения напишут ожидаемые послед­ствия (дальнейшее развитие ситуации).

Например:

Ситуация Варианты поведения Последствия
1. Коля без а) Толкнуть и отнять а) Коля толкнет меня
спроса берет ластик. в ответ.
мой ластик   Я его ударю.
    Он ударит меня.
    Мы подеремся.
  б)...  
  в)... ...

►выбор позитивного варианта поведения в проблем­ной ситуации, причем право выбора остается за ре­бенком. В данном примере это будет: «Попросить вернуть ластик, и если он не вернет, то сказать учи­тельнице»;

►закрепление позитивного варианта поведения в ро­левой игре.

Для того чтобы процесс формирования навыка был более успешным, с детьми до 7,5 лет лучше сначала проиграть ситуацию (с учетом позитивного вариан­та поведения) на игрушках, а потом приступить к ролевой игре, в которой другой ребенок или сам пси­холог берет на себя роль противника-жертвы. Детей 8 лет и старше можно попросить перед нача­лом ролевой игры представить ситуацию в вообра­жении, где им удается применить позитивный ва­риант поведения, а затем уже переходить непосред­ственно к ролевой игре; когда ребенку удастся закрепить позитивную пове­денческую реакцию (для этого следует предусмот­реть также поощрения, призы, награды, подклю­чить к работе педагогов и родителей) в данной про­блемной ситуации через ролевую игру и успешно применить ее в реальной жизни, следует перейти к следующей, более проблемной и конфликтной для него ситуации.

 

Ведение блокнотика самонаблюдения (авторский вариант)

Блокнотик самонаблюдения ведется в целях конт­роля над своим поведением и закрепления позитив­ных поведенческих навыков.

Самонаблюдение весьма эффективно не только как метод контроля над своими негативными эмоциями и поведенческими реакциями, но и как метод, позволя­ющий снизить интенсивность негативных эмоций, а следовательно, выровнять поведенческие реакции, сде­лать их более осознанными и спокойными.

По данной методике ребенку предлагается вести запись самонаблюдения в блокнотике по следующей форме:

Реальная ситу­ация, которая произошла с тобой (в школе, детском саду, во дворе, дома) Что ты чувство­вал? Что ты думал при этом? Что тебе хоте­лось сделать? Что ты сделал на самом деле? Знак (символ), если удалось проявить пози­тивный навык (избежать деструктивного поведения)

Знак (символ) может быть любым по желанию ре­бенка. Это может быть наклейка с изображением лю­бимого героя или рисунок, который делает сам ребе­нок (летящая ракета, звездочка, планета, цветок и т.п.). Знак должен нравиться ребенку, вызывать положи­тельные чувства. У знака (символа) двойная функцио­нальная нагрузка. С одной стороны, он наглядно пока­зывает ребенку его успехи, подкрепляет его чувство уверенности и состоятельности в ситуации. С другой стороны, знак (символ) напрямую связан с системой поощрений, которую необходимо применять для ско­рейшей наработки навыков конструктивного поведе­ния (и которую необходимо согласовать с родителя­ми). Например, за каждые 5—7 знаков (символов) пола­гается поощрительный приз, за наработку 20—25 зна­ков — небольшой подарок. Как правило, навык нара­батывается в течение 1,5 месяцев.

Блокнотик самонаблюдений также помогает ребен­ку лучше осознать свои чувства, мысли и мотивы соб­ственного поведения, что для агрессивного ребенка является весьма актуальной задачей.

 

«Карта поведения» (из опыта работы американских школ)

На каждого ребенка, чье поведение отмечается как агрессивное, заводится «карта поведения», которая фиксируется в небольшой тетрадке. Тетрадь находится у самого ребенка, с ней он посещает все школьные занятия. Надо заметить, что агрессивные дети в амери­канской школе изолируются в специальные классы.

Психолог вместе с ребенком обсуждает определен­ные правила поведения, которые формулируются как личные цели для каждого конкретного ребенка в за­висимости от особенностей проявления его поведен­ческих реакций в конфликтной ситуации. Например: «Говори уважительно со взрослыми» или «Держи руки при себе». Постепенно правила усложняются.

Оговаривается, также в ходе совместного обсужде­ния с ребенком, какие конкретные, реальные приви­легии он хочет получить за определенное количество дней успеха (например, прогулка, дополнительный отдых, определенная игра и т.п.). Предусматриваются также призы и награды.

«Карта поведения» является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения и помогающим им в этой работе. Также «кар­та» позволяет подключить к коррекции учителей, сде­лать их частью единого коррекционного процесса.

«Карта поведения» заполняется по следующей форме:

Личные цели поведения Уроки
1)... Число, инициа­лы, роспись -II- -II- -II- -II-
2).... -II- -II- -II- -II- -II-

Для начала, формулируются 1—2 цели поведения и записываются в карту. По ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются и формулируются как следующая цель. В случае выполнения правила каждый учитель в кон­це своего урока ставит число, инициалы и расписыва­ется в соответствующей колонке. Если же ребенок не выполняет правило на каком-либо уроке, то учитель не делает никакой отметки.

В конце дня психолог вместе с ребенком обсужда­ют, что получилось, что было трудным, почему одно было сделать легко, а другое — трудно и т.п. Чем быс­трее ребенок нарабатывает навыки конструктивного взаимодействия и поведения, тем быстрее он возвра­щается в свой класс, что само по себе является доста­точно сильным стимулом для успешной работы.

Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения

В ходе исследования особенностей агрессивных де­тей американским психологом Вагнером было выска­зано интересное предположение: «Главной детерминантой агрессивного поведения является не наличие сильно развитых агрессивных установок, а отсутствие или сла­бая выраженность установок на социальную коопера­цию и доброжелательное межличностное общение».

В связи с этим представляется весьма актуальным включение в коррекционную работу игр, направлен­ных на коммуникационную кооперацию. В игре (в бе­зопасной для ребенка обстановке) закрепляются навы­ки позитивного межличностного общения и формиру­ются конструктивные поведенческие реакции, кото­рые в дальнейшем переносятся в реальную действи­тельность.

 

1. «КОРАБЛЬ СРЕДИ СКАЛ» (с 8 лет) (Фопель, 1998)

Цель: Игра дает детям возможность приобрести ком­муникативные навыки, опираясь на интуицию и доб­рожелательные отношения, основанные на доверии друг к другу.

Для игры понадобятся стулья и повязка на глаза.

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя боль­шой круг (если детей немного (5—6 чел.), то они вста­ют по 1—2 чел. вдоль стен, обозначая берега). В сере­дине круга находится море. Но это очень опасное море, потому что в нем есть скалистые утесы. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. Лю­бой из вас сейчас может сказать: «Я хочу быть кораб­лем» и встать в центр круга, который станет гаванью. «Корабль» сам находит себе капитана, задача которого так провести корабль среди скал, чтобы он ни разу не налетел на них. Капитан ведет «корабль», держа его осторожно за руку и отдавая команды. Например: «Сде­лай два маленьких шага вперед, а теперь повернись влево. Стоп! Сделай один шаг направо. Стоп!» и т.п.

Количество «скал» может быть произвольным (вы­бирают сами дети), главное, чтобы задание было вы­полнимым.

Нам осталось еще выяснить, к какому берегу от­правится корабль. Любой из ребят, образующих «бе­рег», может сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Тогда другие «берега» садятся на стулья и становятся «скалами».

Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «берег» должен сказать кораблю: «Ты дос­тиг своей цели» и радостно заключить «корабль» в объя­тья. «Скалы» аплодируют «кораблю». Несмотря на то, что дети любят эту игру, не стоит «отправлять в пла­вание» больше 2—3 детей, иначе дети могут устать. В конце игры следует обсудить с детьми:

►что они чувствовали, когда были «кораблем», «бе­регом», «капитаном», «скалами»;

►чувствовал ли «корабль» себя в безопасности со сво­им «капитаном»;

►что «капитану» следует делать по-другому в следу­ющий раз;

►что было самым трудным для «капитана».

 

2. «ТРИО» (с 8 лет) (Фопель, 1998)

Цель: Большинство детей лучше всего учатся кон­структивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети учатся синхронизиро­вать свои движения с движениями других детей.

Для игры понадобятся пустые коробки из-под обуви.

Инструкция: Я приготовила для вас сложную зада­чу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.

Для начала понадобятся три добровольца. Они дол­жны встать в одну шеренгу плечом к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые ко­робки: в одну — левую ногу, в другую — правую. Сто­ящий справа от «центрального» ставит свою левую ногу в коробку с правой ногой «центрального», а стоящий слева — правую ногу в коробку с левой ногой того, кто стоит в центре.

Теперь все трое должны попробовать пройти несколь­ко метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.

Когда первая тройка успешно справится с задани­ем, можно подключить в эту группу еще одного ребен­ка, так постепенно подключают остальных детей.

Если группа участников большая, то имеет смысл начинать с 2-х или 3-х трио. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с боль­шим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как поступить. При желании дети могут меняться местами.

В конце игры обсудите с детьми:

►понравилась ли им игра;

►что было труднее всего;

►что помогло им справиться с заданием.

 

3. «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ» (с 6 лет) (Фопель)

Цель: Эта игра дает возможность отработать сотруд­ничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на кото­ром присутствует каждый ребенок, — усиливает у де­тей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навы­ки творческого самовыражения.

Каждой группе понадобится большой лист бумаги (ватман формата A3), восковые мелки или фломастеры.

Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каж­дая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой соб­ственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в груп­пе, кто чей портрет рисует. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет ва­шей картины, какова роль каждого в этом общем сю­жете (можно придумать небольшую историю).

Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.

В конце представления картин обсудите с детьми:

►что ты чувствовал, когда рисовали тебя;

►что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка;

►как вы пришли к решению, кого где рисовать;

►довольны ли вы своими портретами, которые рисо­вали другие;

►насколько вам понравилось работать вместе;

►портрет какой команды понравился больше всех, почему.

 

4.«Г0Л0В0МЯЧ» (от 7-8 лет)

Цель: С помощью этого упражнения можно разви­вать сотрудничество в парах или тройках (минигруп пах). Данное упражнение требует согласованных дви­жений и точного восприятия движений партнера. Каж­дый ребенок должен синхронизировать свой собствен­ный темп с темпом своего партнера.

Для игры понадобится мяч среднего размера для каждой пары детей.

Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова была напротив головы партнера. Положи­те мяч точно между вашими головами. Теперь вам нуж­но поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Можно держать друг друга руками, если понадобится.

Когда дети научатся легко справляться с этой зада­чей, можно ее усложнить, объединив детей в тройки. Потом предложите детям выяснить, с каким максималь­ным числом игроков можно поднять мяч головой.

В конце игры обсудите с детьми:

►что наиболее сложно в этой игре;

►с кем тебе поднимать мяч легче всего и почему;

►что самое важное для того, чтобы мяч не упал.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАНИЯ СОБСТВЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА, А ТАКЖЕ ЧУВСТВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ. МЕТОДЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.

В семьях агрессивных детей, как правило, игнори­руется внутренний мир ребенка, проявляется безраз­личие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию дру­гих людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному).

Развитие эмпатии, а также осознавания собствен­ного эмоционального мира и чувств других людей яв­ляется важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.

 

1. Работа с фотографиями (карточками)

Занятия можно проводить как в группе (парах, трой­ках), так и индивидуально.

Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находя­щихся в различных эмоциональных состояниях. В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома.

Детям предлагается рассмотреть внимательно фото­графию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмо­циональном состоянии находится человек, изображен­ный на данной фотографии.

Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Луч­ше, если таких причин будет несколько.

Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они сами подобные чувства, и если да, то при каких обсто­ятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказал­ся и был услышан. Закончить занятие можно рисун­ком на обсуждаемую тему.

 

2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)

Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).

Для работы понадобятся заранее заготовленные кар­точки с названиями чувств. Это могут быть страх, оби­да, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдох­новение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.

Ход игры:

1) детям раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим.

Ведущий просит детей вспомнить ситуацию, в ко­торой они испытывали подобное чувство (в соответ­ствии с карточкой).

Затем каждый ребенок должен пластически изобра­зить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы (некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок). Задача остальных детей - отгадать, «памятник» ка­кому чувству они видят. Желательно, чтобы выска­зались все дети; 2) после завершения этой части дети рассаживаются в круг. Ведущий просит детей объяснить:

►как они понимают слова, указанные на карточке;

►что значат эти чувства;

►в каких ситуациях они могут возникать;

►могут ли они рассказать случай из своей жизни, когда у них возникло подобное чувство.

Если чей-нибудь рассказ о собственных чувствах вызвал живой отклик и желание поделиться своей жизненной ситуацией, в которой возникло подоб­ное чувство, то не следует этому мешать. Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.

 

3. «Танцы-противоположности»(из Фопеля)

В этой игре дети могут поработать с противополож­ными эмоциями. Они должны, работая парами, выра­зить чувства-противоположности в импровизационных танцах.

Для работы понадобятся кассета с записью ритмич­ной инструментальной музыки и набор карточек с на­званиями эмоций (чувств):

1) детей просят разбиться на пары, и каждой паре да­ется карточка с названием эмоций. Такими эмоция­ми могут быть: веселый - грустный, жадный — щед­рый, смелый — трусливый, нервный — спокойный, бунтарский - покорный, бодрый — скучающий, сер­дитый — довольный и т.п.;

2) дети знакомятся с карточками, не показывая их окружающим. Их задача - придумать танец, в ко­тором они будут изображать противоположные чув­ства. Например, один ребенок изображает грустный танец, другой — веселый. Через 1—2 минуты дети меняются ролями;

3) задача других детей — отгадать, какие чувства-про­тивоположности изобразила в своем танце пара. Если кто-либо из детей захочет подключиться к танцу, не надо им мешать;

4) спустя какое-то время предложите детям самим на­звать те танцы-противоположности, которые им больше всего понравились.

Предложите один из них станцевать всей группой.

 

4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лицаэтих явлений

Цель упражнения: развитие эмпатии.

Упражнение выполняется в небольшой группе.

Для работы понадобятся заранее заготовленные кар­точки с названиями предметов и явлений природы. Например: солнце, гроза, река, пароход, чайник, ве­лосипед и т.д.

Детям раздаются карточки с названием предметов и явлений природы. Задача каждого ребенка — плас­тически изобразить данный предмет или явление при­роды и придумать небольшой рассказ от лица этого предмета (явления). Другие дети должны отгадать, какое явление (предмет) было изображено.

После того как предмет (явление) будет отгадан, ребенок рассказывает небольшую придуманную исто­рию от лица этого предмета (явления).

Пример. «Я - чайник. Я большой и красивый. Я люблю пыхтеть и свистеть, потому что тогда все обращают на меня внима­ние. Я собираю всю семью вместе. Я люблю угощать.» (рас­сказ девочки 7 лет).

 

5. «Я грустный (радостный и т.д.), когда...»

Упражнение выполняется в небольшой группе. По данной методике каждому прорабатываемому эмоцио­нальному состоянию (чувству) отводится отдельное за­нятие.

Ход занятия:

1) в начале каждого занятия по данной методике веду­щий в целях создания определенного настроения в группе рассказывает небольшую историю о том чув­стве (эмоции), которое предлагается обсудить на за­нятии. Это может быть небольшая сказка, в которой действующими лицами оказываются животные, ми­фические существа или прости люди, при опреде­ленных обстоятельствах испытывающие чувство, речь о котором пойдет на занятии;

2) после того как история будет рассказана, следует спросить у детей (в ходе обсуждения):

►о каком чувстве идет речь;

►переживали ли они подобные чувства, когда;

► попросите их рассказать об этом;

3) далее, в целях более глубокой проработки эмоции. (чувства, настроения) можно попросить детей вы­полнить следующее задание (работа с сенсорными каналами):

►если бы мы могли видеть данное чувство, то ка­кое бы оно было (цвет, форма, что бы оно напоми­нало);

►если бы мы могли его потрогать, то какое бы оно было на ощупь;

►если бы мы могли его попробовать, то какое бы оно было на вкус;

►если бы мы могли его услышать, то какой звук оно имеет, как оно звучит;

►если бы оно имело запах, то какой был бы запах.

Тема занятия с агрессивными детьми - «добрые слова» -доброта.

«Добрые слова - как разноцветные шарики. Это всегда праз­дник». «Они похожи на красоту, на цветы, на закат». «Добрые слова - как солнышко в доме. Это волшебство, тепло и ласка».

«Добрые слова вкусные и сладкие, как конфеты и пирожное». «Когда ко мне обращаются с добрыми словами, я чувствую порядок и могу все сделать» (высказывание ребенка с за­держкой психического развития).

«Добрые слова - это самая лучшая в мире музыка. Они мяг­кие и ласковые, как пух или шелк». «Самая прекрасная страна. В ней всегда хочется жить». «Доброта может лечить, от нее все становятся спокойными и сильными»;

4) занятие можно закончить рисунком на обсуждае­мую тему.

6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»

Ход игры:

1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (об­стоятельств), в которых ребенок, как правило, вы­бирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);

2) выберите ту из них, которая является наиболее ти­пичной для данного ребенка, и проиграйте ее вмес­те с ребенком. Причем в первом варианте игры ре­бенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог — самого «агрессивного» ребенка, психо­лог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить мане­ру невербального поведения «агрессивного» ребен­ка (его позу, интонацию, взгляд), а также использо­вал в игре типичные для данного ребенка выраже­ния (слова) и манеру физического агрессивного по­ведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно».

По окончании ролевой игры обсудите вместе с ре­бенком:

►как он себя чувствовал в роли жертвы;

►что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;

►изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;

►если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктив­ным, менее агрессивным;

►обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;

►закрепите в ролевой игре новые, позитивные ва­рианты поведения в проблемной ситуации (см. часть III).

Для детей до 7 лет можно заменить непосредствен­но ролевую игру на разыгрывание ситуации с помо­щью игрушек, «леговских» человечков по типу ку­кольного театра.

 

РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ

В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включить комплекс упражнений, направ­ленных на формирование позитивной самооценки, по­скольку у детей, обладающих качеством «агрессив­ность», отмечается неадекватная самооценка. Это свя­зано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная са­мооценка «Я-плохой», которая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: