Упражнение 1
«Снежная баба» (автобиографическая модификация)
Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает.
Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить-снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, как бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле».
Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.
Упражнение 2
«АПЕЛЬСИН (ИЛИЛИМОН)» (Алворд, 1998)
Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8—10 сек.).
|
«Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает...»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
Упражнение 3 «СДВИНЬ КАМЕНЬ» (авторское упражнение)
Дети лежат на спине. Попросите их представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая.., мягкая.., отдыхает...». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
Упражнение4 «ЧЕРЕПАХА» (Алворд, 1998)
Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите детей представить, что они маленькие черепашки, которые лежат на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (дети сильно напрягают спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; а также напрягают шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь, — 5—10 сек.). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 сек.).
|
Упражнение 5
Расслабление в позе «Морской звезды»
Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса (1-4) или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления.
Желательно упражнение выполнять под музыку. Попросите детей закрыть глаза и представить место, где они любят отдыхать, где они всегда себя хорошо и безопасно чувствуют. Затем пусть они представят, что находятся в этом месте и делают в этом месте то, от чего они испытывают радость и удовольствие (в другом варианте - то, что им хочется).
Продолжительность упражнения 1—2 мин.
В конце упражнения попросите детей открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вдохнуть и встать.
Мышечная релаксация для детей от 9 лет с использованием глубокого дыхания и визуальных образов
Прежде чем приступить к прогрессивной мышечной релаксации, необходимо обучить детей глубокому дыханию. Расслаблению способствует медленное и глубокое дыхание с помощью диафрагмы. Маленьких детей учат такому дыханию с помощью упражнения «надуй шарик в животик и медленно его сдуй». Детей постарше можно попросить сделать следующее:
а) при вдохе постараться наполнить воздухом живот, а потом, продолжая вдох, заполнить воздухом грудь. Когда ребенок почувствует, что продолжать вдох
далее ему тяжело, пусть слегка сожмет диафрагму (перед упражнением надо показать ребенку, где находится диафрагма) и плавно выдохнет, живот при этом начнет втягиваться;
|
б) когда ребенок освоит дыхание животом с помощью диафрагмы, нужно обучить его задержке дыхания. Для этого, после того как он сделает вдох, пусть
постарается не сразу выдохнуть воздух, а слегка задержать его, а уже после плавно выдохнуть.
Глубокий вдох — задержка дыхания — плавный выдох
Желательно постепенно довести вдох по 5 ударов пульса, задержку дыхания — до 3 ударов, а плавный выдох — до 5 ударов пульса (5-3-5);
в) после того как ребенок освоил глубокое дыхание с
задержкой и со счетом, можно подключать к дыханию визуальные образы.
Для этого необходимо:
►сесть поудобнее или лечь;
►сделать глубокий вдох;
►на задержке дыхания представить человека, на которого разозлился (или ситуацию);
►выдохнуть свой гнев (злость) в виде облачка;
►сделать упражнение несколько раз.
Иногда на задержке дыхания у детей возникает зрительный (символический) образ гнева (пусть они его тоже выдохнут в виде облачка);
г) когда ребенок научился делать предыдущие упражнения, можно переходить к упражнениям с использованием мышечной релаксации (авторская модификация релаксационных упражнений Алворда, 1998).
Пусть ребенок сядет поудобнее или лучше ляжет. Попросите его представить ситуацию, которая злит, или человека, который вызывает данное чувство, и отметить, в каких частях тела при этом возникает наибольшее напряжение. Пусть ребенок сообщит вам об этих напряженных зонах в своем теле. На первых порах (пока ребенок еще не освоился с данной техникой) следует проследить, все ли участки тела ребенок отметил, так как их может быть несколько (например, шея, плечи, ноги). После того как все участки тела будут определены, следует приступить непосредственно к упражнению по мышечному расслаблению.
Расслаблять мышцы необходимо в такой последовательности:
►руки (кисть, предплечье, плечо);
►шея;
►живот;
►ноги;
►голова, в основном лицевая часть (рот, нос, лоб). Например, если ребенок чувствует напряжение в лобной части головы, руках и животе, то расслабляющие упражнения начинают с рук, потом работают с мышцами живота, а затем уже приступают к лицу (лоб).
Упражнение выполняется следующим образом.
1. Ребенок уже удобно сидит или лежит:
►делает глубокий вдох;
►на задержке дыхания сильно напрягает мышцы того участка тела, с которым вы работаете, и представляет того человека, на которого разозлился;
►на выдохе в виде облачка выдыхает свой гнев (отпускает его).
Затем какое-то время отдыхает. Упражнение с каждым участком тела следует повторить 1—2 раза.
2. Затем переходят к следующему участку тела. И так до тех пор, пока все участки тела, которые отзывались на проблемную ситуацию, не будут проработаны.
3. После этого делается упражнение «Морская звезда» чтобы тело полностью отдохнуло и релаксировало.
4. Следует обсудить упражнение с ребенком:
►что было легко сделать, а что трудно;
►как менялось его состояние в процессе работы;
►изменились ли его чувства к концу упражнения, и чем они отличаются от первоначальных.
Данные упражнения по глубокому дыханию' и мышечной релаксации с подключением визуальных образов также прекрасно работают и с проблемами мышечной тревожности. Только вместо ситуаций (людей), вызывающих гнев, представляются ситуации, вызывающие сурах, беспокойство, тревогу. Все остальные процедуры полностью совпадают.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА КОНСТРУКТИВНЫМ ПОВЕДЕНЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ В ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ. МЕТОДЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.
Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.
Цели и задачи данного коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.
Ниже даются упражнения, которые можно использовать в данной коррекционной работе.
Работа с картинками, отражающими проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга для детей)
Данную работу лучше проводить в небольшой группе, состоящей не только из агрессивных детей, но и детей, у которых хорошо развиты навыки общения (дружелюбны, контактны и т.п.).
Работа с картинками заключается в том, что детям предлагается придумать как можно больше различных вариантов поведения, возможных в ситуации, изображенной на картинке, а также придумать небольшую историю-продолжение к картинке в зависимости от выбранного поведения. В данном упражнении преследуются две цели — дать возможность агрессивному ребенку увидеть различные варианты поведения (через рассказы других детей), а также проследить последствия того или иного выбранного поведения.
Возможны различные варианты работы с картинками. Первый — это когда вся группа работает с одной картинкой. Дети поочередно предлагают свои варианты поведения и совместно (в обсуждении) придумывают истории-продолжения. В конце упражнения можно попросить детей нарисовать те варианты истории, которые им больше всего понравились.
Следующий вариант — это когда дети делятся на двойки-тройки и каждой группе раздается своя карточка-картинка. Важно, чтобы в мини-группе был только один агрессивный ребенок. Все последующие процедуры совпадают. По желанию можно ввести элемент соревнования между группами (конкурс): какой группе удастся придумать больше вариантов поведения и историй-продолжений в рисунках.
Наработка навыков конструктивного поведения через ролевую игру (авторский вариант)
Данное упражнение проводится в несколько этапов:
►следует расспросить ребенка, в каких ситуациях ему трудно сдержать себя, при каких обстоятельствах (кто-то толкнул, сказал неприятное, взял его вещь и т.п.) он проявляет вербальную и физическую агрессию. Составьте вместе с ребенком перечень таких ситуаций (письменно);
►выберите из перечня наименее конфликтную и проблемную для ребенка ситуацию, в которой, с его точки зрения, ему будет проще справиться с собственными негативными поведенческими реакциями. Обсудите вместе с ребенком возможные варианты поведения в ситуации. Попросите ребенка написать эти варианты в перечне напротив данной ситуации (если ребенок старше 8 лет).
Например:
Ситуация | Варианты поведения |
1. Коля без спроса берет мой ластик | а) толкнуть и отнять ластик; б) ударить и отнять ластик; в) отнять ластик и взять его ластик или карандаш в отместку; г) сказать учительнице; д) попросить вернуть ластик, и если он не вернет, то сказать учительнице |
► проанализируйте и обсудите вместе с ребенком последствия каждого выбранного варианта поведения. С детьми до 7,5 лет лучше проиграть каждый вариант, используя резиновые игрушки или «леговских» человечков в целях более эффективного осознания последствий своего поведения. Для детей 8 лет и старше будет лучше, если они напротив каждого варианта поведения напишут ожидаемые последствия (дальнейшее развитие ситуации).
Например:
Ситуация | Варианты поведения | Последствия |
1. Коля без | а) Толкнуть и отнять | а) Коля толкнет меня |
спроса берет | ластик. | в ответ. |
мой ластик | Я его ударю. | |
Он ударит меня. | ||
Мы подеремся. | ||
б)... | ||
в)... | ... |
►выбор позитивного варианта поведения в проблемной ситуации, причем право выбора остается за ребенком. В данном примере это будет: «Попросить вернуть ластик, и если он не вернет, то сказать учительнице»;
►закрепление позитивного варианта поведения в ролевой игре.
Для того чтобы процесс формирования навыка был более успешным, с детьми до 7,5 лет лучше сначала проиграть ситуацию (с учетом позитивного варианта поведения) на игрушках, а потом приступить к ролевой игре, в которой другой ребенок или сам психолог берет на себя роль противника-жертвы. Детей 8 лет и старше можно попросить перед началом ролевой игры представить ситуацию в воображении, где им удается применить позитивный вариант поведения, а затем уже переходить непосредственно к ролевой игре; когда ребенку удастся закрепить позитивную поведенческую реакцию (для этого следует предусмотреть также поощрения, призы, награды, подключить к работе педагогов и родителей) в данной проблемной ситуации через ролевую игру и успешно применить ее в реальной жизни, следует перейти к следующей, более проблемной и конфликтной для него ситуации.
Ведение блокнотика самонаблюдения (авторский вариант)
Блокнотик самонаблюдения ведется в целях контроля над своим поведением и закрепления позитивных поведенческих навыков.
Самонаблюдение весьма эффективно не только как метод контроля над своими негативными эмоциями и поведенческими реакциями, но и как метод, позволяющий снизить интенсивность негативных эмоций, а следовательно, выровнять поведенческие реакции, сделать их более осознанными и спокойными.
По данной методике ребенку предлагается вести запись самонаблюдения в блокнотике по следующей форме:
Реальная ситуация, которая произошла с тобой (в школе, детском саду, во дворе, дома) | Что ты чувствовал? Что ты думал при этом? | Что тебе хотелось сделать? Что ты сделал на самом деле? | Знак (символ), если удалось проявить позитивный навык (избежать деструктивного поведения) |
Знак (символ) может быть любым по желанию ребенка. Это может быть наклейка с изображением любимого героя или рисунок, который делает сам ребенок (летящая ракета, звездочка, планета, цветок и т.п.). Знак должен нравиться ребенку, вызывать положительные чувства. У знака (символа) двойная функциональная нагрузка. С одной стороны, он наглядно показывает ребенку его успехи, подкрепляет его чувство уверенности и состоятельности в ситуации. С другой стороны, знак (символ) напрямую связан с системой поощрений, которую необходимо применять для скорейшей наработки навыков конструктивного поведения (и которую необходимо согласовать с родителями). Например, за каждые 5—7 знаков (символов) полагается поощрительный приз, за наработку 20—25 знаков — небольшой подарок. Как правило, навык нарабатывается в течение 1,5 месяцев.
Блокнотик самонаблюдений также помогает ребенку лучше осознать свои чувства, мысли и мотивы собственного поведения, что для агрессивного ребенка является весьма актуальной задачей.
«Карта поведения» (из опыта работы американских школ)
На каждого ребенка, чье поведение отмечается как агрессивное, заводится «карта поведения», которая фиксируется в небольшой тетрадке. Тетрадь находится у самого ребенка, с ней он посещает все школьные занятия. Надо заметить, что агрессивные дети в американской школе изолируются в специальные классы.
Психолог вместе с ребенком обсуждает определенные правила поведения, которые формулируются как личные цели для каждого конкретного ребенка в зависимости от особенностей проявления его поведенческих реакций в конфликтной ситуации. Например: «Говори уважительно со взрослыми» или «Держи руки при себе». Постепенно правила усложняются.
Оговаривается, также в ходе совместного обсуждения с ребенком, какие конкретные, реальные привилегии он хочет получить за определенное количество дней успеха (например, прогулка, дополнительный отдых, определенная игра и т.п.). Предусматриваются также призы и награды.
«Карта поведения» является средством, отражающим успехи детей по наработке навыков конструктивного поведения и помогающим им в этой работе. Также «карта» позволяет подключить к коррекции учителей, сделать их частью единого коррекционного процесса.
«Карта поведения» заполняется по следующей форме:
Личные цели поведения | Уроки | ||||
1)... | Число, инициалы, роспись | -II- | -II- | -II- | -II- |
2).... | -II- | -II- | -II- | -II- | -II- |
Для начала, формулируются 1—2 цели поведения и записываются в карту. По ходу наработки навыка и успешного выполнения поставленной цели, правила усложняются и формулируются как следующая цель. В случае выполнения правила каждый учитель в конце своего урока ставит число, инициалы и расписывается в соответствующей колонке. Если же ребенок не выполняет правило на каком-либо уроке, то учитель не делает никакой отметки.
В конце дня психолог вместе с ребенком обсуждают, что получилось, что было трудным, почему одно было сделать легко, а другое — трудно и т.п. Чем быстрее ребенок нарабатывает навыки конструктивного взаимодействия и поведения, тем быстрее он возвращается в свой класс, что само по себе является достаточно сильным стимулом для успешной работы.
Игры, направленные на формирование позитивных навыков общения, конструктивных элементов поведения
В ходе исследования особенностей агрессивных детей американским психологом Вагнером было высказано интересное предположение: «Главной детерминантой агрессивного поведения является не наличие сильно развитых агрессивных установок, а отсутствие или слабая выраженность установок на социальную кооперацию и доброжелательное межличностное общение».
В связи с этим представляется весьма актуальным включение в коррекционную работу игр, направленных на коммуникационную кооперацию. В игре (в безопасной для ребенка обстановке) закрепляются навыки позитивного межличностного общения и формируются конструктивные поведенческие реакции, которые в дальнейшем переносятся в реальную действительность.
1. «КОРАБЛЬ СРЕДИ СКАЛ» (с 8 лет) (Фопель, 1998)
Цель: Игра дает детям возможность приобрести коммуникативные навыки, опираясь на интуицию и доброжелательные отношения, основанные на доверии друг к другу.
Для игры понадобятся стулья и повязка на глаза.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, образуя большой круг (если детей немного (5—6 чел.), то они встают по 1—2 чел. вдоль стен, обозначая берега). В середине круга находится море. Но это очень опасное море, потому что в нем есть скалистые утесы. Эти «утесы» чуть позже мы сделаем из стульев. Один из вас будет кораблем, а кто-то другой — капитаном корабля. Любой из вас сейчас может сказать: «Я хочу быть кораблем» и встать в центр круга, который станет гаванью. «Корабль» сам находит себе капитана, задача которого так провести корабль среди скал, чтобы он ни разу не налетел на них. Капитан ведет «корабль», держа его осторожно за руку и отдавая команды. Например: «Сделай два маленьких шага вперед, а теперь повернись влево. Стоп! Сделай один шаг направо. Стоп!» и т.п.
Количество «скал» может быть произвольным (выбирают сами дети), главное, чтобы задание было выполнимым.
Нам осталось еще выяснить, к какому берегу отправится корабль. Любой из ребят, образующих «берег», может сказать: «Пусть корабль плывет ко мне». Тогда другие «берега» садятся на стулья и становятся «скалами».
Когда «корабль» подойдет к конечной точке своего маршрута, «берег» должен сказать кораблю: «Ты достиг своей цели» и радостно заключить «корабль» в объятья. «Скалы» аплодируют «кораблю». Несмотря на то, что дети любят эту игру, не стоит «отправлять в плавание» больше 2—3 детей, иначе дети могут устать. В конце игры следует обсудить с детьми:
►что они чувствовали, когда были «кораблем», «берегом», «капитаном», «скалами»;
►чувствовал ли «корабль» себя в безопасности со своим «капитаном»;
►что «капитану» следует делать по-другому в следующий раз;
►что было самым трудным для «капитана».
2. «ТРИО» (с 8 лет) (Фопель, 1998)
Цель: Большинство детей лучше всего учатся конструктивно взаимодействовать друг с другом, когда при этом они могут использовать все свое тело. Это прекрасная групповая игра с нарастающим уровнем сложности, в ходе которой дети учатся синхронизировать свои движения с движениями других детей.
Для игры понадобятся пустые коробки из-под обуви.
Инструкция: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом.
Для начала понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечом к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки: в одну — левую ногу, в другую — правую. Стоящий справа от «центрального» ставит свою левую ногу в коробку с правой ногой «центрального», а стоящий слева — правую ногу в коробку с левой ногой того, кто стоит в центре.
Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.
Когда первая тройка успешно справится с заданием, можно подключить в эту группу еще одного ребенка, так постепенно подключают остальных детей.
Если группа участников большая, то имеет смысл начинать с 2-х или 3-х трио. Тогда будет интересно выяснить, какая из групп сможет двигаться с большим числом участников. Подбадривайте детей, пусть они обсуждают друг с другом, как поступить. При желании дети могут меняться местами.
В конце игры обсудите с детьми:
►понравилась ли им игра;
►что было труднее всего;
►что помогло им справиться с заданием.
3. «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ» (с 6 лет) (Фопель)
Цель: Эта игра дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок, — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре развивается способность к кооперации, а также навыки творческого самовыражения.
Каждой группе понадобится большой лист бумаги (ватман формата A3), восковые мелки или фломастеры.
Инструкция: Разбейтесь на четверки (тройки). Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, договоритесь в группе, кто чей портрет рисует. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины, какова роль каждого в этом общем сюжете (можно придумать небольшую историю).
Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести представление картин. Детям нужно дать время подумать, как они будут представлять свою работу.
В конце представления картин обсудите с детьми:
►что ты чувствовал, когда рисовали тебя;
►что ты чувствовал, когда рисовал другого ребенка;
►как вы пришли к решению, кого где рисовать;
►довольны ли вы своими портретами, которые рисовали другие;
►насколько вам понравилось работать вместе;
►портрет какой команды понравился больше всех, почему.
4.«Г0Л0В0МЯЧ» (от 7-8 лет)
Цель: С помощью этого упражнения можно развивать сотрудничество в парах или тройках (минигруп пах). Данное упражнение требует согласованных движений и точного восприятия движений партнера. Каждый ребенок должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера.
Для игры понадобится мяч среднего размера для каждой пары детей.
Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг против друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова была напротив головы партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Можно держать друг друга руками, если понадобится.
Когда дети научатся легко справляться с этой задачей, можно ее усложнить, объединив детей в тройки. Потом предложите детям выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головой.
В конце игры обсудите с детьми:
►что наиболее сложно в этой игре;
►с кем тебе поднимать мяч легче всего и почему;
►что самое важное для того, чтобы мяч не упал.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАВАНИЯ СОБСТВЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО МИРА, А ТАКЖЕ ЧУВСТВ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ. МЕТОДЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ.
В семьях агрессивных детей, как правило, игнорируется внутренний мир ребенка, проявляется безразличие к его чувствам. Тем самым у детей формируется нечувствительность к эмоциональному состоянию других людей. Также у агрессивных детей отмечается слабое осознавание собственных эмоций, за исключением гнева, и отсутствие вины в случае, если ими невольно или намеренно была причинена боль (физическая или моральная) другому человеку (или животному).
Развитие эмпатии, а также осознавания собственного эмоционального мира и чувств других людей является важнейшей составляющей в комплексной коррекционной работе с агрессивными детьми.
1. Работа с фотографиями (карточками)
Занятия можно проводить как в группе (парах, тройках), так и индивидуально.
Для работы необходим набор фотографий (карточек) с изображением людей (взрослых или детей), находящихся в различных эмоциональных состояниях. В этих целях можно попросить детей принести фотографии из дома.
Детям предлагается рассмотреть внимательно фотографию (карточку-рисунок) и определить, в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на данной фотографии.
Следует обсудить с детьми возникшие варианты. Затем попросите детей придумать историю, которая произошла с этим человеком (ребенком), позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, отображенного на фотографии (карточке-рисунке). Лучше, если таких причин будет несколько.
Далее можно обсудить с детьми, испытывали ли они сами подобные чувства, и если да, то при каких обстоятельствах. Важно, чтобы каждый ребенок высказался и был услышан. Закончить занятие можно рисунком на обсуждаемую тему.
2. Символическое (пластическое, через рисунок) изображение эмоций (игры с карточками)
Упражнение выполняется в группе (парах, тройках).
Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями чувств. Это могут быть страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение, злость, вдохновение, удовольствие, благодарность, растерянность, удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение, любовь, гнев, сострадание, жалость.
Ход игры:
1) детям раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся с ними, но не показывают окружающим.
Ведущий просит детей вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в соответствии с карточкой).
Затем каждый ребенок должен пластически изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или небольшой пантомимы (некоторым детям проще изобразить чувство через рисунок). Задача остальных детей - отгадать, «памятник» какому чувству они видят. Желательно, чтобы высказались все дети; 2) после завершения этой части дети рассаживаются в круг. Ведущий просит детей объяснить:
►как они понимают слова, указанные на карточке;
►что значат эти чувства;
►в каких ситуациях они могут возникать;
►могут ли они рассказать случай из своей жизни, когда у них возникло подобное чувство.
Если чей-нибудь рассказ о собственных чувствах вызвал живой отклик и желание поделиться своей жизненной ситуацией, в которой возникло подобное чувство, то не следует этому мешать. Чем больше актуализируется чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.
3. «Танцы-противоположности»(из Фопеля)
В этой игре дети могут поработать с противоположными эмоциями. Они должны, работая парами, выразить чувства-противоположности в импровизационных танцах.
Для работы понадобятся кассета с записью ритмичной инструментальной музыки и набор карточек с названиями эмоций (чувств):
1) детей просят разбиться на пары, и каждой паре дается карточка с названием эмоций. Такими эмоциями могут быть: веселый - грустный, жадный — щедрый, смелый — трусливый, нервный — спокойный, бунтарский - покорный, бодрый — скучающий, сердитый — довольный и т.п.;
2) дети знакомятся с карточками, не показывая их окружающим. Их задача - придумать танец, в котором они будут изображать противоположные чувства. Например, один ребенок изображает грустный танец, другой — веселый. Через 1—2 минуты дети меняются ролями;
3) задача других детей — отгадать, какие чувства-противоположности изобразила в своем танце пара. Если кто-либо из детей захочет подключиться к танцу, не надо им мешать;
4) спустя какое-то время предложите детям самим назвать те танцы-противоположности, которые им больше всего понравились.
Предложите один из них станцевать всей группой.
4. Изображение различных предметов и явлений природы, составление рассказов от лицаэтих явлений
Цель упражнения: развитие эмпатии.
Упражнение выполняется в небольшой группе.
Для работы понадобятся заранее заготовленные карточки с названиями предметов и явлений природы. Например: солнце, гроза, река, пароход, чайник, велосипед и т.д.
Детям раздаются карточки с названием предметов и явлений природы. Задача каждого ребенка — пластически изобразить данный предмет или явление природы и придумать небольшой рассказ от лица этого предмета (явления). Другие дети должны отгадать, какое явление (предмет) было изображено.
После того как предмет (явление) будет отгадан, ребенок рассказывает небольшую придуманную историю от лица этого предмета (явления).
Пример. «Я - чайник. Я большой и красивый. Я люблю пыхтеть и свистеть, потому что тогда все обращают на меня внимание. Я собираю всю семью вместе. Я люблю угощать.» (рассказ девочки 7 лет).
5. «Я грустный (радостный и т.д.), когда...»
Упражнение выполняется в небольшой группе. По данной методике каждому прорабатываемому эмоциональному состоянию (чувству) отводится отдельное занятие.
Ход занятия:
1) в начале каждого занятия по данной методике ведущий в целях создания определенного настроения в группе рассказывает небольшую историю о том чувстве (эмоции), которое предлагается обсудить на занятии. Это может быть небольшая сказка, в которой действующими лицами оказываются животные, мифические существа или прости люди, при определенных обстоятельствах испытывающие чувство, речь о котором пойдет на занятии;
2) после того как история будет рассказана, следует спросить у детей (в ходе обсуждения):
►о каком чувстве идет речь;
►переживали ли они подобные чувства, когда;
► попросите их рассказать об этом;
3) далее, в целях более глубокой проработки эмоции. (чувства, настроения) можно попросить детей выполнить следующее задание (работа с сенсорными каналами):
►если бы мы могли видеть данное чувство, то какое бы оно было (цвет, форма, что бы оно напоминало);
►если бы мы могли его потрогать, то какое бы оно было на ощупь;
►если бы мы могли его попробовать, то какое бы оно было на вкус;
►если бы мы могли его услышать, то какой звук оно имеет, как оно звучит;
►если бы оно имело запах, то какой был бы запах.
Тема занятия с агрессивными детьми - «добрые слова» -доброта.
«Добрые слова - как разноцветные шарики. Это всегда праздник». «Они похожи на красоту, на цветы, на закат». «Добрые слова - как солнышко в доме. Это волшебство, тепло и ласка».
«Добрые слова вкусные и сладкие, как конфеты и пирожное». «Когда ко мне обращаются с добрыми словами, я чувствую порядок и могу все сделать» (высказывание ребенка с задержкой психического развития).
«Добрые слова - это самая лучшая в мире музыка. Они мягкие и ласковые, как пух или шелк». «Самая прекрасная страна. В ней всегда хочется жить». «Доброта может лечить, от нее все становятся спокойными и сильными»;
4) занятие можно закончить рисунком на обсуждаемую тему.
6. Ролевая игра, в которой «агрессор» проигрывает роль «жертвы»
Ход игры:
1) составьте вместе с ребенком список ситуаций (обстоятельств), в которых ребенок, как правило, выбирает агрессивный стиль поведения (больно бьет, портит вещи, проявляет вербальную агрессию и т.п.);
2) выберите ту из них, которая является наиболее типичной для данного ребенка, и проиграйте ее вместе с ребенком. Причем в первом варианте игры ребенок проигрывает роль самого себя. Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где «агрессивный» ребенок играет роль «жертвы», а психолог — самого «агрессивного» ребенка, психолог (или приглашенный для ролевой игры другой ребенок) смог максимально точно отобразить манеру невербального поведения «агрессивного» ребенка (его позу, интонацию, взгляд), а также использовал в игре типичные для данного ребенка выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения. Нельзя забывать, что это игра, в которой соблюдается правило «не делай больно».
По окончании ролевой игры обсудите вместе с ребенком:
►как он себя чувствовал в роли жертвы;
►что он чувствовал по отношению к «нападающему», что он думал о нем;
►изменилось ли его отношение (как «агрессора») к ситуации в целом и к «жертве», в частности;
►если да, то можно ли изменить свое поведение в данной ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным;
►обсудите вместе с ребенком эти новые варианты;
►закрепите в ролевой игре новые, позитивные варианты поведения в проблемной ситуации (см. часть III).
Для детей до 7 лет можно заменить непосредственно ролевую игру на разыгрывание ситуации с помощью игрушек, «леговских» человечков по типу кукольного театра.
РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ