Вопрос: «Достоинство ночного добровольного намаза и намаза витр»




«Хадис на ночной добровольный намаз»:

 

Передается от Абу Хурайры, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва».[1]

 

«Хадисы на намаз витр»:

 

Сообщается от Абу Аюба аль-Ансарий, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Витр является обязательностью для каждого мусульманина. И кто желает совершить его посредством пяти ракаатов, пусть сделает это, и кто желает совершить его посредством трех ракаатов, пусть сделает это, и кто желает совершить это посредством одного ракаата, пусть сделает это».[2]

 

Сообщается от 'Али ибн Аби Толиба, то что он сказал: «Витр не является обязательным подобно тому, как является обязательным остальные предписанные молитвы, но она является сунной, которую узаконил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».3

 

Сообщается от Хариджат ибн Хузафах, то что он сказал, сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, Аллах добавил вам намаз, который лучший для вас, чем красные верблюды. Тогда мы сказали: а что это за намаз о, посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)? Он сказал: это намаз - аль-Витр, который совершается после ночного намаза (аль-'ишаа), и до рассветного намаза (аль-фаджр)».4

 

Одним из самых великих деяний которым человек может приблизиться ко Всевышнему Аллаху, является ночной добровольный намаз и намаз витр, сказал Аллах: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место». (17:79)

 

И также на достоинство этого вида поклонения указывает хадис от Абу Хурайры, а также хадис Хариджат ибн Хузафах, а также различные другие хадисы. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал намаз витр и не оставлял его будь то в пути или же дома, а если такое случалось, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упускал его, то он, да благословит его Аллах и приветствует, возмещал его днем, из-за величия достоинства этого вида поклонения.

 

Просим Аллаха чтобы Он направил нас и всех мусульман к тому, чтобы мы оберегали этот вид поклонения.

 

حكم الوتر

2) Вопрос: «Каково постановление совершения намаза витр?»

 

1) мнение:

 

Этого мнения придерживается Абу Ханифа, то что совершение намаза витр - является обязательным. В довод привел хадис Абу Аюба аль-Ансарий (данный хадис был упомянут ранее, и было сказано, что это не слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а слова самого Абу Аюба, поэтому это не является доводом), а также аргументирует хадисом от 'Али с хорошим иснадом: «Совершайте намаз витр о люди Корана! Поистине, Аллах нечетный, и любит нечетное».

 

А также аргументирует хадисами от Хариджат ибн Хузафах, также хадисом Бурейды (хадис от Бурейды является слабым, хадис от Хариджат ибн Хузафа достоверный и был упомянут ранее)

 

Также аргументирует хадисом от ибн 'Умара, в котором сказано: «Сделайте так, что последний ваш намаз ночью, будет намазом нечетным (т.е намазом витр)».[3]

 

А также хадисом от Абу Са'ида аль-Худрий, в котором сказано: «Совершайте намаз витр до того, как настанет рассвет».

 

 

2) мнение:

 

Этого мнения придерживаются большинство ученых из числа сподвижников, и их последователей и после них, то что совершение намаза витр - является утвердительной сунной (суннатун мута`аккида)

 

И привели в довод на то что, намаз витр является не обязательным, а сунной, хадис от Тольхи ибн 'УбейдуЛлаха, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять намазов ночью и днем (т.е сделал Аллах обязательными). Тогда Тольха сказал: обязан ли я совершать, что-либо иное кроме этих намазов? Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нет, кроме как если захочешь сделать это добровольно».[4]

 

Также привели хадис от ибн 'Аббаса, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал Му'аза в Йемен, и сказал ему: «А если они подчинятся тебе в этом (в принятии свидетельства ля иляха илляЛлах), то сообщи им, что Всевышний Аллах приказал им совершать пять намазов в сутки».[5]

 

Также достоверно пришло от 'Убада ибн ас-Сомита, то что однажды ему сказали: «Один из людей который живет в Шаме - Абу Мухаммад утверждал, что молитва витр является обязательным. И тогда ‘Убада ибн ас-Сомит сказал: Абу Мухаммад солгал (ошибся). Я свидетельствую, что слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: Всевышний Аллах сделал обязательными пять молитв. Тот, кто совершит для них омовение должным образом и совершит их в установленное для них время, будет совершать как следует поясные поклоны и выстаивать их со смирением, то Аллах обещал ему, что Он простит его (грехи). А кто не сделает этого, то для него нет обещания от Аллаха, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет».[6]

 

Также привела вторая сторона в довод хадис от 'Али ибн Аби Толиба, в котором он сказал: «Витр не является обязательным подобно тому, как является обязательным остальные предписанные молитвы, но она является сунной, которую узаконил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».[7]

 

3) мнение:

 

Этого мнения придерживался Шейх уль-Ислям ибну Таймиййа, как это приходит в книге "аль-Ихтийарат", то что намаз витр является обязательным тому, кто проснулся ночью. И взял в довод хадис от ибн 'Умара: «Сделайте так, что последний ваш намаз ночью, будет намазом нечетным (т.е намазом витр)».10

 

Итог вопроса:

 

Правильное мнение в этом вопросе, является мнение большинства ученых, то есть, то что это является сунной утвердительной, и не является обязательным, по причине доводов, которые были упомянуты.

 

А Аллах знает лучше.

 

Смотреть подробно: аль-Маджмуу' ан-Навави, 4/20-19, Фатх уль-Барий, 6/211-210 ибн Роджаба.

 

أقل الوتر، وأكثره

 

3) Вопрос: «Минимальное и максимальное количество ракаатов намаза витр»

 

1) мнение:

 

Сказал ан-Навави в книге «шарх уль-Мухаззаб» (4/21-22):

 

«Мы уже говорили, то что наш мазхаб (шафи'итов), то что наименьшее количество ракаатов намаза витр - это один, а наибольшее - это одиннадцать, а некоторые сказали - это тринадцать ракаатов. А всё что между этим, является разрешенным (т.е между 1 и 11 или 13, является разрешенным, и человек если хочет может сделать 5, 3, 7 и т.д), и чем больше ракаатов человек совершит, тем лучше (т.е чем ближе к 11 или 13 будет, тем лучше). И это мнение большинства ученых из числа сподвижников, и также тех, кто пришёл после них».

 

2) мнение:

 

Сказал Абу Ханифа:

 

«Намаз витр не засчитывается в один ракаат, и обязательно чтобы намаз витр был не менее трёх ракаатов, и чтобы он совершался с одним салямом, также как совершается намаз магъриб. И поэтому, если человек совершит намаз витр в один ракаат, или если совершит три ракаата с двумя салямами (т.е сначала два, потом один) - такой намаз витр является недействительным».

 

И в довод за абу Ханифу привели хадис от Абу Са'ида аль-Худрий, марфу'ан, в котором сказано, что: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил намаз аль-Бутейра (т.е отрезанный намаз, не доведенный до конца), чтобы человек совершал намаз в один ракаат посредством которого он сделает витр».[8]

 

3) мнение:

 

Большинство ученых использовали в довод на дозволенность одного ракаата, хадис от ибн 'Умара, сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «А если ты опасаешься, что уже наступает рассвет, то соверши витр одним ракаатом».[9]

 

Также привели в довод хадис от ибн 'Умара, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Намаз витр - это один ракаат в конце ночи».[10]

 

Также хадис от 'Аиши, то что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Совершал ночью одиннадцать ракаатов, давал салям после каждых двух ракаатов, а потом витр совершал одним ракаатом».[11]

 

И также пришло от целой группы сподвижников с достоверными иснадами, то что они совершали намаз витр одним ракаатом, и неизвестно чтобы кто-нибудь из сподвижников им в этом противоречил.

 

А Аллах знает лучше.

 

Итог вопроса:

 

Правильное мнение в этом вопросе, является мнение большинства ученых, то есть третье мнение в данном вопросе.

 

Смотреть подробно: аль-Мугъни, 2/578, аль-Маджмуу', 4/21-23, Фатх уль-Барий, 6/198 Ибн Роджаба.

 

الوتر بركعة ليس قبلها شيء

 

4) Вопрос: «Узаконено ли совершать намаз витр одним ракаатом, так что до него ничего нет?»

 

Сказал ибн уль-Мунзир в книге «аль-Аусат, 5/184»:

 

«Разошлись в разногласиях ученые относительно человека, который совершает намаз витр всего лишь одним ракаатом, так что до него ничего нет, как например человек совершил ночной намаз (аль-'ишаа), и затем решил совершить намаз витр в один ракаат.

 

Сказала группа ученых, то что это разрешенно. От целой группы сподвижников передаётся, то что они такое совершали, из тех, от которых передаётся такое, это 'Усман ибн 'Аффан (да будет доволен им Аллах), (и достоверно пришло от него, то что он за этот один ракаат прочитывал весь Коран). Также это совершал, Са'ид ибн Малик, Му'авия ибн аби Суфьян, и сказал ибн 'Аббас (да будет доволен ими всеми Аллах) когда ему сказали:

 

«То, что Му'авия, такое совершает (т.е намаз в один ракаат), и ответил ибн 'Аббас: Правильно делает, он учёный по фикъху (иннаhу факъийх)».

 

И такое передаётся от Аби Мусы аль-Аш'ари, ибн 'Умар, ибн Зубейр, и от Са'ида ибн уль-Мусаййиба (да будет доволен ими всеми Аллах).

 

А из тех ученых, кто считал это разрешенным, это Имам Ахмад, Абу Хайсама, Абу Аюб, и это соответствует мазхабу имама аш-Шафи'и, а имам Малик считал это нежелательным.

 

После всего этого ибн уль-Мунзир сказал: То, что мы любим, и то что нам нравится, это чтобы человек совершал ночью больше ракаатов, по два по два, а затем одним ракаатом делал витр, но если человек совершит всего лишь один ракаат так что хоть до этого ничего не будет, то это тоже разрешается». (Конец слов ибн уль-Мунзира)

 

Также на нежелательность совершения намаза витр в один ракаат, пришло от имама Ахмада, а Исхакъ бин Ибрахим и Суфьян ас-Саури сказали, что это нежелательно, но разрешается тому, у кого есть уважительная причина как болезнь, или он в путешествии, или если он запоздал (то есть, читал книгу, или писал, или работал) и тому подобное.

 

Итог вопрос:

 

Верное мнение в этом вопросе, это то мнение, которого придерживались большинство ученых из числа сподвижников и их последователей, то что совершение намаза витр в один ракаат, сразу после ночного намаза - разрешено.

 

И эти асары от сподвижников пришли либо достоверно, либо с хорошим иснадом, и неизвестно, что кто-либо им противоречил в этом или порицал.

 

А Аллах знает лучше.

 

Смотреть подробно: Фатх уль-Барий, 6/199, ибн Роджаба

 

Достоверность этих асаров от сподвижников можно найти в книгах «аль-

Мусоннаф, 2/292, 14/247» (ибн Аби Шейба), «аль-Аусат, 5/177-184»

(ибн уль-Мунзир)

 

ما هو صلاة الوتر؟

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: