К IV курсу студенты приобретают серьезный практический опыт работы в различных телекомпаниях. Они могут теперь оценивать произведения тележурналистики не как зрители, а как участники творческого и технологического процесса. Наступает момент нового осмысления своей роли в этом процессе на основе опыта отечественной и мировой журналистики ТВ.
Примерные темы лекций развивают и расширяют уже известные студентам в общих чертах положения:
7 семестр
Социальные потребности и технические возможности — необходимые предпосылки появления новых телевизионных каналов, программ, рубрик.
Современное состояние тележурналистики в России и в мире; перспективы развития телевидения.
Социально-исторические предпосылки бурного развития отечественной телепублицистики в 60-е годы (хрущевская «оттепель», «десталинизация», потребность в дискуссионном общении, создание системы телестудий и телецентров в стране).
Кризис публицистики после 1968 года («Пражская весна» и ее последствия).
Особенности развития отечественного телевидения в 70-е годы (повышение государственного и социального статуса, ужесточение идеологического контроля).
Телевидение как инструмент «перестройки и гласности»: «Взгляд», «До и после полуночи», трансляция I съезда народных депутатов — их роль в расшатывании устоев политической системы).
Коммерциализация ТВ России после 1991 года.
Продюсерские и вещательные телекомпании в России и в мире. Принципы их взаимодействия.
Государственное ТВ в современной России.
Развитие регионального ТВ в России.
ТЭФИ («Телевизионный эфир») и другие конкурсы телепрограмм в России.
Международные связи российских телекомпаний.
|
8 семестр
Понятие формата телевизионной программы.
Специальный репортаж — особенности, место в эфире.
Документальная программа и документальный фильм.
Современная типология телевизионных программ.
Информационные, публицистические, художественные программы -- их стилевые особенности. Понятие индивидуального стиля тележурналиста.
Роль журналистов в информационных программах и в информационно-аналитических еженедельниках.
Роль журналиста в авторской (персональной) публицистической или культурно-просветительской программе.
Особенности информационных программ разных стран и телекомпаний.
Социальные функции различных телеканалов, влияние коммерческих, партийных и государственных интересов на функционирование ТВ в разных странах. Общественное ТВ в идеале и на практике.
Социальный контроль за деятельностью ТВ.
Телекритика как форма социального контроля.
Телевидение в предвыборных кампаниях.
Этические ограничения в деятельности тележурналиста.Право журналиста на оценочные суждения.
Теория социальной ответственности и современное ТВ.
Причины упадка и перспективы «инвестигейторской» (расследующей) журналистики.
Методы работы журналиста в «прецизионной» (точной) журналистике — фантазии или реальная перспектива.
«Народная», потребительская, расследовательская, «новая» журналистика как отражение требований рынка.
Таков примерный перечень тем занятий. Кроме традиционной лекционной формы, предполагается совместное обсуждение проблем с приглашением практиков — известных профессионалов ТВ и с просмотрами видеозаписей современной телепродукции.
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:
Основная литература:
Телевизионная журналистка: учебник. 5-е изд.: Редкол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я.Юровский. М., 2005.
1. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003
2. Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения (1985 – 2004) // Телерадиоэфир. История и современность. М., 2005. С.36-56
3. Качкаева А.Г. Гламурный тоталитаризм: телевизионная индустрия в эпоху стабильности (2004-2008)// Телерадиоэфир. История и современность. Вып.2. М., 2008. С.40-68
4. Кузнецов Г.В.Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
5. Муратов С.А.Нравственные принципы тележурналистики. Опыт этического кодекса. М.,1996.
6. Проблематика СМИ: информационная повестка дня. М.,2008.
7. Уэбстер Ф. Теории информационного общества /под ред Е.Л. Вартановой. М.,2004.
8. Цвик В.Л. Телевизионная журналистика. М., 2009.
9. Цифровизация телерадиовещания: опыт перехода в России и в мире. М.,2008.
10. Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.
Дополнительная литература:
1. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.
2. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М.,2005.
3. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002.
4. Богомолов Ю.А. Затянувшееся прощание: Российское кино и телевидение в меняющемся мире. М., 2006.
5. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. М.,2009.
6. Вирилье П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002.
7. Грабельников А. А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
8. Дебор Г-Э. Общество спектакля. М., 2000.
|
9. Дубин Б. Телевизионная эпоха: жизнь после//Интеллектуальные группы и символические формы: очерки социологии современной культуры. М.,2004. С. 185-209
10. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется «повестка дня»? Екатеринбург,2001.
11. Засурский И. И. Масс-медиа второй республики. М.: МГУ, 1999.
12. Засурский Я.Н. Искушение свободой: Российская журналистика 1999-2004. М., 2004.
13. Иванов Д.В. Вещи-образы: виртуализация общества //Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.,2002.
14. Ильченко С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб, 2009.
15. Интернет СМИ: теория и практика/Под ред.М.М. Лукиной. М.,2010.
16. К мобильному обществу: утопия и реальность/Под ред. Я.Н.Засурского. М.,2009.
17. Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург,2004.
18. Кириллова Н. Медиакультура. От модерна к постмодерну. М., 2005.
19. Лейтес Л.С. Развитие техники ТВ-вещания в России: Справочник. Изд. 2-е. М., 2008.
20. Новикова А.А. Современное телевизионное зрелище: истоки, формы и методы воздействия. СПб.,2008.
21. Очерки по истории российского телевидения. М., 1999
22. Прайс М. Масс - медиа и государственный суверенитет. Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М, 2004.
23. Российское телевидение: между спросом и предложением (В 2 томах). Под редакцией А.Г.Качкаевой, И.В.Кирии. М.,2007.
24. Рихтер А.Г.Свобода массовой информации в постсоветском пространстве. М.,2007.
25. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М,, 1998.
26. Смирнов С.С. СМИ в условиях конвергенции//Журналистика и СМИ против террора. М.,2009.
27. СМИ и политика / Под ред. Л.Л. Реснянской. М., 2007.
28. Телевидение: режиссура реальности. Сост.Д.Дондурей. М,2007. (Серия «Искусство кино» - особый взгляд).
29. Телевизионная мозаика /Под ред. В.Л.Цвика. Вып. 1-3. М., 1997-1998.
30. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. М.,2002.
31. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. М., 2004.
32. Цвик В.Л. Телевизионная служба новостей. М., 2008.
33. Черных А. Социология массовых коммуникаций. М., 2008.
34. Экранная культура XXI века. М., 2010.
35. Энциклопедия общественного вещания/под редакцией Бриляковой Т.А. М., 2005.
36. Энциклопедия мировой индустрии СМИ/ Под ред. Е.Л. Вартановой. М.,2006.
Интернет-ресурсы:
www.minsvyaz.ru - сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
www.fapmc.ru - сайт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
www.tefi.ru - сайт Академии российского телевидения.
www.nat.ru - сайт Национальная Ассоциации телерадиовещателей.
www.mediaatlas.ru - Атлас российских медиаменеджеров и медиакомпаний.
www.broadcasting.ru - статьи об эфирном, спутниковом и кабельном телевидении, радиовещании и др.
www.tvmuseum.ru - сайт виртуального Музея радио и телевидения в Интернете.
www.tv-digest.ru - Новости аудиовизуальных СМИ
www. slon.ru - информационный портал (раздел Медиа)