ДИНАМИКА ЖИЗНИ И СТАТИКА ЗАКОНА




В современных условиях развития государства появляются проблемы интеграции права в обыкновенную жизнедеятельность граждан. В процесс развития права свою лепту вносят самые различные факторы культурного, социального и нравственного характера. Преобразование и изменение общественных отношений сказывается на становлении и развитии правовых норм.

Большинство авторов считают, что оценку взаимоотношения права и общественной жизни необходимо проводить сквозь призму исторических событий, с учетом правового регулирования государством и всех проистекающих социально-экономических процессов [1, c. 235]. Таким образом, мы можем выявить и проследить закономерности развития и регулирования общественных отношений.

Во времена буржуазных революций в Западной Европе сперва принимались законы, а уже на основе их развивались общественные отношения между людьми. Однако, в большинстве случаев, изначально появляются новые, ничем не урегулированные отношения, детерминирующие создание законодателем норм права [2, c. 192].

Социальные явления, отношения и процессы по своей природе динамичны. Главным связующим фактором жизнедеятельности людей является накопление и потребление благ, о чем повествует любое учебное издание по экономической тематике. Ко всему прочему, экономика создает материальную базу производства и воспроизводства отдельных элементов, необходимых для жизни людей. Экономика, избавляя общество от нехватки товаров, вместе с тем, стимулирует научно-техническое развитие, решая и другие проблемы в обществе.

По мнению А. Ф. Вишневского, одной из основополагающих функций государства является экономическая, которая заключается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме [1, c. 101].

Переходя от стадии к стадии, общество претерпевало большое количество изменений. В большинстве случаев это было связано с кардинальными изменениями общественно-экономических отношений, которые складывались в нём. Вместе с тем, наше общество уже давно столкнулось с продуктами собственной жизнедеятельности, с результатами проведения «перестройки» и реформ. Широкое использование метода «проб и ошибок», бездумное заимствование иноземных рецептов, игнорирование собственных исторических традиций, социально-культурного наследия и национальных интересов, радикализм и самонадеянность реформаторов прервали эволюционное развитие общества, что обернулось широкими негативными последствиями. Преодолеть нарастание деструктивных процессов стало возможно путем стратегического решения, заключающегося в реформировании законодательства, опирающегося на зарубежный опыт и достижения юридической науки [1, c. 409].

Таким образом, с обретением суверенитета в 90-х годах, наше государство стало нуждаться в формировании своей собственной нормативной правовой базы. Законодатель сделал правильный ход, взяв за основу достоинства юридической техники, создал совершенно новое законодательство, подстроив его под национальное сознание и самобытность нашего народа.

По нашему мнению, закон является разновидностью общественного регулятора, который отражает свое влияние на разные сферы деятельности человека, общества и государства. В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь «…государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» [3, с. 3]. Таким образом, законодатель на конституционном уровне закрепил государственное регулирование экономических отношений в целях защиты жизнедеятельности граждан.

Существенный вклад в развитие права вносят науки, экономические науки вооружают людей знанием экономических законов и терминов, на основе чего законодатель создает самостоятельные юридическую науку хозяйственного (предпринимательского) права [2, c. 9]. В свою очередь, законодатель устанавливает «правила игры» воплощенные в нормативных правовых актах. В результате чего упорядочивается поведение участников общественных отношений.

Мы считаем необходимым обратить внимание на то, что механизм нормативного регулирования новых общественных отношений должен работать с тем условием, чтобы изменения действующего законодательства допускалось в исключительных случаях, когда в этом есть острая необходимости, как, например, с системой «блокчейн», цифровой экономикой и прочими «ноу-хау». Такое возможно при предварительном построении законодательной базы путем формирования общих и универсальных норм, которые практически не будут подвергаться изменениям. И. Бентам указывал на то, что «никакой закон не должен быть изменен, никакой обычай уничтожен без какой-нибудь специальной причины» [4, c. 82].

Одним из способов упорядочивания отношений и формирования общих норм является систематизация законодательства. Законодательство в целом представлено огромным массивом нормативных правовых актов, в силу чего возникает практическая потребность в его упорядочивании, приведении в единую систему [1, c. 250]. Таким образом, предполагается, что не будет правовых коллизий, и все общественные отношения будут урегулированы.

Однако предугадать развитие экономических отношений у законодателя получается отнюдь не всегда. В ходе современных эволюционных преобразований общества заметно усложняется и статика, и динамика гражданского оборота. Под влиянием перемен в различных областях общественной жизни преобразуются отношения собственности. Рассмотрим взаимоотношения экономики и права, дав определение собственности как экономической категории. Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. Поэтому экономические отношения, связанные с собственностью и право собственности – взаимосвязанные элементы [5, с. 216]. По нашему мнению, существование экономических отношений собственности невозможно без закрепления права собственности, обеспечиваемого с помощью принудительной силы государства.

Экономические отношения собственности контролируются нормами многих отраслей права, однако главная роль здесь, безусловно, принадлежит гражданско-правовым нормам. При этом гражданско-правовое регулирование отношений собственности имеет свою специфику [5, с. 217]. В первую очередь, это то, что закон устанавливает границы права собственности, ввиду чего, собственник не может делать с имуществом все что ему угодно.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений со стороны государства состоит в разработке и принятии законов в сфере предпринимательства, собственности, защиты прав потребителей, создания и функционирования деятельности юридических лиц и многого другого. В это же время, эффективность действующего законодательства зависит от большого количества обстоятельств – социальных, экономических, политических, идеологических и иных [1, c. 213].

Считаем необходимым выделить положительные и отрицательные стороны взаимодействия общественной жизнедеятельности и права. К положительному, по нашему мнению, относится то, что право помогает развитию экономических отношений, в том момент, когда оно соответствует историческому развитию общества. К отрицательному, в свою очередь, относится то, что право может тормозить развитие экономических отношений тогда, когда оно противоречит объективным экономическим процессам развития общества.

Эволюция законов вслед за изменением общественных отношений далеко не всегда является залогом успешного правового регулирования. В отдельных ситуациях гораздо эффективнее следовать по пути создания «равновесия» в нормотворческой базе, способствующего неподвижности основных законов. Это делается для того, чтобы адаптировать общественные отношения к праву, а не право к общественным отношениям [6, с. 122].

Таким образом, законодатель должен стремиться не допускать резкого и частого изменения права, соблюдая умеренную статичность законодательства. Это касается не только Конституции, но и других законодательных актов. Если законы чрезмерно часто изменяются, то у народа, проживающего в данном государстве, складывается явное недоверие к законодательным органам и праву в целом.

По нашему мнению, для эффективного взаимодействия жизнедеятельности и права необходимо соблюдать правило, согласно которому законодательство не диктует фактические действия участникам тех или иных общественных отношений, а лишь фиксирует в законе их права, оставляя им возможность договариваться на основе признания этих прав. Все это вместе взятое способствует благоприятному экономическому росу и установлению социальной справедливости, тем самым увеличит благосостояние нашего общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: