Основные законы (принципы) правильного мышления




Анализируя языковую форму бытия мышления, формальная логика выявляет необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между языковыми формами мысли - законы правильного мышления. Наиболее простые (необходимые) связи выражаются в основных формально-логических законах: законе тождества, законе непротиворечия, законе исключенного третьего, законе достаточного основания.

Закон тождества: в процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.

Закон выражается формулами: (в логике высказываний),

А А (в логике классов).

В мышлении закон тождества выступает в качестве нормативного правила (принципа), запрещающего подмену в ходе рассуждения одной мысли другой, одного понятия другим; Соблюдение этого закона гарантирует определенность и ясность мышления.

Закон непротиворечия: «... невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении…» (Аристотель). Невозможно что-либо вместе утверждать и отрицать. Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время в одном и том же отношении.

Формула закона непротиворечия (в двузначной логике): .

Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.

Формула закона: .

В мышлении закон исключенного третьего предполагает четкий выбор одной из двух взаимоисключающих альтернатив. В неопределенных ситуациях (когда нет двух жестко заданных альтернатив) закон исключенного третьего часто не может быть применен.

Закон достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной. Речь идет об обосновании именно и только истинных мыслей; ложные мысли доказать нельзя. Формулы этого закона нет, ибо он имеет содержательный характер. В качестве аргументов для подтверждения истинной мысли могут быть использованы истинные суждения, фактический материал законы науки, аксиомы, теоремы.

 

Описание использования интерактивных и активных форм проведения занятий

(см. Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины «Логика»)

Цель применения - помочь студенту сформировать собственное понимание содержания и основной проблематики курса «Логика».

Лекция содержит элементы проблемной и интерактивной лекции (см Методическое пособие для преподавателей).

По ходу лекции студентам задаются вопросы на повторение, на взаимосвязь отдельных частей курса, перед аудиторией ставятся проблемные вопросы, требующие дополнительного обсуждения на семинарах.

Приветствуются и встречные вопросы слушателей.

 

Задания на СРС

1. Ознакомление с предложенной литературой, конспектом лекций.

2. Проработка вопросов для самопроверки знаний, вопросов для обсуждения на семинаре, подготовка эссе, рефератов (докладов).

3. Выдача домашнего задания №1 См. Методическое пособие для семинарских занятий.

 

Список рекомендуемой литературы

Основная

1. Берков. В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика: Учебное пособие / 12-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2012. – Введение.

2. Войшвилло, Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС – 2010. – Гл.II

3. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для вузов / 8-е изд. – М.: Омега-Л, 2012. – гл.I,§2,3.

4. Лобастов Г.В. Логика: Учебник. – М. 2010 - Гл. I,5

5. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС. – 1997. – статьи по основным понятиям темы

Дополнительная

Аристотель. Первая аналитика. Вторая аналитика. // Соч. в 3-х т. – Т.2. – М., 1978.

Арно А., Николь П. Логика, или Искусство мыслить. – М., 1991.

Жоль К. К. Логика в лицах и символах. – М., 1993.

Кант И. Логика. Пособие к лекциям. // Трактаты и письма. – М.,1980.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: