Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Программа, художественные особенности.




XV в. – конец XVII в. – период Позднего Среденевековья. Во второй половине – конце XV в. развилась национальная иконографическая традиция – изображения русских святых и сцен из их житий. Утверждение православной веры и концепция «Москва – третий Рим» вывело на первый план заступничество Богоматери и Её прославление (многочисленные святые, которые символизируют христианский мир, молятся Богоматери).

Ансамбль росписей собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре выполнен Дионисием с сыновьями, Феодосием и Владимиром в 1502 г. Это время правления Ивана III (1462 - 1505 гг.).

Росписи храма посвящены Богородичному циклу. Традиция росписей православного храма соблюдена в полной мере. Вся иконографическая и художественная программа ансамбля построена как единое целое.

Колорит росписи светлый. В нём преобладают белые, светло-жёлтые, бледно-зелёные, розово-лиловые цвета. Лазуритовый оттенок голубых фонов уподобляют интерьер храма небу, которое опустилось на землю. Общий светлый радостный колорит и голубые фоны связаны с посвящением этого храма Богоматери, т.к. в богословской традиции это её цвет.

На западном фасаде находится мини-цикл «Рождество Богоматери», куда входят само «Рождество», «Омовение младенца», «Мария в колыбели», «Ласкание Богоматери Иоакимом и Анной». по сторонам от входа расположены архангелы (Михаил с мечом и Гавриил со свитком). Над проёмом расположено изображение Богоматери Знамение, которой поклоняются гимнографы Иоан Дамаскин и Козьма Маюмский – связь с текстами песнопений.

В куполе собора изображён Иисус Христос Пантократор (Христос Вседержитель). В шести простенках барабана располагаются архангелы в рост. Ниже, под окнами барабана, находятся медальоны с бюстами ветхозаветных праотцев.

В парусах находятся традиционные фигуры сидящих Евангелистов. Между парусами расположены два Нерукотворных образа Спаса, которые располагаются напротив друг друга с западной и восточной стороны. Также находятся напротив друг друга изображения полуфигур Христа Иммануила и Христа – средовека, с северной и южной сторон.

На подпружных арках размещены изображения медальонов с полуфигурами святых. Это означает почитание мучеников как опоры христианской Церкви и залога крепости здания. Такой приём был применён при росписи Софии Киевской в XI в.

На каждой арке находится 16 изображений: ветхозаветные персонажи на восточной арке; мученики, равноапостольные святые и страстотерпцы на южной арке; преподобные - на северной стене, святые жёны – на западной.

В центральной апсиде, в конхе – Богоматерь с младенцем, которая восседает на престоле. Ниже расположен ряд – «Служба святых отцов», вместо традиционного изображения «Причащение апостолов».

Северная апсида содержит бюст святого Иоанна Предтечи Ангела Пустыни – в конхе. Ниже находятся изображения ангелов. Южная апсида посвящена святителю Николаю.

Благодаря пропорциям храма большое значение в интерьере приобретают люнеты ветвей креста, где помещены крупные аллегорические композиции, посвящённые Богоматери: в восточном люнете – композиция «Покров» (сцена явления Богоматери молящимися во Влахернском храме; присутствует изображение Романа Сладкопевца с развёрнутым свитком гимна); в южном люнете находится «Собор Богоматери» (изображение рождественской стихиры, начинающейся словами: «Что Ти принесем, Христе…»); в северном люнете представлена композиция «О тебе радуется» на сюжет песнопения Иоанна Дамаскина (7 в.), текст которого прославляет Богородицу от имени всего живущего; в западной части изображён «Страшный суд» и сцены, связанные с ним, поэтому участвует в иконографическом ансамбле опосредованно.

На гранях западной пары столбов в нижней зоне изображены святые воины. Они воспринимаются как небесные стражи Богоматери.

Многочисленные изображения храмов и кивориев напоминает о поэтическом уподоблении Богородицы – «Одушевлённый храм».

Основные выразительные средства Дионисия и его сыновей это линия, силуэт, композиционный ритм, гармония чистых цветов, где нет места красному. Вместо этого ярких цветов мастера используют розовый, сиреневый, неяркий пурпурный. Особое значение приобретают голубой, белый, оттенки розового и золотисто-жёлтый. Пространство внутри композиций создаётся расположением фигур и предметов среды, достигает редкой убедительности. Ансамбль росписи строится так, что условное пространство внутри каждой отдельной композиции не разбивает архитектонику здания, а превращает реальное пространство здания в художественное пространство всей стенописи.

Список литературы:

1. Михайлова С. И. Лекция от 19.11.2020.

2. Сарабьянов В. Д., Смирнова Э. С. История древнерусской живописи. М., Изд-во ПСТГУ, 2007. — 752 стр., 669 стр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: