Проект «Особые люди»
Подготовительный этап:
1. Выявление проблемы.
2. Определение цели проекта.
3. Подборка материала по теме проекта.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (30.11 – 04.12).
Актуальность: Детство – время активного социального «развертывания» растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей. Сейчас особенно остро ощущается необходимость восстановления утраченных ценностей: гуманизма и милосердия, человеколюбия и сострадания, которые должны воспитываться с детства. Поэтому нами было решено разработать проект «Особые люди».
Актуальность проекта заключается в том, чтобы как можно раньше помочь детям определить систему нравственных ценностей и приоритетов в жизни, тогда они будут стремиться помогать людям.
Проблема: отсутствие у детей опыта общения и предупреждение правильной реакции ребенка на встречу с «особенными людьми» и взаимодействие с ними.
Цель: Сформировать у детей позитивную жизненную позицию по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья и опыт взаимодействия сними.
Задачи:
-дать детям возможность почувствовать, с какими трудностями встречаются «особые люди» в обычной жизни.
- познакомить с Параолимпийскими играми.
- познакомить с достижениями «особых людей» в разных сферах человеческой деятельности (спорт, наука, искусство и тд)
-познакомить детей с тем, кто или что помогает «особым людям» жить в городе (пандусы, говорящие светофоры, кнопки вызова помощи, специальные кресла, собаки – поводыри и т.д)
-показать взаимосвязь соблюдения правил безопасного поведения в окружающем мире, развивать чувство самосохранения.
-воспитывать эмоциональную отзывчивость у детей через продуктивную деятельность.
Формы реализации: ООД, беседы, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Предполагаемый результат
Формирование представления о людях с ограниченными возможностями здоровья, их особенностях, жизненных трудностях, о единых правах и возможностях людей в обществе.
Формирование доброты, уважения, терпения, понимания к «особым людям», доброжелательности и отзывчивости по отношению к ним, стремления оказывать помощь и поддержку.
Мотивация к изучению и соблюдению правил безопасного поведения, заботиться о своем здоровье.
Овладение речевым этикетом.
Положительная динамика развития сенсорных анализаторов.
Готовность детей участвовать в разных формах продуктивной деятельности.
Повышение уровня педагогического образования и культуры родителей в вопросах воспитания детей по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Основной этап:
Работа с детьми:
Физминутки: «Мы шагам друг за другом», «Давайте вместе с нами» «Добро – зло»; « В пояс поклонились!».
Пальчиковая игра: «Художники»; «Дружба».
Основные движения: «Пройди по бревну», «прыжки с продвижением на одной ножке», через предметы», «игры с мячом», «упражнения на равновесие», «прыжки на двух ногах», «подбрось и поймай», «прокати мяч».
Подвижные игры: «Мини-футбол»;«Жмурки». «Тише едешь-дальше будешь»; «Петушиные бои»; «Передача мяча по кругу без помощи рук».
Народные (хороводные) игры: «Я змея, змея, змея», «Мы топаем ногами», «Гуси, гуси», «Бабка Ёжка».
Экспериментирование: «Что может бумажная гармошка». (А.И. Шапиро «Научные развлечения с простыми вещами»)
Формирование элементарных математических представлений: И.А.Помораева «Формирование элементарных математических представлений» Занятие стр.. Занятие стр.
Проблемные ситуации: «Ты обидел друга…»,«Плачет девочка…», «У тебя не получается застегнуть куртку…»,
Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир).: «Глухонемые»; «Угадай звук» (условия- уши открыты, закрыто одно ухо, два уха); «Чудесный мешочек»; «Водяной» (узнать товарища на ощупь). «Узнай на ощупь» (пластиковые буквы); «Магазин» (купить овощи и фрукты с завязанными глазами); «Рисование кистью зажатой между пальцами стопы»; «Лепка с закрытыми глазами»; «Графический диктант неведущей рукой».
Моделирование (замещение, деятельность с использованием моделей): «Обозначение опасных мест» (в группе, на участке детского сада).
Дидактические игры: «Действия- последствия», «Опасно- безопасно»,«Хорошо – плохо», «Исправь ошибку», «Как избежать неприятностей», «Оцени поступок».
Развивающие, настольные игры Угадай-ка», «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок», «Чего не стало», «На что похоже», «Пазлы» (времена года, «Подбери по форме, цвету, размеру», «Контуры», «Сложи картинку», «Лото», «Домино», «Что из чего сделано», и др.
Конструктивные игры: «Город для всех» из больших деталей конструктора, кирпичиков, кубиков. «Удобный транспорт для меня и для тебя» палочки Кьюизинера, счётные палочки, геометрические фигуры.
Конструирование из бумаги: «Цветок добра».
Беседы: «Мир спасет доброта», «Уроки добра», «Спешите делать добро», «Каких людей называют инвалидами?», «Параолимпийские игры», «Это трудно, это сложно, но иначе - невозможно» (как инвалиды, преодолевая трудности, делают невозможное), «Доброе слово лечит, а плохое калечит», «Далеко ли эти «ножки» уведут его» (об инвалидах колясочниках), Из цикла «Азбука нравственности».
Моделирование речевой ситуации: Игра «Интервью; «Звонок новому другу»; «Двое детей на скамейке сидели»; «Разговор на равных» (умение держать свои эмоции).
Освоение компонентов устной речи:
ЗКР (гимнастик весёлого язычка «Киска-лакомка», «Зайчик-барабанщик», «Хомячок спрятал орешки», «Заборчик», «Паровозик», «Ходики», «Сказка о весёлом язычке».
Словарная работа: расширять словарный запас за счет слов пандус, собаки – поводыри, инвалид, инвалидная коляска, белая трость, незрячий, слабовидящий, слепой,
Грамматический строй речи Упражнение «Продолжи фразу» (метод незаконченных предложений) Например, «Когда меня обижают, я …», «Я люблю, когда …», «Один-много»
Связная речь Упражнение «Закончи фразу» «Друг всегда…», «Друг никогда….» (метод незаконченных предложений), «Хорошо-плохо» (быть здоровым, вежливым, добрым, – хорошо или плохо?)
Словесные игры (дидактические, игры-беседы, игры-загадки и другие): «Услышь своё имя», «Кто тебя позвал, узнай», «Назови героя» (называние героев знакомых сказок, обладающих чертой характера, названной ведущим), «Волшебные слова», «Угадай про о ком стишки» (расскажи стихи руками).
Чтение художественной литературы по теме: «Цветик – семицветик» В. Катаева, «Вовка-добрая душа» А. Барто, сказок: «Стойкий оловянный солдатик», К.Д.Ушинский «Слепая лошадь», «Хроменькая уточка». Стихов: «Вежливым и добрым быть совсем не трудно», «Иногда люди очень жестоки…», «Но давайте мы будем добрее».
Рассказывание (пересказывание): «Цветик – семицветик» В. Катаева. Сказка «Хроменькая уточка».
Разучивание: «Вовка-добрая душа» А. Барто.
Малые фольклорные формы: Русская народная пословица: «Доброе слово лечит, а злое калечит».
Ситуативный разговор: о вежливых словах, поступках, знаках внимания к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Свободное общение: «Мое отношение к людям с особенностями»; «Может ли человек навредить своему здоровью?»; «Опасные ситуации»; «Опасные предметы».