Ключевые слова: учебный информационный проект, внеклассная и внеурочная работа по биологии, предметные, метапредметные и личностные результаты, работа учащихся в группе, инструктивные карточки, кожа, ориентация на профессии, гигиеническое воспитание, косметология, дерматология, биотехнология, биоинженерия.
Аннотация: Работа со старшеклассниками над учебным информационным проектом по биологии «Покровы человека» позволяет не только развивать умения и навыки по поиску и презентации информации, но и способствует гигиеническому воспитанию учащихся, развитию у старшеклассников умения решать проблемные вопросы, помогает профессиональной ориентации школьников. В содержание предлагаемой проектной деятельности включено знакомство с профессиями, связанными с косметологией, гигиеной, дерматологией, биотехнологией, биоинженерией, пластической хирургией и имиджем человека.
Предлагаемый информационный проект «Покровы человека» можно провести на внеклассных занятиях после проведения урока «Строение и функции кожи» (раздел «Человек и его здоровье») в 8 классе. Работа над данным учебным проектом позволяет учащимся достичь предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметными результатами информационного проекта «Покровы человека» являются: приведение доказательств соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, инфекции, вредных привычек; знание основ здорового образа жизни; анализ влияния факторов риска на здоровье человека.
Метапредметные результаты данного учебного информационного проекта: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности; умение работать с разными источниками биологической информации (научно-популярной литературой, биологическими словарями, ресурсами Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; составлять план решения выполнения проекта.
|
К личностным результатам предложенного проекта можно отнести формирование у учащихся познавательных интересов, умений анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья [8].
Учебный информационный проект «Покровы человека» ориентирует учащихся на профессии биологического профиля и имеет практическую направленность на реальные жизненные ситуации. Работая над данным проектом, школьники развивают умения и навыки по поиску и презентации информации. Данный учебный проект способствует гигиеническому воспитанию учащихся, развитию у старшеклассников умения решать проблемные вопросы, помогает профессиональной ориентации школьников. В содержание предлагаемой проектной деятельности включено знакомство с профессиями, связанными с косметологией, гигиеной, дерматологией, биотехнологией, биоинженерией, пластической хирургией и имиджем человека.
Задачи учебного проекта:
- развивать у учащихся проектировочные и коммуникативные умения, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью;
|
- продолжить формирование нравственных ценностей, активной жизненной позиции, этичного поведения в коллективе;
- стимулировать познавательную активность учащихся, умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике [7];
- углубить и обобщить знания учащихся о мерах оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при повреждении кожных покровов;
- познакомить учащихся с информацией о последствиях, вызванных намеренными воздействиями на кожу человека (пирсинг, татуировки, окрашивание и др.);
- предоставить учащимся возможность проанализировать свои склонности к профессиональной деятельности, связанной с косметологией, гигиеной, дерматологией, биотехнологией, биоинженерией, пластической хирургией и имиджем человека.
Учебный информационный проект «Покровы человека» включает в себя три этапа – подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап может проходить как внеклассное мероприятие или занятие кружка. Он посвящен знакомству школьников с проектом, выявлению интересов учащихся к темам проекта, распределению участников проекта по группам. На основном этапе проводится самостоятельная работа учащихся, сопровождаемая консультацией учителя. Защита проекта поводится в виде выставки работ учащихся и выступлений групп по результатам выполненных заданий.