Советы начинающему вожатому




ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ.

Смена в ДОЛ делится на периоды:

1. Организационный период (первые 2-3 дня)

2. Основной период

3. Итоговый период (последние 2 дня)

Организационный период

Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Конечно, для одних детей этот переход происходит легко, почти незаметно, для других — этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня жизнь в лагере станет привычной и приятной, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Задачи организационного периода

Для ребенка важно Для педагога важно
- Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания. - Научиться ориентироваться в лагере. - Узнать план смены. - Сориентироваться в режимных моментах. - Почувствовать себя нужным, быть принятым в коллективе сверстниками и взрослыми. - Определить свое место (статус) в коллективе. - Сформировать умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов. - Сформировать чувство «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу. - Запомнить имена всех детей. - Выявить лидера. - Выявить интересы детей. - Сплочение коллектива. - Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда. - Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований). - Выстроить работу с напарником: формирование групповых норм, ценностей и традиций. - Обеспечить детям чувства защищенности, самостоятельности.

 

Дела, которые вы можете провести в начале смены:

1. Мероприятия на знакомство и целеполагание

2. Тропа доверия

3. КВЧГ (кто во что горазд), чтобы узнать таланты ребят

4. Огонек знакомств

5. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь»

6. Операция «Вперед, спасатели!» — по «спасению» территории вокруг корпуса от мусора.

7. Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика» ботинок.

8. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.

9. Выпуск газеты-аппликации «Это мы!».

10. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.

11. Музыкальный час с разучиванием первых песен.

12. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.

13. Оформление первых страниц бортжурнала «День за днем».

14. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

15. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.

 

Основной период

- Для чего ребенок едет в лагерь?

ЧТО ТАКОЕ ОТДЫХ?

¾ Организация разнообразной деятельности для самореализации ребенка.

¾ Оздоровление детей

 

Задачи основного периода

Для ребенка важно Для педагога важно
- Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. - Бодро пересечь «экватор» смены. - Участвовать в межотрядных и дружинных делах. - Реализовать собственные идеи. - Самореализоваться, как личность. - Чему-то научиться. - Отдохнуть. - Дышать свежим воздухом. - Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. - Проявить свою самостоятельность. - Возможность проявить себя лидером (дежком). - Мотивировать детей на активное участие в смене. - Дать возможность каждому ребенку реализоваться. - Сплотить отряд. - Обсуждать проведенные дела с детьми, учить анализировать собственную деятельность, делать самоанализ. - Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. - Заложить основы самоуправления. - Создание положительного эмоционального настроя. - Поддержание положительного эмоционального настроя. - Стремиться увеличить время пребывания детей на природе.

 

Дела, которые вы можете провести в основный период:

1. Спортивные игры.

2. Тренинги, групповое взаимодействие («Кораблекрушение» и др.).

3. Ролевые игры на сплочение («Ночь Триффидов» и др.).

4. Творческие игры (Конкурс актерского мастерства, «Солнечный денек», «Шоу без комплексов», «Кинофестиваль», «Крестики-нолики» и др.).

5. Интеллектуальные игры («Интеллектуальное казино», «Интеллектуальный ринг», «Логическая рулетка» и др.).

6. Игры на свежем воздухе (прогулки, экскурсии, поход «Экологическая тропа», разные этапы туристических соревнований и др.).

7. Огоньки: тематические, проблемные, конфликтные.

8. Тематические дни («День девочек», «День вежливости», «День Нептуна», «День самоуправления» и т.д.).

 

Итоговый период

Итоговый период — заключительный период смены, в процессе которого происходит рефлексия и реадаптация детей.

Задачи итогового периода

Для ребенка важно Для педагога важно
- Не потерять новых друзей в городе. - Получить одобрение за свой труд. - Услышать как можно больше теплых слов. - Построить ближайшую перспективу на жизнь в городе. - Подвести итоги смены. - Закрепить приобретенные знания и умения (общаться, сотрудничать и т.д.). - Подвести итоги смены с детьми. - Проанализировать смену с напарником. - Построить планы на будущее. - Оформить итоги смены. - Настроить детей на оптимистический лад.

 

Дела, которые можно провести в итоговый период:

1. Итоговые огоньки (для отряда, для лагеря).

2. Итоговый сбор с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?

3. Анкетирование.

4. Костер.

5. Награждение детей по номинациям в отрядах, подведение итогов отрядных конкурсов.

6. Музыкальные вечера.

7. Гала-концерт.

8. День Ангела Хранителя.

 

 

 


ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ
РАЗВИТИЯ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

ДЕНЬ              
ДЛЯ ВОЖАТЫХ Знакомство, представление, предъявление требований, установление уровня отношений Узнавание, диагностика, заполнение педагогической документации Анализ ситуации, закрепление комфортной обстановки Анализ ситуации, корректировка перспектив смены Организация коллективной работы, предоставление возможности выбора Создание атмосферы творчества, формирование зон взаимодоверия Индивидуальная работа, работа с микрогруппами
ДЛЯ ДЕТЕЙ Узнавание, открытия, заявка на… Складывание отношений, норм коллективной жизни Высказывание позиций, точки зрения, вопросов, просьб Получение представления о перспективах смены Заявки на лидерство, поиск и определение комфортной группы Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков
ДЕНЬ              
ДЛЯ ВОЖАТЫХ Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, формирование зон взаимообучения Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работу с ОСУ Индивидуальная работа, работа с микрогруппами, работу с ОСУ Создание ситуации выбора Смена лидеров, переформирование микрогрупп Предоставление возможности выстраивания дальнейших перспектив Создание ситуации выбора, продолжение обучения
ДЛЯ ДЕТЕЙ Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Приобретение и закрепление новых знаний, умений, навыков Самопроявление и самооценка в ситуации Самопроявление в ситуации и самооценка собственной деятельности Общность коллектива, ценность совместной работы Реализация интересов, потребностей, мотивов
ДЕНЬ              
ДЛЯ ВОЖАТЫХ Смена позиции, индивидуальная работа, диагностика Индивидуальная работа, диагностика Предоставление возможности самоопределения Замер результатов работы Переформирование групп, смена лидеров Индивидуальная работа, подготовка к встрече новых ребят Рефлексия совместной деятельности
ДЛЯ ДЕТЕЙ Самостоятельные действия Коррекция поведения и отношений в коллективе Обсуждение вопросов, выход на общие понимания Самостоятельные действия Самооценка собственной деятельности Начало реадаптации Рефлексия совместной деятельности

 

 


Советы начинающему вожатому

1. Помни, что ты организатор деятельности детей, а не деятельности для детей. Составляй планы работы вместе с детьми, сообща обсуждай и решай проблемы. Человек развивается в деятельности, заботься о росте ребенка.

2. Начиная организовывать дело, заинтересуй ребенка. Интерес рождает желание действовать.

3. Поручая дело ребенку, подумай о возможностях его выполнения, о готовности самого ребенка. Будь готов поддержать инициативу, помочь в решении организационных вопросов. Вмешивайся только тогда, когда попросят помощи, но не выпускай контроля ни на минуту. Контроль — это способ показать свою заинтересованность в успешном исходе дела.

4. Формируй свою команду помощников. Это старожилы лагеря, нестандартные ребята, имеющие свои увлечения. Стремись сделать весь отряд своей командой.

5. Строй свои отношения с отрядом так, чтобы все понимали: выполнять нормы лагерной жизни и помогать вожатому намного выгоднее и интереснее, чем капризничать, хулиганить. Для этого умей отметить каждого за его успехи и добрые дела. Тот, кто выполняет поручения, должен быть уверен в твоей поддержке и доверии. Выдвигай только действительно необходимые требования, умей их обосновать. Не стоит требовать, если не имеешь средств отреагировать на невыполнение этих требований. Думай о последствиях, прежде чем дать слово. Держи свое слово.

6. Что бы ни случилось, помни, ты должен быть «на высоте». Будь готов к постоянному саморазвитию.

7. Умей анализировать каждый свой шаг и учи этому детей, учись на ошибках, не допускай их повторения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: