Интегративно-педагогическая деятельность в анализе профессионального образования




 

 

Интегративно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, включающую в себя организованную совокупность конституирующих, структурных и содержательных показателей; ее функционирование обусловлено наличием движущих сил, механизмов и технологической инфраструктуры, вбирающей в себя условия, средства (способы, приемы), "технологическую цепочку": организационно-информационное обеспечение; постановка целей ИПД; определение эвристико-методологических оснований; выбор системообразующего фактора; отбор структурно- морфологических показателей; создание интегративно-педагогических новообразований; корректировка и регулировка текущих результатов интегративно-педагогического процесса; проверка качества интегративно-педагогической деятельности.

Исходные основания концепции гуманитарно-педагогического центра профессионального образования (ГПЦ) составили следующие положения:

1. Важнейшим атрибутом профессиональной деятельности является социально-гуманитарная компетентность, понимаемая как интегральная характеристика гражданской, личностной и психофизиологической зрелости человека. Опыт учит, что безнравственность, безответственность, психологическая неподготовленность сегодня выражают не только меру профессиональной ущербности, но и таят в себе непредсказуемые опасности и преступления. Именно нравственно-психологическая оказывается наиболее уязвимой стороной в так называемых нештатных ситуация, то и дело возникающих при осуществлении того или иного вида профессиональной деятельности.

2. В самом широком понимании социально-гуманитарная компетентность означает развитие в человеке продуктивнопреобразовательной активности, с максимальной полнотой выражающей его сущность как формы жизнедеятельности. Исключительное значение при этом имеют способности личности к сущностному реагированию на поведение внешних обстоятельств, умения "пропускать" их через механизмы внутренней цензуры. Это позволяет человеку сохранять свою субъектную суверенность.

3. Составной частью социально-гуманитарной компетентности должна стать педагогическая компетентность - знание психологопедагогических основ воспитания и образования. Это обусловливает необходимость включения общепедагогической подготовки в содержание "общего и профессионального образования всех уровней, воспитательного процесса во всех периодах развития личности и считать, что "только при этом условии нужного уровня достигает педагогическая культура общества, составляющая основу его социально-педагогической инфраструктуры".

Главный принцип деятельности ГПЦ - принцип интеграции личностно-гуманитарных и технико-технологических показателей содержания профессионального образования. Он выражает потребность в сбалансированном учете "интересов" "двух полюсов единого целого - гуманитарной и технологической составляющей мышления" (В.П.Зинченко). Соответственно, содержание профессионального образования получает более широкое по сравнению с традиционным толкованием значение: оно объединяет в себе весь набор разнокачественных знаний, умений и навыков, качеств и свойств, необходимых для осуществления жизнедеятельности целостного человека. Ведущим компонентом этого содержания становится гуманитарно-педагогическое знание, состав которого образуют дисциплины, в которых излагаются, слагаются и группируются факты, обнаруживающие свойства предмета воспитания - человека. В число таковых К.Д.Ушинский включал анатомию, физиологию и патологию человека; психологию; логику; философию; географию, изучающую землю как жилище человека и человека как жильца земного шара; статистику и т.д. Все эти дисциплины, по мнению великого педагога, должны в своей по сути бесконечной совокупности образовать педагогическую антропологию. Тем самым педагогика наделяется чрезвычайными полномочиями представлять человеческие знания во всем богатстве своих проявлений. Соответственно, и понятие "гуманитарно-педагогическое знание" в своей широкой интерпретации способно выражать все основные признаки категории "социогуманитарное знание". Но при этом необходимо, чтобы последние рассматривались не в объектном, а субъектном аспекте, то есть с позиции определения их влияния на развитие и существование человека.

Центральным организационным принципом деятельности ИПЦ является принцип гибкого реагирования на интенсивно меняющиеся требования рынка профессий, потребности населения в получении того или иного вида профессионального образования, той или иной профессии. Стратегия гибкого реагирования должна сочетаться с тем немаловажным, общепризнанным фактом, что не только спрос рождает предложение, но и предложение рождает спрос. Это обусловливает необходимость в проведении рекламно-опережающей работы в условиях ГПЦ, что одновременно будет способствовать актуализации опережающей функции образования.

Ведущая цель деятельности ГПЦ - создание социально-педагогической инфраструктуры, благоприятствующей формированию специалиста интегрального профиля, обладающего рядом компетенций - интегральными качествами, представляющими собой синтез профессиональных, общепрофессиональных, общечеловеческих знаний, умений, навыков и качеств, обеспечивающих эффективность и продуктивность выполнения субъектом профессиональной деятельности своих функций: духовной компетенцией, выражаемой способностью человека осознавать себя как "носителя" ценностей национальной и общечеловеческой культур, как представителя рода Homo Sapiens, призванного нести ответственность за свою судьбу, за судьбу своего "ближнего" и "дальнего", за судьбу своей Родины и Земли в целом; социальной компетенцией, образуемой характеристиками гражданской зрелости и социальной дееспособности; нравственноэтической компетенцией - направленностью личности профессионала на добросовестное и качественное выполнение своих обязанностей, исходя из внутренней потребности "работать на совесть"; психофизиологической компетенцией, позволяющей специалисту адекватно реагировать на различные неординарные ситуации, возникающие в ходе исполнения им своих профессиональных обязанностей; индивидуальной компетенцией - совокупностью качеств, лежащих в основе индивидуального стиля деятельности и индивидуального способа деятельности; специальной (стандартной), представляемой знаниями (умениями, навыками), позволяющему специалисту реализовывать задачи нормативно-одобренного способа деятельности; динамической компетенцией и способностью адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию в области профессионально-кадровых потребностей производства.

Таким образом, целью профессионального образования должно стать максимальное раскрытие духовного, нравственно-этического, интеллектуального и психомоторного потенциала человека в ходе его профессионального становления. Тем самым нами осуществляется некоторый отход от формулировки цели профессионального образования, в которой делается акцент на функциональных характеристиках будущего специалиста, когда личность превращается в своего рода средство достижения конечного результата - квалифицированного (конкурентоспособного) работника. Соответственно личностные параметры (качества, свойства, индивидуальные особенности и т.д.) выполняют роль по отношению к специальным навыкам, приобретающим статус системообразующего фактора. В жертву им нередко приносятся способности, индивидуальное своеобразие личности, "индивидуальная прелесть личности". С одной стороны соблюдается приоритетная роль целого (в данном контексте человек, вовлеченный в процесс профессионального образования) по отношению к своим частям (составляющие профессионального образования), с другой, - признается паритетный характер отношений, имеющих место между этими частями, равноправное партнерство элементов содержания профессионального становления личности.

 

 

Список использованной литературы

  1. Паничев С.А. Дидактические проблемы фундаментальной естественнонаучной подготовки в вузе: Монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2003. 184 с.
  2. Паничев С.А. Уровень фундаментальной подготовки в высшем профессиональном химическом образовании / В сб. "Качество высшего профессионального образования в начале XXI века". Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. С. 95-99.
  3. Паничев С.А. Дидактическая роль модели специалиста / В сб. "Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования". Ч. I.Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2004. С. 145-149.
  4. Паничев С.А. Дедуктивный принцип обучения в высшем естественнонаучном образовании // Педагогика, 2004. № 8. С. 18-27.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: