Формы коррекционной работы в дошкольном учреждении, обеспечивающие улучшение коммуникативного общения детей.





Скитская Л. В.

Для формирования коммуникативного общения воспитанника дошкольного образовательного учреждения необходимо создать соответствующие педагогические условия. Рассмотрим систему педагогических условий, которая способствует не только формированию коммуникативного общения детей, но и его улучшению.

Во-первых, это организационно-управленческий уровень: совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением, повышение эффективности педагогической деятельности; создание комфортного психологического микроклимата в дошкольном образовательном учреждении; готовность педагогического коллектива к формированию коммуникативного общения детей; организация воспитательного-образовательного пространства и развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, способствующей улучшению коммуникативного общения дошкольников; социальное партнерство педагогов и родителей при формировании коммуникативного общения детей.

Во-вторых, это методический уровень: разработка моделей занятий, способствующих формированию коммуникативного общения дошкольников; разработка системы работы дошкольного образовательного учреждения по улучшению коммуникативного общения детей, подбор специальных технологий для погружения педагогов, детей и родителей в коммуникативную деятельность; выбор технологий воспитания и обучения, адекватных типу межличностных отношений педагогов и воспитанников.

В-третьих, это личностно-деятельностный уровень: формирование потребности общения; коммуникативных мотивов; воспитание способности к сопереживанию, эмпатии; формирование положительной «Я-концепции».
Учитывая психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что ведущей деятельностью для них является игровая, необходимо отметить тот факт, что в игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности.

Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативного общения (А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая), что, в свою очередь, создает все предпосылки для использования игры в качестве одной из форм коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении.

Проблема формирования коммуникативного общения в процессе игровой деятельности поднималась А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной. В 70-80 гг. XX в. актуальным оставался вопрос о роли взрослого в игровом обучении навыкам общения. Проблему целенаправленного педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников разрабатывали Т.А. Владимирова, Е.В. Зворыгина, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Е.И. Щербакова и др. [1; 6]. Они изучали предпосылки, педагогические условия и средства формирования положительных, дружеских взаимоотношений в игре. М.А. Панфилова предлагает использовать в работе дошкольного образовательного учреждения игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной коррекционной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми, что будет способствовать не только формированию коммуникативного общения, но и его улучшению [6].

В практику игротерапии исследователь рекомендует включать и другие формы коррекционной работы: арттерапию (искусство), составление рассказов, психогимнастику, элементы психодрамы, телесную терапию, сказкотерапию и др. Бесспорно, игротерапия является ведущей формой коррекции, но, как отмечают А.И. Захаров [3] и А.С. Спиваковская [7], необходимо строгое соблюдение основных требований в процессе работы. Выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первый блок (2 занятия) включает объединение детей и взрослых в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8-10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей и взрослых. Помимо коррекции по формированию коммуникативного общения дошкольников, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей детей. Эти данные позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого ребенка. Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность - в детских подгруппах; минисочинения, обсуждение и проигрывание конфликтных ситуаций - в родительских подгруппах).

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков коммуникативного общения в совместных играх детей и родителей. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей и взрослых, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.
Особое место в коррекционно-развивающей работе в дошкольном образовательном учреждении занимают театрализованные игры. Театрализованная игра в психолого-педагогических и культурологических исследованиях понимается двояко. С одной стороны, это вид деятельности, а с другой - средство развития. Она определяется как драматизация (Л.С. Выготский), «драматическая игра» (В.Н. Всеволодский-Генгросс), «театрально-игровая деятельность», «театрально-игровое творчество» (Е. Л. Трусова). Многие исследователи считают, что театрализованные игры близки к искусству, поэтому их называют «творческими играми» (М.А. Васильева, С.А. Козлова, Д.Б. Эльконин и др.). Исходя из этого, Л.Б. Баряева и И.Г. Вечканова [2] выделяют две основные группы театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации, которые можно использовать в качестве коррекционных форм работы при формировании коммуникативного общения детей.

Несмотря на то, что содержанием коммуникативного общения дошкольников становится, главным образом, игровая деятельность, но в этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у воспитанников дошкольных образовательных учреждений существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка - потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся
отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской и подростковой среде (агрессивность, отчужденность, жестокость, враждебность и пр.), зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения. Известно, что уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни из них становятся более предпочитаемыми для большинства детей, другие - менее. Воспитатели детских садов далеко не всегда могут правильно оценить степень популярности ребенка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность, воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества вовсе не определяют привлекательности их товарищей. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных выборов.

Психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность и пр. В основе всех этих качеств лежит особое отношение к сверстнику, которое можно охарактеризовать как причастность к другому. Такое отношение к сверстникам складывается у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно оно делает ребенка популярным и предпочитаемым сверстниками, успешными в сфере общения.

В отличие от этого у детей, которые отвергаются сверстниками, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении с другими заключается в доказательстве своего превосходства или в защите своего «я». Такая защита может принимать самые разные поведенческие формы и вызывает самые разные трудности в общении: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя, который выражается в замкнутости и застенчивости.

В связи с этим перед педагогами, работающими в детском саду, возникает важная и ответственная задача: помочь ребенку преодолеть эти опасные тенденции, которые порождают различные трудности в общении. Для решения этой задачи, по нашему мнению, необходима разработка специальной программы коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов.

Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других. С этой целью следует проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые имена, видеть и подчеркивать в других только хорошее, стараться сделать что-нибудь приятное для товарищей. Все игры должны быть основаны только на добровольном участии. Лучше сначала делать центром внимания непопулярных детей и всячески подчеркивать их достоинства. Такое внимание и признание рано или поздно вызывает ответную реакцию со стороны сверстников: они станут полноценными участниками игр и будут вступать в полноценное коммуникативное общение.

Следующая линия коррекционной работы должна быть направлена на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, слова. Как ни странно, дошкольники часто не замечают этого. Задача педагогов в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь их внимание к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого является воспроизведение чужих слов или действий, этому способствуют многие детские игры.

Еще одно направление коррекционной работы заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Т.Д. Марцинковская обращает внимание на то, что важно сохранить главную цель данных игр - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам [4]. Важно и то, что данные игры исключают всякое сравнение детей, их конкуренцию и соревнование.

Наиболее эффективным способом преодоления трудностей в коммуникативном общении является не поощрение и порицание взрослого, а формирование чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним и приобретение коммуникативных навыков. Как показывает опыт, систематическое проведение подобных игр и занятий способствует достижению этой цели.

На завершающем этапе коррекционной работы становится возможной организация совместной продуктивной деятельности детей, где им нужно согласовывать свои действия и договариваться с другими. Общая продуктивная деятельность возможна только при сложившихся межличностных отношениях детей. Дети с трудностями в коммуникативном общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые), не готовы к объединению вокруг общего продукта. Однако приведенные выше игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками
и готовят «трудных» детей к сотрудничеству, в котором дети делают одно общее дело.

Все приведенные выше коррекционные формы работы будут способствовать не только формированию коммуникативного общения у дошкольников, но и его улучшению.

 

Библиографический список


1. Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с детьми. СПб., 2008.
2. Воспитание детей в средней группе детского сада: Пособие для воспитателей детского сада / Анциферова А.А., Владимирова Т.А., Гербова В.В. и др. М., 1982.
3. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 59-68.
4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М., 2000.
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада. М., 2000.
6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. М., 2008.
7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1. М., 2000.

 

 





Читайте также:
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Решебник для электронной тетради по информатике 9 класс: С помощью этого документа вы сможете узнать, как...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.018 с.