Технологическая карта урока русского языка в 6 «А» классе




Аруева Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 р.п.Солнечный

 

Тема Причастие как часть речи
Тип урока Открытие нового знания
Цель урока Создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся по данной теме.
Задачи урока (планируемый результат) Предметные умения   УУД
Обучающийся научится -различать причастия с глаголами и прилагательными, -находить причастия в предложения, -видеть в причастиях признаки глагола и прилагательного Обучающийся получит возможность -использовать причастия в собственном речевом высказывании Личностные: -самоопределение; способность к самооценке своих действий, навык индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности - смыслообразование Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориенти ры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять сравнение, клас сификацию изученных фактов языка с опо рой на выделенные учителем критерии; обобщать (выделять ряд объектов по задан ному признаку); объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Коммуникативные: – участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в па рах); иметь представление о возможности суще ствования различных точек зрения, о воз можности договариваться, приходить к об щему решению; использовать в общении правила вежли вости,владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Индивидуальная, парная, фронтальная. Учебник русского языка 6 класс, авт. М.М.Разумовская, С.И.Львова., В.И.Капинос, В. В.Львов,М. «Дрофа», 2013 г. мультимедийная презентация к уроку  
  Мотивационно-целевой этап
Этапы урока, цель   1. Оргмомент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес. Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД  
Эмоциональный настрой на урок Фото Солнечного и Солнечного района, чтение стихотворения Недавно мы с вами писали сочинение по картине, и вам удалось очень интересно, красиво описать то, что на ней изобразил художник. А сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением, где автор с такой любовью говорит о своей малой Родине, своих корнях Живу я в маленьком поселке, До неба здесь достать рукой, Порой осенней- плачущие сопки, Зимою – вьюги над тайгой. В любой мороз меня он греет. Хоть весь поселок замело. Он стал мне Родиной, а с нею Всегда, как с матерью, тепло. Это стихотворение Включение в деловой ритм. Формулирование цели и задач урока учителем в косвенной форме. Подготовка класса к работе. Комментируют свое отношение к малой Родине   Организация вни­мания.   Узнали поселок, о котором стихотворение? Как?   Личностные: нравственно- этическая ориентация Коммуникативные: умение слушать чужое мнение, высказывать свое.   Личностные: самоопределение.   Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.    
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия.     3.Определение границ «знания» и «незнания»     Определите части речи в прочитанном стихотворении, свой ответ аргументируйте Все ли слова мы можем определить, как части речи?   Плачущие? Это прилагательное? Можем определить разряд? Образовано от существительного? Это глагол? А вопрос?   Эта неизвестная нам часть речи и будет сегодня предметом разговора на уроке. И как и в стихотворении, мы попытаемся определить, откуда родом эта новая для нас часть речи. В.И.Даль так говорил о ней.. Слова Даля: Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного. -Назовите слова с приставкой, правописание которой зависит от значения. - Объясните ее написание. --- -Значение приставки в этих словах? -Образуйте от прилагательного ПРИЧАСТНАЯ существительное. ПРИЧАСТИЕ, ЭТО и есть тема нашего урока.   Отвечают, дают характеристику ловкак частей речи, предполагают, вступают в учебный диалог.     Предполагают, называют варианты, обосновывают свою точку зрения варианты     Познавательные: осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности   Логические: анализ объектов с целью выделения признаков   Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества (цели, функции, способы)
4.Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. ТЕМУ ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Давайте определим, какой цели хотите достичь сегодня вы. Что мы должны знать о слове как о части речи? Метод незаконченных предложений Сегодня на уроке я хочу …..-   Учитель корректирует высказывания     Формулируют тему урока   Предлагают варианты, называют верные     Познакомиться с новой частью речи Узнать признаки постоянные и непостоянные Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи
Процессуальный этап
5. Реализация построенного проекта. Задачи этапа: апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование   6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону   Физпауза Снятие физического напряжения 1.Для достижения этих целей предлагаю отправиться в лингвистическое путешествие в грамматическую сказку Валентины Волиной. Перед вами лежит таблица, которую вы потом вклеите в вашу тетрадь по теории. В нее вы заносите все, что узнаете сегодня о причастии Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им жилось на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали уму о своем житье-бытье. Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу». -Спасибо!- в один голос ответили суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало. Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам. -Возьмите мои окончания, они вам помогут. И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли и плясали, рисовали составленные слова. Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать их. Глагол сказал: - Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проделки оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. -А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам,- сказало Прилагательное. С тех пор не забывают Причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.  
Часть речи……………
Суффиксы    
Признаки глагола 1. 2. 3. 4. 5.  
Признаки прилагательного 1. 2. 3. 4.  
Синтаксическая роль  

 

2.Но сказка сказкой, а наш ориентир и помощник в любой теме – это учебник. Давайте сравним теперь наши предположения с теоретической статьей в учебнике. Стр.151-152, сравните статью в учебнике с вашей таблицей, если надо, сделайте корректировку

 

3.- Как вы думаете, какие трудности могут ожидать нас в работе с причастием

- Как же различить причастие от прилагательного? В том нам поможет самый обыкновенный мяч

-Опишите мяч, назвав его постоянные признаки, запишите их словосочетаниями в первый столбик

 

 

-А теперь запишите признаки мяча, над которым я буду производить действия

 

 

-Что общего у этих словосочетаний?

-Чем они отличаются?

Подпишите столбики

- Так как же отличить причастие от прилагательного?

4.-Есть еще один хороший способ. Предлагаю вам стихотворение одной девочки, которая изучала русский язык как неродной и поэтому каждый раз делала для себя открытия и делилась ими в своем блоге

На слайде

Снег, который хрустит, -хрустящий!

Листок, который с дерева летит, - летящий!

Ручей, который журчит, - журчащий!

Аккорд, который звучит, - звучащий!

Что общего у этих предложений?

Чем можно заменить причастие?

 

Замените словосочетание причастием

Тот, который рисует –

Та, который танцует –

Тот, который играет –

Те, который освежает –

Тот, который пугает-

Тот, который радует -

А теперь обратное задание

Темнеющий –

Блестящий

Заходящая –

Поющие-

Ведущее-

Загораживавший –

 

А теперь давайте посмотрим, умеете ли вы отличать причастие от прилагательного, а заодно подвигаемся. Встаем, если я называю причастие, остаемся стоять, если прилагательное, садимся

Зеленый, светящийся, нарисованный, круглый, забавный, подброшенный, рисующий, пляшущий, злой, веселый, радостный, радующийся, умный, умнеющий

  Сушают, анализируют, заполняют таблицу,объясняют свой выбор         обсуждают результаты     Работают с учебником, сравнивают, анализируют, делают выводы     Предполагают, высказывают мнения     Записывают – по очереди на доске, указывая главное и зависимое слово Круглый мяч Резиновый мяч Большой мяч Синий мяч Второй столбик Летящий мяч Упавший мяч Лежащий мяч Крутящийся мяч   Отвечают на вопросы, предполагают   Сравнивают, анализируют, предполагают Причастие =тот, который+ глагол Обратите внимание, что в последнее причастие отличается. Чем? Это тема следующего урока     Записывают в тетради словосочетания и причастия     Проверка по эталону   Осуществляют самопроверку     Встают, если согласны или не согласны с прозвучавшим мнением   Логические: анализ, сравнение, синтез   Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи   Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять сравнение, клас сификацию изученных фактов языка с опо рой на выделенные учителем критерии; обобщать (выделять ряд объектов по задан ному признаку);  
7. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Включение нового знания в систему знаний   1 Работа с текстом. Запишите текст, найдите причастия, обозначьте суффиксы, укажите слова, к которым они относятся.     Между ж.в.писно лежащими со.ками ра.кинулся мой родной (С,с)олнечный. Заходящее со(?)нце отражает(?)ся в водах быстро бегущей (С,с)илинки. Т.инственно темнеющая тайга (с,з)крыва.т от люб.пытного взора много с.кретов. Красне.т п.спевающая брусника, ро.ко выглядывают из-под листика пр.клюнувшиеся шля.ки маслят. Зап.сающаяся на зиму белочка хл.почет на дер.в..     Предлагают варианты, обсуждают, доказывают свою точку зрения     Работают в парах, составляют диалоги, выделяют существительные как части речи.     Познавательные: определять орфограммы в тексте, объяснять их; находить причастие с главным словом   Коммуникативные: иметь представления о существовании различных точек зрения, приходить к общему решению   Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы
Рефлексивно-оценочный этап
8. Информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1. Упр.393, распределить причастия по группам в зависимости от суффикса 2. Записать 10 словосочетаний причастие + существительное, которыми вы могли бы описать наш поселок и его окрестности      
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Зафиксировать новое изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности.   Самоанализ -Какие цели ставили в начале урока? -Какие из них достигнуты? - Цели следующих уроков по теме?     Соотнесение результатов с поставленными ранее целями Самооценка и оценка учащихся   Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия     Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности   Коммуникативные: оценивание качества своей учебной деятельности   Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению
                       

Самоанализ урока

 

Предмет: русский язык

УМК: авт. М.М.Разумовская

Класс: 6

Тема: Что такое причастие

Ресурсы: 1. Мультимедийная презентация к уроку.

 

Урок представлен в соответствии с рабочей программой по русскому языку 6 класса, составленной на основе программы автора М.М. Разумовской «Русский язык».

Данный урок – первый в разделе «Причастие», на который отводится 26 часов.

На изучение темы «Что такое причастие», согласно календарно – тематическому планированию, отводится 1 час, соответственно выбран тип урока – «Открытие нового знания».

Сформулировав цель урока - создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся по данной теме, были поставлены следующие задачи урока:

Обучающийся научится

-различать причастия с глаголами и прилагательными,

-находить причастия в предложения,

-видеть в причастиях признаки глагола и прилагательного

Обучающийся получит возможность

-использовать причастия в собственном речевом высказывании

Организационные формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы, приёмы и средства, применяемые на уроке, спланированы с учётом дидактической цели, содержания материала, возраста учащихся и специфики предмета.

Использовались следующие методы: исследовательские (передача информации с помощью зрительного восприятия, практической деятельности), стимулирования и мотивации учебной деятельности (создание ситуации успеха, побуждение к поиску решений, заинтересованность в результатах своей работы), методы контроля и самоконтроля, рефлексии.

Презентация к уроку иллюстрировала наглядный материал, служила основой для показа самопроверки учащихся.

Структура урока отвечает требованиям технологии деятельностного подхода, этапы взаимосвязаны.

На этапе мотивации и стимулирования учебной деятельности учителем в косвенной форме были озвучены цель и задачи данного урока

На этапе определения затруднений была организована актуализация знаний учащихся по морфологии, а также орфографии и словообразованию – значение приставок пре и при, образование существительных от прилагательного бессуффиксным способом.

Формулирование темы и постановка учебной задачи детьми – предпосылки для формирования общеучебных и регулятивных УУД.

Открытие новых знаний происходило в процессе наблюдения, сравнения, анализа. Были использованы два прямо противоположных по стилю речи и способу подачи текста – сказка (художественный стиль) и статья в учебнике (научный). Тренировалось умение работать с разными источниками информации и разными способами подачи – аудиально и визуально. Проведя анализ текстов, учащиеся заполнили таблицу теоретических сведений о причастии, которую смогут использовать на дальнейших уроках. Таким образом реализуется один из важнейших принципов ФГОС и деятельностного подхода – никаких наний в готовом виде. Знания добывают сами учащиеся. А также соблюдается неразрывная связь между тем, что изучено, и тем, что будет изучаться.

Организуя решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания, не были использованы упражнения из учебника, так как практическая часть в этой теме представлена очень слабо. Была использована наглядность в виде действий с мячом. Эмоциональный настрой поддерживался с помощью подобранного стихотворения, которое одновременно служило образцом для выполнения упражнения по замене причастий на словосочетания и наоброт

С целью снятия физического напряжения и переключения на другой вид деятельности была проведена тематическая физкультпауза.

С целью включения новых знаний в систему знаний учащихся была организована работа с текстом, попутно повторялись 12 видов орфограмм, а также была организована деятельность, ведущая к изучению дальнейших тем по причастию, в частности, причастного оборота.

На этапе подведения итога урока, рефлексии учебной деятельности учащимся было предложено осуществить самооценку собственной учебной деятельности, соотнести цель и результаты, степень их соответствия, обобщить знания по новой теме. Таким образом, под моим руководством формировались такие УУД, как познавательные (оценка процессов и результатов деятельности), коммуникативные (оценивание качества своей учебной деятельности, регулятивные (осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению).

На протяжении урока, а именно на этапе мотивации, определения затруднения, включения в систему знания и постановки д.з был использован дальневосточный региональный компонент, (даже еще больше – районный), что должно было больше мотивировать детей на работу

План урока реализован полностью. В целом, урок носил обучающий, развивающий характер, отвечая требованиям ФГОС ООО, поставленной цели достиг.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: