Аруева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 р.п.Солнечный
Тема | Причастие как часть речи | ||||||||||||||
Тип урока | Открытие нового знания | ||||||||||||||
Цель урока | Создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся по данной теме. | ||||||||||||||
Задачи урока (планируемый результат) | Предметные умения | УУД | |||||||||||||
Обучающийся научится -различать причастия с глаголами и прилагательными, -находить причастия в предложения, -видеть в причастиях признаки глагола и прилагательного Обучающийся получит возможность -использовать причастия в собственном речевом высказывании | Личностные: -самоопределение; способность к самооценке своих действий, навык индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности - смыслообразование Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориенти ры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять сравнение, клас сификацию изученных фактов языка с опо рой на выделенные учителем критерии; обобщать (выделять ряд объектов по задан ному признаку); объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи Коммуникативные: – участвовать в разных формах работы в классе (индивидуальной, фронтальной, в па рах); иметь представление о возможности суще ствования различных точек зрения, о воз можности договариваться, приходить к об щему решению; использовать в общении правила вежли вости,владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка | ||||||||||||||
Организация пространства | |||||||||||||||
Формы работы | Ресурсы | ||||||||||||||
Индивидуальная, парная, фронтальная. | Учебник русского языка 6 класс, авт. М.М.Разумовская, С.И.Львова., В.И.Капинос, В. В.Львов,М. «Дрофа», 2013 г. мультимедийная презентация к уроку | ||||||||||||||
Мотивационно-целевой этап | |||||||||||||||
Этапы урока, цель 1. Оргмомент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||||||||||
Эмоциональный настрой на урок Фото Солнечного и Солнечного района, чтение стихотворения Недавно мы с вами писали сочинение по картине, и вам удалось очень интересно, красиво описать то, что на ней изобразил художник. А сегодня я хочу вас познакомить со стихотворением, где автор с такой любовью говорит о своей малой Родине, своих корнях Живу я в маленьком поселке, До неба здесь достать рукой, Порой осенней- плачущие сопки, Зимою – вьюги над тайгой. В любой мороз меня он греет. Хоть весь поселок замело. Он стал мне Родиной, а с нею Всегда, как с матерью, тепло. Это стихотворение Включение в деловой ритм. Формулирование цели и задач урока учителем в косвенной форме. | Подготовка класса к работе. Комментируют свое отношение к малой Родине Организация внимания. Узнали поселок, о котором стихотворение? Как? | Личностные: нравственно- этическая ориентация Коммуникативные: умение слушать чужое мнение, высказывать свое. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||||||||
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия. 3.Определение границ «знания» и «незнания» | Определите части речи в прочитанном стихотворении, свой ответ аргументируйте Все ли слова мы можем определить, как части речи? Плачущие? Это прилагательное? Можем определить разряд? Образовано от существительного? Это глагол? А вопрос? Эта неизвестная нам часть речи и будет сегодня предметом разговора на уроке. И как и в стихотворении, мы попытаемся определить, откуда родом эта новая для нас часть речи. В.И.Даль так говорил о ней.. Слова Даля: Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного. -Назовите слова с приставкой, правописание которой зависит от значения. - Объясните ее написание. --- -Значение приставки в этих словах? -Образуйте от прилагательного ПРИЧАСТНАЯ существительное. ПРИЧАСТИЕ, ЭТО и есть тема нашего урока. | Отвечают, дают характеристику ловкак частей речи, предполагают, вступают в учебный диалог. Предполагают, называют варианты, обосновывают свою точку зрения варианты | Познавательные: осознание готовности решения проблемы через мыслительные операции и учебные навыки, повторение изученного, структурирование знаний, контроль и оценка результатов деятельности Логические: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества (цели, функции, способы) | ||||||||||||
4.Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. Сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. | ТЕМУ ЗАПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Давайте определим, какой цели хотите достичь сегодня вы. Что мы должны знать о слове как о части речи? Метод незаконченных предложений Сегодня на уроке я хочу …..- Учитель корректирует высказывания | Формулируют тему урока Предлагают варианты, называют верные Познакомиться с новой частью речи Узнать признаки постоянные и непостоянные | Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи | ||||||||||||
Процессуальный этап | |||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. Задачи этапа: апробация способа действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование 6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону Физпауза Снятие физического напряжения | 1.Для достижения этих целей предлагаю отправиться в лингвистическое путешествие в грамматическую сказку Валентины Волиной. Перед вами лежит таблица, которую вы потом вклеите в вашу тетрадь по теории. В нее вы заносите все, что узнаете сегодня о причастии
Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им жилось на белом свете, и решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали уму о своем житье-бытье. Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть,- основу».
-Спасибо!- в один голос ответили суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
-Возьмите мои окончания, они вам помогут.
И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли и плясали, рисовали составленные слова. Но в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать их. Глагол сказал:
- Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проделки оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего.
-А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам,- сказало Прилагательное.
С тех пор не забывают Причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
2.Но сказка сказкой, а наш ориентир и помощник в любой теме – это учебник. Давайте сравним теперь наши предположения с теоретической статьей в учебнике. Стр.151-152, сравните статью в учебнике с вашей таблицей, если надо, сделайте корректировку
3.- Как вы думаете, какие трудности могут ожидать нас в работе с причастием - Как же различить причастие от прилагательного? В том нам поможет самый обыкновенный мяч -Опишите мяч, назвав его постоянные признаки, запишите их словосочетаниями в первый столбик
-А теперь запишите признаки мяча, над которым я буду производить действия
-Что общего у этих словосочетаний? -Чем они отличаются? Подпишите столбики - Так как же отличить причастие от прилагательного? 4.-Есть еще один хороший способ. Предлагаю вам стихотворение одной девочки, которая изучала русский язык как неродной и поэтому каждый раз делала для себя открытия и делилась ими в своем блоге На слайде Снег, который хрустит, -хрустящий! Листок, который с дерева летит, - летящий! Ручей, который журчит, - журчащий! Аккорд, который звучит, - звучащий! Что общего у этих предложений? Чем можно заменить причастие?
Замените словосочетание причастием Тот, который рисует – Та, который танцует – Тот, который играет – Те, который освежает – Тот, который пугает- Тот, который радует - А теперь обратное задание Темнеющий – Блестящий Заходящая – Поющие- Ведущее- Загораживавший –
А теперь давайте посмотрим, умеете ли вы отличать причастие от прилагательного, а заодно подвигаемся. Встаем, если я называю причастие, остаемся стоять, если прилагательное, садимся Зеленый, светящийся, нарисованный, круглый, забавный, подброшенный, рисующий, пляшущий, злой, веселый, радостный, радующийся, умный, умнеющий | Сушают, анализируют, заполняют таблицу,объясняют свой выбор обсуждают результаты Работают с учебником, сравнивают, анализируют, делают выводы Предполагают, высказывают мнения Записывают – по очереди на доске, указывая главное и зависимое слово Круглый мяч Резиновый мяч Большой мяч Синий мяч Второй столбик Летящий мяч Упавший мяч Лежащий мяч Крутящийся мяч Отвечают на вопросы, предполагают Сравнивают, анализируют, предполагают Причастие =тот, который+ глагол Обратите внимание, что в последнее причастие отличается. Чем? Это тема следующего урока Записывают в тетради словосочетания и причастия Проверка по эталону Осуществляют самопроверку Встают, если согласны или не согласны с прозвучавшим мнением | Логические: анализ, сравнение, синтез Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы Регулятивные: выполнять учебные действия в устной и письменной речи Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять сравнение, клас сификацию изученных фактов языка с опо рой на выделенные учителем критерии; обобщать (выделять ряд объектов по задан ному признаку); | ||||||||||||
7. Повторение, включение новых знаний в систему знаний. Включение нового знания в систему знаний | 1 Работа с текстом. Запишите текст, найдите причастия, обозначьте суффиксы, укажите слова, к которым они относятся. Между ж.в.писно лежащими со.ками ра.кинулся мой родной (С,с)олнечный. Заходящее со(?)нце отражает(?)ся в водах быстро бегущей (С,с)илинки. Т.инственно темнеющая тайга (с,з)крыва.т от люб.пытного взора много с.кретов. Красне.т п.спевающая брусника, ро.ко выглядывают из-под листика пр.клюнувшиеся шля.ки маслят. Зап.сающаяся на зиму белочка хл.почет на дер.в.. | Предлагают варианты, обсуждают, доказывают свою точку зрения Работают в парах, составляют диалоги, выделяют существительные как части речи. | Познавательные: определять орфограммы в тексте, объяснять их; находить причастие с главным словом Коммуникативные: иметь представления о существовании различных точек зрения, приходить к общему решению Регулятивные: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить коррективы | ||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап | |||||||||||||||
8. Информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Обеспечение понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | 1. Упр.393, распределить причастия по группам в зависимости от суффикса 2. Записать 10 словосочетаний причастие + существительное, которыми вы могли бы описать наш поселок и его окрестности | ||||||||||||||
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Зафиксировать новое изученное на уроке, соотнести с поставленной целью и способствовать самооценке своей деятельности. | Самоанализ -Какие цели ставили в начале урока? -Какие из них достигнуты? - Цели следующих уроков по теме? Соотнесение результатов с поставленными ранее целями Самооценка и оценка учащихся | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности Коммуникативные: оценивание качества своей учебной деятельности Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению | ||||||||||||
Самоанализ урока
Предмет: русский язык
УМК: авт. М.М.Разумовская
Класс: 6
Тема: Что такое причастие
Ресурсы: 1. Мультимедийная презентация к уроку.
Урок представлен в соответствии с рабочей программой по русскому языку 6 класса, составленной на основе программы автора М.М. Разумовской «Русский язык».
Данный урок – первый в разделе «Причастие», на который отводится 26 часов.
На изучение темы «Что такое причастие», согласно календарно – тематическому планированию, отводится 1 час, соответственно выбран тип урока – «Открытие нового знания».
Сформулировав цель урока - создать условия для организации исследовательской деятельности учащихся по данной теме, были поставлены следующие задачи урока:
Обучающийся научится
-различать причастия с глаголами и прилагательными,
-находить причастия в предложения,
-видеть в причастиях признаки глагола и прилагательного
Обучающийся получит возможность
-использовать причастия в собственном речевом высказывании
Организационные формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы, приёмы и средства, применяемые на уроке, спланированы с учётом дидактической цели, содержания материала, возраста учащихся и специфики предмета.
Использовались следующие методы: исследовательские (передача информации с помощью зрительного восприятия, практической деятельности), стимулирования и мотивации учебной деятельности (создание ситуации успеха, побуждение к поиску решений, заинтересованность в результатах своей работы), методы контроля и самоконтроля, рефлексии.
Презентация к уроку иллюстрировала наглядный материал, служила основой для показа самопроверки учащихся.
Структура урока отвечает требованиям технологии деятельностного подхода, этапы взаимосвязаны.
На этапе мотивации и стимулирования учебной деятельности учителем в косвенной форме были озвучены цель и задачи данного урока
На этапе определения затруднений была организована актуализация знаний учащихся по морфологии, а также орфографии и словообразованию – значение приставок пре и при, образование существительных от прилагательного бессуффиксным способом.
Формулирование темы и постановка учебной задачи детьми – предпосылки для формирования общеучебных и регулятивных УУД.
Открытие новых знаний происходило в процессе наблюдения, сравнения, анализа. Были использованы два прямо противоположных по стилю речи и способу подачи текста – сказка (художественный стиль) и статья в учебнике (научный). Тренировалось умение работать с разными источниками информации и разными способами подачи – аудиально и визуально. Проведя анализ текстов, учащиеся заполнили таблицу теоретических сведений о причастии, которую смогут использовать на дальнейших уроках. Таким образом реализуется один из важнейших принципов ФГОС и деятельностного подхода – никаких наний в готовом виде. Знания добывают сами учащиеся. А также соблюдается неразрывная связь между тем, что изучено, и тем, что будет изучаться.
Организуя решение учащимися практико-ориентированных заданий с целью выявления границ применимости нового знания, не были использованы упражнения из учебника, так как практическая часть в этой теме представлена очень слабо. Была использована наглядность в виде действий с мячом. Эмоциональный настрой поддерживался с помощью подобранного стихотворения, которое одновременно служило образцом для выполнения упражнения по замене причастий на словосочетания и наоброт
С целью снятия физического напряжения и переключения на другой вид деятельности была проведена тематическая физкультпауза.
С целью включения новых знаний в систему знаний учащихся была организована работа с текстом, попутно повторялись 12 видов орфограмм, а также была организована деятельность, ведущая к изучению дальнейших тем по причастию, в частности, причастного оборота.
На этапе подведения итога урока, рефлексии учебной деятельности учащимся было предложено осуществить самооценку собственной учебной деятельности, соотнести цель и результаты, степень их соответствия, обобщить знания по новой теме. Таким образом, под моим руководством формировались такие УУД, как познавательные (оценка процессов и результатов деятельности), коммуникативные (оценивание качества своей учебной деятельности, регулятивные (осознание того, что уже усвоено и подлежит усвоению).
На протяжении урока, а именно на этапе мотивации, определения затруднения, включения в систему знания и постановки д.з был использован дальневосточный региональный компонент, (даже еще больше – районный), что должно было больше мотивировать детей на работу
План урока реализован полностью. В целом, урок носил обучающий, развивающий характер, отвечая требованиям ФГОС ООО, поставленной цели достиг.