Модели интегрированного воспитания и обучения




 

Н.Д. Шматко, к.п.н., вед. науч. сотр.,

Учреждение РАО «Институт коррекционной педагогики», Москва

 

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению впрактику идей интегрированного (инклюзивного) воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в Российской Федерации интегрированное (совместное, инклюзивное) воспитание и обучение детей значительно расширяется. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку с ОВЗ уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции [1].

Внедрение в практику образовательных учреждений интегрированного (совместного, инклюзивного) воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие интегрированного (совместного, инклюзивного) воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком с ОВЗ сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая и медицинская помощь и поддержка [2].

Особое внимание важно уделять интеграции детей дошкольного возраста, которая способствует достижению ребенком с ОВЗ равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников [3].

Выстраивая в России систему интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения и воспитания детей с ОВЗ необходимо учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать механическое копирование зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в массовых образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения, а в специальных и комбинированных – при реализации разноуровневых моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) воспитания и обучения, учитывающих уровень развития каждого ребенка с ОВЗ. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ [4].

Исследования показали, что при решении вопроса о модели (организационной форме) интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную среду нормально развивающихся детей следует учитывать ряд показателей, которые условно можно разделить на "внутренние" и "внешние". К внешним показателям относится система условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, к внутренним - уровень его психофизического и речевого развития [5].

К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

l раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, так как в этом случае можно достичь принципиально иных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;

l желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление и готовность реально помогать своему ребенку в процессе его обучения;

l наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;

l создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.

К "внутренним" показателям относятся:

l уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

l возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки;

l психологическая готовность ребенка к интегрированному (совместного, инклюзивного) обучению.

Эффективное интегрированное (совместное, инклюзивное) обучение возможно лишь при условии специальной подготовки и переподготовки кадров как педагогов общеобразовательных, так и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение учителями массовых школ и детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей с ОВЗ. Учителя-дефектологи должны быть специально подготовлены к оказанию коррекционной помощи в новых условиях, т.е. в условиях интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.

 

Многолетний опыт организации интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения и воспитания детей с ОВЗ позволяет рекомендовать определенные модели интеграции: постоянную полную, постоянную неполную, постоянную частичную, временную частичную и эпизодическую [2, 4, 6] (см. таблицу 1.)

 

Таблица 1.

Модели интеграции

 

Модель интеграции/ условия Постоянная полная Постоянная неполная Постоянная частичная Временная частичная Эпизодическая
Тип учреждения Массовые дошкольные и школьные учреждения Массовые дошкольные и школьные учреждения совместного обучения Дошкольные и школьные учреждения комбинированного вида Массовые и комбинированные дошкольные и школьные учреждения, детские сады компенсирующего вида Дошкольные учреждения комбинированного вида, массовые школы со специальными классами Дошкольные учреждения комбинированного вида, массовые школы со специальными классами Специальные дошкольные и школьные учреждения
Тип группы/ класса Обучение и воспитание в обычной группе /классе Обучение и воспитание в обычной группе /классе Обучение и воспитание в обычной группе /классе Обучение и воспитание: - в группе комбинированной направленности, - в гибком классе Обучение и воспитание в специальной группе /классе Обучение и воспитание в специальной группе /классе Обучение и воспитание в специальной группе /классе
Место получения коррекционной помощи Вне учреждения В учреждении В учреждении В учреждении В учреждении В учреждении В учреждении
Возможность оказания методической помощи массовым педагогам Оказывается по возможности Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно Оказывается постоянно
Количество детей, интегрированных в одну массовую группу или класс 1-3 ребенка в группе или классе 1-3 ребенка с определенным нарушением в группе или классе 1-3 ребенка с определенным нарушением в группе или классе - в группе комбинированной направленности – 3-5 человек, - в гибком классе – 3 человека 1-3 ребенка в группе или классе Все воспитанники специальной группы или класса Все воспитанники специальной группы или класса
Педагог Массовый педагог Массовый педагог Массовый педагог Массовый педагог и учитель-дефектолог Массовый педагог Учитель-дефектолог и/или специалист массового образования (соревнования, конкурсы, …) Учитель-дефектолог и/или специалист массового образования (соревнования, конкурсы, …)
Время совместного воспитания и обучения В течение всего дня В течение всего дня (кроме коррекционных занятий) В течение всего дня (кроме коррекционных занятий) В течение всего дня (кроме фронтальных и индивидуальных занятий учителя-дефектолога) Часть дня или часть занятий практически ежедневно Отдельные занятия или мероприятия практически еженедельно (не реже 2-х раз в месяц) Отдельные занятия или мероприятия

 

 

Литература

1. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 6. – С. 3-9.

2. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология, 2008, №1. – С. 71-78.

3. Шматко, Н.Д. Совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся дошкольников [Текст] /Н.Д.Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2010. — № 5. - С. 12-19.

4. Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования [Текст] /Н.Н.Малофеев. М.М.Маркович, Н.Д.Шматко // Управление ДОУ. – 2010. - № 6. - С. 8-23.

5. Гилевич, И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе... [Текст] /И.М.Гилевич, Л.И.Тигранова // Дефектология. – 1995. - № 3. – С. 39-45.

6. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология, 2008, №2. – С. 86-94.

7. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения [Текст ] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина // Дефектология. – 2010. - №5. – С. 14-20.

8. Опыт интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии [электронный ресурс]: альманах Института коррекционной педагогики. - М.: ВНИИТЦ, 2007.- № 50200100254. – Вып. 11.

9. Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении // Дефектология, 2004, № 6.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: