Методы управления качеством




 

Методы управления качеством – это способы и совокупность приемов, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции.

Методы можно разделить на четыре группы: организационные, социально-психологические, экономические и организационно-технологические.

Организационные методы - совокупность методов, способствующих такой организации управляемой подсистемы, которая обеспечит требуемое качество.

Их можно разделить на стабилизирующие (регламентирование), распорядительные (директивы, постановления, приказы, распоряжения, указания) и дисциплинарные (установление ответственности и форм поощрения).

Существует две альтернативные формы реализации этих методов: прямого и косвенного воздействия. Прямые формы реализуются посредством издания актов, которые предписывают ис­полнителю, что необходимо сделать, как и когда. При применении косвенных форм используются нормы, которые определяют, как нужно действовать в соответствующих условиях, т.е. представляют собой правила поведения без обяза­тельного запрета. Нормы по сравнению с актами создают возможности для творческой активности персонала.

Формы прямого воздействия эффективны в трех си­туациях:

· подчиненные уверены в знании и опыте руководителя;

· подчиненные понимают смысл и значения команд;

· при возникновении критических обстоятельств, не позволяющих исполнителям самостоятельно найти правильные решения.

Недостатки форм прямого воздействия:

· развивают пассивность;

· снижают творческие начала в исполнителях;

· могут приводить к скрытому отрицанию и неприятию диктуемых сверху решений.

При использовании форм косвенного воздействия исполнителям ставят цель, задачи, сроки, требуемое качество и выделяют ресурсы. Пути и способы решения поставленных задач выбира­ются самими исполнителями. Формы косвенного воздействия ориентируют исполнителя на творческую деятельность, создаются условия самовыражения исполнителя.

Социально-психологические методы управления качеством - ­это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспече­нием соответствующего качества.

Их значение первостепенно. При организации управления качеством следует учитывать профессиональную квалификацию работника, его мотивацию, психофизиологические особенности человека, его потребности в духовном и физическом развитии.

В системе управления качеством человек может выступать в разных качествах (руководитель, специалист, рабочий, технический работник). Проблемы организации работы с персоналом также многообразны: подбор и расстановка, воспитание, обучение, организация труда, контроль деятельности, обеспечение психологического климата, создание уверенности в руководителе, воспитание преданности фирме.

К главным задачам руководителя относятся:

· определение цели, стратегии и политики в области качества;

· многообразная работа с персоналом;

· организация и руководство системой управления качеством

Особое внимание уделяется обеспечению необходи­мой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования социально-психологических методов, направленных на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию.

Социально-психологические методы можно разделить на две группы.

Социальные:

· воспитание особого отношения к высококачественному труду как к искусству;

· воспитание патриотического отношения к фирме;

· воспитание дисциплины и ответственности;

· воспитание и стимулирование инициативы;

· мотивация и моральное стимулирование работников за высокое качество.

Психологические:

· воздействие на неформальные коллективы и формирование общественного мнения о престижности высококачественного труда;

· создание рационального психологического климата в коллективе;

· ликвидация конфликтов, обеспечение психологической совместимости работников;

· психологическое воздействие положительными примерами.

Экономические методы управления качеством определяют спо­собы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

При административно-плановой экономике эти методы применялись искусственно. Конкуренция кардинально меняет ситуацию. Появляются объективные критерии (спрос, потребности) и факторы (конку­ренция, возможности сбыта, доля на рынке), которые увязывают качество результатов деятельности отдельного работника с экономическим благополучием фирмы.

­ Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются заработная плата и доплаты, цена купли­-продажи, цена потребления продукции, кредитование, налоги.

К видам внутрифирменных экономических стимулов относятся:

· индивидуальный стимул – оплата, связанная с выполнением индивидуальной цели;

· единовременные выплаты – разовое вознаграждение за личные достижения;

· стимулирование малых групп – разовое вознаграждение за достижение определенных целей всеми членами группы;

· участие в прибыли организации – единовременные выплаты служащим организации, связанные с величиной дохода;

· участие в прибылях подразделения – вознаграждение, разделенное между персоналом, связанное с вкладом в прибыль подразделения.

На предприятиях используются программы участия работников в прибылях для образования пенсионных фондов, оплаты труда, для разовых и премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной прибыли. Это предполагает создание механизма распределения дополнительных доходов. Премиальные выплаты зависят от произво­дительности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворения требований потребителей, надежности работы. Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результатов деятельности и роста производительности труда в конкретном подразделении, где работник трудится. При такой системе оплаты труда закладывается новый подход к повышению эффективности работы каждого сотрудника, повыше­нию производительности труда, качества продукции и сокращению издержек производства. ­

Дополнительные экономические стимулы улучшения качества в условиях конкуренции применяются также государственными и общественными организа­циями. Это различные премии в области качества. В настоящее время их значение связано с экономическими стимулами и с ростом репутации данных товаропроизводителей.

­Особая группа методов управления качеством – это организационно-технологические методы, которые делятся на две группы: методы контроля качества и методы регулирования качества.

Можно контролировать качество продукции и качество процесса ее создания. Объектами применения методов регулирования качества могут быть продукция или процесс в отдельности или их совокупность.

Контроль качества включает в себя проверку качества выполне­ния работ, их результатов и фактического достижения целей в обла­сти качества. Для этого в организации решаются следующие задачи:

· создание нормативов для измерения качества работ и их ре­зультатов;

· измерение параметров качества работ и продуктов - оценка соответствия нормативных и фактических результатов сравнения норм в области качества;

· проведение управляющих мероприятий в области качества.

Регу­лирование качества продукции и процесса ее создания можно представить на схеме.

Следует сде­лать вывод о том, что три из четырех групп общих методов управления качеством при­званы непосредственно воздействовать на персонал организации. Поэтому человеческому фактору в системе менеджмента качества необходимо уделять особое внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: