Методы управления качеством – это способы и совокупность приемов, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции.
Методы можно разделить на четыре группы: организационные, социально-психологические, экономические и организационно-технологические.
Организационные методы - совокупность методов, способствующих такой организации управляемой подсистемы, которая обеспечит требуемое качество.
Их можно разделить на стабилизирующие (регламентирование), распорядительные (директивы, постановления, приказы, распоряжения, указания) и дисциплинарные (установление ответственности и форм поощрения).
Существует две альтернативные формы реализации этих методов: прямого и косвенного воздействия. Прямые формы реализуются посредством издания актов, которые предписывают исполнителю, что необходимо сделать, как и когда. При применении косвенных форм используются нормы, которые определяют, как нужно действовать в соответствующих условиях, т.е. представляют собой правила поведения без обязательного запрета. Нормы по сравнению с актами создают возможности для творческой активности персонала.
Формы прямого воздействия эффективны в трех ситуациях:
· подчиненные уверены в знании и опыте руководителя;
· подчиненные понимают смысл и значения команд;
· при возникновении критических обстоятельств, не позволяющих исполнителям самостоятельно найти правильные решения.
Недостатки форм прямого воздействия:
· развивают пассивность;
· снижают творческие начала в исполнителях;
· могут приводить к скрытому отрицанию и неприятию диктуемых сверху решений.
|
При использовании форм косвенного воздействия исполнителям ставят цель, задачи, сроки, требуемое качество и выделяют ресурсы. Пути и способы решения поставленных задач выбираются самими исполнителями. Формы косвенного воздействия ориентируют исполнителя на творческую деятельность, создаются условия самовыражения исполнителя.
Социально-психологические методы управления качеством - это совокупность способов воздействия на духовные интересы работников, формирование их мотиваций, связанных с обеспечением соответствующего качества.
Их значение первостепенно. При организации управления качеством следует учитывать профессиональную квалификацию работника, его мотивацию, психофизиологические особенности человека, его потребности в духовном и физическом развитии.
В системе управления качеством человек может выступать в разных качествах (руководитель, специалист, рабочий, технический работник). Проблемы организации работы с персоналом также многообразны: подбор и расстановка, воспитание, обучение, организация труда, контроль деятельности, обеспечение психологического климата, создание уверенности в руководителе, воспитание преданности фирме.
К главным задачам руководителя относятся:
· определение цели, стратегии и политики в области качества;
· многообразная работа с персоналом;
· организация и руководство системой управления качеством
Особое внимание уделяется обеспечению необходимой мотивации работников к высококачественному труду путем создания возможностей для самовыражения в процессе трудовой деятельности. Это одна из важнейших целей использования социально-психологических методов, направленных на создание культуры фирмы, позволяющей выпускать высококачественную продукцию.
|
Социально-психологические методы можно разделить на две группы.
Социальные:
· воспитание особого отношения к высококачественному труду как к искусству;
· воспитание патриотического отношения к фирме;
· воспитание дисциплины и ответственности;
· воспитание и стимулирование инициативы;
· мотивация и моральное стимулирование работников за высокое качество.
Психологические:
· воздействие на неформальные коллективы и формирование общественного мнения о престижности высококачественного труда;
· создание рационального психологического климата в коллективе;
· ликвидация конфликтов, обеспечение психологической совместимости работников;
· психологическое воздействие положительными примерами.
Экономические методы управления качеством определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.
При административно-плановой экономике эти методы применялись искусственно. Конкуренция кардинально меняет ситуацию. Появляются объективные критерии (спрос, потребности) и факторы (конкуренция, возможности сбыта, доля на рынке), которые увязывают качество результатов деятельности отдельного работника с экономическим благополучием фирмы.
Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются заработная плата и доплаты, цена купли-продажи, цена потребления продукции, кредитование, налоги.
|
К видам внутрифирменных экономических стимулов относятся:
· индивидуальный стимул – оплата, связанная с выполнением индивидуальной цели;
· единовременные выплаты – разовое вознаграждение за личные достижения;
· стимулирование малых групп – разовое вознаграждение за достижение определенных целей всеми членами группы;
· участие в прибыли организации – единовременные выплаты служащим организации, связанные с величиной дохода;
· участие в прибылях подразделения – вознаграждение, разделенное между персоналом, связанное с вкладом в прибыль подразделения.
На предприятиях используются программы участия работников в прибылях для образования пенсионных фондов, оплаты труда, для разовых и премиальных выплат по итогам года, величина которых зависит от объема полученной прибыли. Это предполагает создание механизма распределения дополнительных доходов. Премиальные выплаты зависят от производительности труда, качества продукции, экономии материалов, удовлетворения требований потребителей, надежности работы. Премиальные выплаты получает каждый работник, но их уровень зависит от результатов деятельности и роста производительности труда в конкретном подразделении, где работник трудится. При такой системе оплаты труда закладывается новый подход к повышению эффективности работы каждого сотрудника, повышению производительности труда, качества продукции и сокращению издержек производства.
Дополнительные экономические стимулы улучшения качества в условиях конкуренции применяются также государственными и общественными организациями. Это различные премии в области качества. В настоящее время их значение связано с экономическими стимулами и с ростом репутации данных товаропроизводителей.
Особая группа методов управления качеством – это организационно-технологические методы, которые делятся на две группы: методы контроля качества и методы регулирования качества.
Можно контролировать качество продукции и качество процесса ее создания. Объектами применения методов регулирования качества могут быть продукция или процесс в отдельности или их совокупность.
Контроль качества включает в себя проверку качества выполнения работ, их результатов и фактического достижения целей в области качества. Для этого в организации решаются следующие задачи:
· создание нормативов для измерения качества работ и их результатов;
· измерение параметров качества работ и продуктов - оценка соответствия нормативных и фактических результатов сравнения норм в области качества;
· проведение управляющих мероприятий в области качества.
Регулирование качества продукции и процесса ее создания можно представить на схеме.
Следует сделать вывод о том, что три из четырех групп общих методов управления качеством призваны непосредственно воздействовать на персонал организации. Поэтому человеческому фактору в системе менеджмента качества необходимо уделять особое внимание.