Типология политических систем.




В политологии существуют различные способы классификации политических систем:

А) По характеру общения с внешней средой выделяют открытые (демократические) и закрытые (тоталитарные) политические системы.

Б) По политическому режиму выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

В) По содержанию и формам управления (классификация французского политолога Ж. Блонделя) выделяются либеральные демократии, авторитарно-радикальные (коммунистические) системы, традиционные системы, популистические системы и авторитарно-консервативные политические системы.

Г) По классовому признаку (классификация К. Маркса - В. Ленина) политические системы типологизируются в зависимости от господствующего класса; выделаются рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и социалистическая политические системы.

Д) По типу политической культуры и разделению политических ролей участниками политического процесса (общепринятая в западной науке классификация Г. Алмонда) выделяются англо-американская; евро-континентальная; доиндустриальные и частично-индустриальные; тоталитарные политические системы.

8.Политическая система Республики Беларусь.

Политическая система Республики Беларусь. Элементами политической системы Республики Беларусь являются:

1. • Республика Беларусь как суверенное государство;

2. • народ Республики Беларусь;

3. • белорусская нация, народности;

4. • органы государственной власти (местные, центральные);

5. • политические партии, общественные объединения и движения;

6. • трудовые коллективы;

7. • граждане.

8. Важной особенностью политической системы Республики Беларусь является ее трансформация из тоталитарной в демократическую. Нынешней системе присуща тенденция демократических преобразований. Доказательством этого служит то, что в Республике Беларусь права, гарантии и свободы человека, а также их реализация являются высшей ценностью и целью общества и государства, которое в свою очередь ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Но ответственность носит не односторонний характер, так как гражданин также ответственен перед государством за выполнение обязанностей, возложенных на него основным законом страны. Народ Беларуси является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета, ему предоставлена возможность осуществлять свою власть непосредственно, через представительные органы власти. Политической системе Республике Беларусь присуще многообразие политических институтов, идеологий и мнений, и ни какая идеология, партийная или религиозная, не является обязательной для граждан Беларуси. В республике действует 15 политических партий различной идеологической направленности и тысячи общественных организаций и движений, что определяет ее многопартийность. Неотъемлемым признаком демократичности политической системы является разделение властей, что получило свое отражение в политической системе Республике Беларусь, так как государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Верховенство права является важнейшим принципом в политической системе, именно поэтому должностные лица, органы власти и государство действуют в пределах основного закона страны. Первичной целью деятельности белорусского государства является обеспечение прав и свобод граждан, равных перед законом и обладающих правовой возможностью участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Важнейшим показателем демократичности является наличие всеобщего избирательного права, которое дает возможность всем гражданам выражать свою политическую волю, за исключением тех, кому это запрещено по закону, так как существуют возрастные, гражданские, моральные цензы, которые и ограничивают участие некоторых групп граждан в выборах.

 

9. Институты государственной власти в Республике Беларусь. Конституцией РБ определено, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны; они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Глава государства – Президент, который, в соответствии с Конституцией является гарантом Конституции, прав свобод человека и гражданина, олицетворяя единство народа, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет между ними посредничество.

Президент назначает республиканские референдумы; очередные и внеочередные выборы в палаты Парламента, местные представительные органы; назначает 6 членов Центризбиркома; определяет структуру Правительства, назначает и принимает отставку его членов; в установленном Конституцией порядке назначает на должности других руководителей важнейших государственных и республиканских органов управления, дипломатических представительств РБ; имеет полномочия подписывать законы. Имеет право отменять акты Правительства, решения местных исполнительных и распорядительных органов, приостанавливать решения местных Советов депутатов. Является Главнокомандующим Вооруженными Силами страны. Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Парламент – Национальное собрание РБ: формирование, структура, функции. Представительным и законодательным органом страны является Парламент – Национальное собрание РБ. Он состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

В Палату представителей входят 110 депутатов, избранных всенародно, на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Совет Республики является палатой территориального представительства, избирается на совместных заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня (городских, районных) каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики. Восемь членов этой палаты назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ, не моложе 30-ти лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, однако одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента.

Срок полномочий Парламента – четыре года. Палаты Парламента избирают из своего состава председателей и заместителей председателей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат, а также постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Главная функция Парламента – законодательная, создание сбалансированной системы законодательства, которая закрепляла бы в правовых нормах единую оптимальную модель развития экономических, социальных, воспитательных отношений.

Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов; дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда,

Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка; избирает шесть судей Конституционного Суда; избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству; принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае нарушения им требований законодательства. Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Правительство – Совет Министров РБ является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, центральным органом государственного управления в стране. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом РБ.

Правительство РБ состоит из премьер-министра, его заместителей и министров. В состав его могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления.

Работой Правительства руководит премьер-министр, который назначается Президентом с согласия Палаты представителей.

Судебная власть в РБ принадлежит судам, система которых строится на принципах территориальности и специализации. Суды окончательно разрешают большинство правовых споров. Они независимы при осуществлении правосудия, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в их деятельность по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Местное управление имеет дело с частными, местными вопросами, затрагивающими лишь жителей определенной территории, города, села.

Местное самоуправление и управление, согласно белорусскому законодательству, действует в соответствии со следующими принципами: народовластия, законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан; взаимодействия органов местного управления и самоуправления; гласности и учета общественного мнения

10. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти в Республике Беларусь.

Президент – глава гос-ва, гарант Конституции, прав и свобод граждан, олицетворяет единство народа, обеспечивает реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет страну за рубежом, является символом единства нации, гарантирует нац безопасность и территориальную целостность страны.

10 июля 1994 г. был избран первый президент РБ. Избирается на 5 лет народом.

Президент республики, не являясь главой Правительства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, самостоятельно формирует его, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе отменять акты правительства, формирует местную исполнительную власть.

Наделен существенными полномочиями в области законодательной власти. Обладает правом законодательной инициативы, правом подписывать законы, возвращать их в парламент для повторного рассмотрения, может издавать декреты. Не имеет ответственности перед Парламентом и имеет право его роспуска.

Широки полномочия Президента в судебной сфере, формировании судебной системы.

Предоставлены широкие полномочия в осуществлении внешней политики. Ведет переговоры и подписывает международные договоры, предоставляет гражданство, является Главнокомандующим Вооруженными Силами. За ним закреплено право на объявление референдума, который является важным инструментом политического влияния.

Президент Б имеет право переизбираться на свой пост неограниченное количество раз.

В республике установлен институт долгосрочных президентских выборов.

РБ по форме правления – президентская республика, в которой президент обладает большими полномочиями.

В отношении полномочий Президента Конституцией предусматривается определенный механизм сдержек и противовесов, которыми наделяются судебная и законодательная власть. Деятельности Президента подвергается контролю со стороны политических партий, общественных движений, СМИ и др общественных институтов.

11. Национальное собрание Республики Беларусь: формирование, структура, функции.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 90) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь – представительный и законодательный орган республики.

Национальное собрание Республики Беларусь имеет представительный характер, т.е. оно выражает интересы граждан Республики Беларусь

Формирование парламента обычно осуществляется путем прямых выборов, однако нередко принцип выборности дополняется и назначением части парламентариев главой государства

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь и состоит из двух палат:

1. Палаты представителей;

2. Совета Республики.

Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь состоит из 110 депутатов, избираемых на основе:

· всеобщего,

· свободного,

· равного,

· прямого избирательного права
при тайном голосовании.

Кандидатом в депутаты Палаты представителей вправе быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.

 

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь является палатой территориального представительства и состоит из 64 членов.

Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные избираются на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании по восемь членов Совета Республики от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.

Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.

12. Совет Министров Республики Беларусь: структура, функции, основные направления деятельности.

Совет Министров Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.

Главой Совета Министров является Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты Парламента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Заместителями Премьер-министра являются Первый заместитель Премьер-министра и заместители Премьер-министра

В Совет Министров Республики Беларусь входят:

Премьер-министр Республики Беларусь

Заместители Премьер-министра Республики Беларусь

Глава Администрации Президента Республики Беларусь

Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь

министры

председатели государственных комитетов

Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь

Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси

Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ

иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь отвечает за работу государственных органов, в числе которых:

государственные административные органы

министерства

государственные комитеты

концерны

организации, подчиненные правительству

13. Местное управление и самоуправление: понятие, структура и функции.

Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через:

· местные Советы депутатов;

· исполнительные и распорядительные органы;

· органы территориального общественного самоуправления;

· местные референдумы;

· собрания;

· другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Местное управлениеформа организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из:

· областных,

· районных,

· городских,

· поселковых,

· сельских исполнительных комитетов,

· местных администраций.

Местное самоуправление в Республике Беларусьформа организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Система местного самоуправления включает:

· местные Советы депутатов;

· органы территориального общественного самоуправления:

o советы и комитеты:

§ микрорайонов;

§ жилищных комплексов;

o домовые;

o уличные;

o квартальные;

o поселковые;

o сельские комитеты;

· другие органы, в том числе единоличные.

Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов:

1. первичный;

2. базовый;

3. областной.

К первичному территориальному уровню относятся Советы:

· сельские;

· поселковые;

· городские (городов районного подчинения).

К базовому территориальному уровню относятся Советы:

· городские (городов областного подчинения);

· районные.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Совета.

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица (исполком).

Исполкомы подразделяются на три уровня:

· первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);

· базовый (городские (городов областного подчинения), районные);

· областной.

В состав исполкома входят:

· председатель;

· заместители (заместитель) председателя;

· управляющий делами (секретарь);

· члены исполкома.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

14. Выборы и избирательные системы.

Выборы являются важнейшей составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Права выбирать и быть выбранным относится к основным правам человека. Выборы представляют собой процедуру, регламентированную правилами, в соответствии с которыми люди выдвигают со своего окружения представителей для выполнения определённых функций, для руководства определённой организацией (государством, партией, общественным объединением и т д). Выборы бывают президентскими, парламентскими, местными. Могут выбираться также судьи.

Избирательное право – это право гражданин участвовать в формировании выборных институтов власти. Избирательное право бывает активным и пассивным. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов.

К основным принципам избирательного права относятся принцип всеобщности. Это значит право всех взрослых и психически здоровых граждан участвовать в выборах.

Значительное влияние на итоги голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы. Это и есть избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Избирательная система – совокупность форм, правил и приёмов, определяющих порядок формирования выборных органов.

Существуют две главные разновидности избирательных систем – мажоритарная и система пропорционального представительства. Существует также квалификационная и смешанная избирательная система.

Своё название мажоритарная система заимствует из французского языка (от majorite – большинство). В соответствии с ней от каждого избирательного округа избирается один депутат. Конечно, на это место могут претендовать и несколько кандидатов, но может быть и одна кандидатура. Победителем же будет считаться тот, кто набрал на выборах необходимое число голосов. При этом само понятие большинство должно быть также определено в Конституции или специальном законе о выборах. Оно бывает относительным, абсолютным или квалифицированным. Абсолютное большинство составляют 50 % голосов избирателей плюс один голос. Относительным же считается большинство голосов по сравнению с тем числом, которое набрали другие кандидаты, каждый по отдельности. При квалифицированной системе большинства избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, то есть преодолевший определённую квалификацию. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное – это может быть 2/3 или 3/4 и так далее. Такая система чрезвычайно редка, поскольку ещё менее результативна, чем система абсолютного большинства. Сегодня на практике она не используется.

Мажоритарная система достаточно проста и не требует больших затрат времени в том случае, если по закону победителем считается тот, кто набрал относительное большинство голосов. В то же время понятно, что набрать абсолютное большинство голосов бывает значительно труднее, чем относительное. Если же ни один из кандидатов не набирает абсолютное или квалифицированное большинство, то выбирается два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов, назначается второй тур голосования, победителем которого становится тот, кто набрал либо относительное, либо абсолютное (квалифицированное) большинство голосов.

Система пропорционального представительства применима только в тех случаях, если в обществе действует несколько политических партий. Каждая партия составляет список своих кандидатов, располагая их в определённой последовательности. Списки бывают подвижные (открытые), полуподвижные и неподвижные (закрытые). Подвижный список – это когда в процессе выборов избиратели могут изменить последовательность членов партии в списке. Полуподвижный список – это когда первые 10 кандидатур в списке не могут менять своё место, а остальных избиратели могут перемещать на другие места. Неподвижный список – это когда список не может быть изменён в процессе выборов никаким способом. Избиратель, придя на выборы, получает бюллетень, в котором перечислены не кандидаты, как в случае мажоритарной системы, а партии. Следовательно, избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за определённую политическую партию, программа которой ему близка.

Для подсчёта голосов при такой избирательной системе, прежде всего, устанавливается избирательная квота, т.е. определённое количество голосов избирателей, необходимое для получения одного места в парламенте. Для того чтобы подсчитать, сколько всего мест получила та или иная партия, необходимо число голосов, поданных избирателями за данную партию, разделить на избирательную квоту. Полученная цифра и будет означать количество завоеванных мест. Их займут те люди, которые первыми стоят в представленных на выборах списках своих партий.

15. Политический режим: понятие, сущность, критерии, основные типы.

Политический режим - это совокупность средств и методов осуществления власти государством.

Политический режим возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. На состояние политического режима оказывает влияние: политическая стабильность общества, соотношение социальных сил и степень обостренности борьбы между ними, исторические, парламентские, социально-культурные традиции и др. факторы.

Режимы делятся: - демократические; - тоталитарные; - авторитарные.

Демократия — форма устройства, основанная на принципах равноправия ее членов, периодической выборности ее органов правления.

Особенности демократии:

1. конституционные признаки: народ – источник власти в государстве; периодическая выборность основных органов государства; равенство прав граждан на участие в управлении государством; принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству;

2. законодательная, исполнительная и судебная власть отделены друг от друга;

3. критика властей и любых ее представителей;

4. постоянное изучение общественного мнения всего населения.

Тоталитаризм — политический режим, при котором осуществляется абсолютный контроль над всеми областями жизни общества. Признаки тоталитаризма:

1. наличие руководящей роли одной партии, осуществление ею диктатуры во главе с харизматическим лидером;

2. официальная, единая и обязательная для всех граждан идеология, проникающая во все сферы человеческой жизни;

3. концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженной борьбы;

4. система насилия, террора органов власти как средство всеобщего контроля за политической лояльностью граждан;

Разновидности тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Авторитарный - является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимом, переходным от одного к другому. Переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Черты авторитаризма:

1. вся власть концентрируется в руках политического лидера (монарх, тиран и т. п.) или группы лиц (военная хунта, олигархическая группа и т. д.);

2. неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам;

3. централизация власти, безусловное подчинение;

4. опора (реальная или потенциальная) на силу, армию;

5. наличие некоторых атрибутов и неконтролируемых властью сфер общественной жизни (независимые профсоюзы, объединения творческой интеллигенции, молодежные организации...);

6. невмешательство государства в экономику, использование механизмов рыночного саморегулирования, поощрение властью трудовой активности людей, жесткая налоговая политика.

Разновидности авторитаризма: монархии, военное правление (хунта), неототалитарный режим….

16. Тоталитарный политический режим.

Тоталитаризм– это режим жесткой диктатуры и тотального (всеобъемлющего) контроля государства над всеми сферами жизни личности и общества.

Термин «тоталитарный» введен в политический лексикон фашистским диктатором Италии Б. Муссолини. Понятие «тотальное государство» было впервые употреблено идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле. Помимо тоталитарно-фашистских режимов, история ХХ в. выявила и другую разновидность тоталитаризма – тоталитарно-коммунистические режимы (сталинизм).

Тоталитаризм возник только в ХХ в., когда передовые страны вступили в индустриальную стадию развития, появились технические возможности для идеологического и политического контроля над личностью. В условиях разделения и специализации индустриального труда, разрушения традиционного уклада жизни, уничтожения социальных отношений личность испытывала всё бoльшую незащищенность перед лицом рынка и социальной конкуренции. В таких условиях роль универсального регулятора, организатора и координатора взаимодействия индивидов могло выполнить только государство, ролевые функции и полномочия которого, соответственно, возрастали.

Исторический опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают в чрезвычайной кризисной социальной обстановке – при нарастающей общественной нестабильности и прямой угрозе распада общества, в условиях общенациональной катастрофы, при необходимости решения исключительно важных для страны стратегических задач. Так возник тоталитарно-коммунистический режим в СССР и большинство тоталитарно-фашистских режимов в Европе (Германия, Италия, Венгрия, Испания, Португалия, Румыния, Болгария и др.) (1920-1030-е годы).

Второй путь становления тоталитарных режимов – их оккупационное навязывание сильнейшей державой. Так возникли тоталитарно-фашистские режимы накануне и в годы второй мировой войны (в оккупированных гитлеровцами Франции – «Виши» и Италии – «Сало», в Словакии, Хорватии, Сербии и др.).

Признаки тоталитарного политического режима:

─ Единственная (правящая) массовая партия (монопартийность). Отсутствие разделения властей.

─ государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

─ монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т. д.;

─ права и свободы человека и гражданина носят формальный характер, на практике, как правило, не реализуются;

─ Централизованная система партийно-государственного контроля над экономикой и экономического управления.

─ Жесткое подавление любых проявлений инакомыслия, полное отсутствие свободы слова, иных гражданских прав и свобод.

─ Репрессивная система правосудия. Атмосфера тотального взаимного доносительства, шпионажа, провокации.

─ Культ личности «вождя нации», наделенного реальной или фиктивной харизмой.

17. Авторитарный политический режим.

Промежуточное положение между тоталитарным и демократическим режимом занимает авторитарный режим.

Авторитарный режим – государственное политическое устройство общества, основу которого складывает сильная, неограниченная власть одного человека или группы людей, которая не допускает политическую оппозицию, но оставляет автономию лица и общества в неполитических сферах.

Таким образом, можно выделить следующие, универсальные для авторитаризма характеристики. Все авторитарные режимы отличает:

- отчуждение народных масс от власти в силу того, что один человек (монарх, тиран) или небольшая группа лиц выступают носителями власти;

- стремление исключить политическую оппозицию из процесса артикуляции политических позиций и принятия решений.

- неподконтрольность власти гражданам и ее неограниченность. Власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению;

- стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократических механизмов контроля за осуществлением власти;

- опора на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям, но он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению;

- стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты – семью, традиции, группы интересов, средства массовой информации и коммуникации;

- не слишком результативные поиски режимом новых источников власти (традиции и харизма лидера) и новой, способной сплотить элиту и общество, идеологии;

- относительная закрытость правящей элиты, которая сочетается с наличием внутри нее разногласий и борющихся за власть группировок;

- рекрутирование политической элиты происходит путем кооптации, то есть назначения сверху, а не путем конкурентной электоральной борьбы;

- невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы. Основные ориентиры деятельности власти связаны, прежде всего, с обеспечением собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики.

- авторитарные политические системы опираются главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации.

Таким образом, авторитарными являются такие политические системы, для которых характерен ограниченный, хотя и не инициируемый сверху, политический плюрализм, отсутствие разработанной и ведущей, отсутствие широкой и интенсивной политической мобилизации, исключая отдельные периоды развития

Авторитарные политические режимы достаточно разнообразны. Выделяют следующие три группы разновидностей авторитарных политических режимов:

1. Однопартийные системы, когда одна партия монополизирует политическую власть, не допуская существования никаких иных партий и политических организаций. Так было, например, со странами Восточной Европы, в которых однопартийные системы стали послевоенным результатом насаждения опыта СССР. Сюда же, помимо стран с коммунистическим режимом правления, могут быть отнесены Тайвань и Мексика.

2. Военные режимы. В отличие от однопартийных, военные режимы чаще всего возникают в результате государственных переворотов против

осуществляющих управление гражданских лиц. Примеры военного правления в Латинской Америке, Африке, Греции, Турции и других странах.

3. Режимы личной власти. Главным источником авторитета выступает индивидуальный лидер и что власть и доступ к власти зависят от доступа к лидеру, близости к нему, зависимости от него. Португалия при Салазаре, Испания при Франко, Филиппины при Маркосе, Индия при Индире Ганди, Румыния при Чаушеску являются примерами режимов личной власти.

К этим трем группам авторитарных режимов может быть добавлена еще одна – бюрократически-олигархические режимы. Власть в этих режимах осуществляется группой лиц, нередко представляющих интересы различных общественных слоев, однако в формулировании и принятии решений главная и безусловная роль принадлежит здесь государственной бюрократии.

18. Демократический политический режим.

Демократия – это управление государством в соответствии с народными предпочтениями. Демократия как особая организация политической власти определяет способность различных групп населения реализовывать свои специфические интересы. При всем многообразии определений демократии каждое из них обращает внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении обществом для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта особенность и отражает специфику современной демократии. Таким образом, в отличие от античной, современная демократия включает в себя не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на участие в управлении обществом или открытую критику правительственного курса.

Признаки демократического режима (отличающие этот политический режим от недемократических (тоталитарного и авторитарного)).:

1. Наличие многопартийной системы.

2. Свобода деятельности общественных организаций и движений.

3. Всеобщее избирательное право и система свободных выборов.

4. Принцип разделения властей.

5. Развитая система парламентаризма.

6. Принцип взаимной ответственности граждан и государства.

7. Официальная идеология сосуществует гармонично с идеологическим плюрализмом.

8. Средства массовой информации свободны и независимы.

9. Права и свободы граждан гарантируются законом. Закон определяет механизм их реализации.

10. Выборность основных органов власти.

Таким образом, исходя из основных признаков демократии, можно выделить основания для классификации различных демократических моделей.

1. В зависимости от приоритета в реализации власти (личность, социальная группа, народ):

1.1 коллективистская модель (тоталитарная). Ее отличия - первичность народа в осуществлени



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: