РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС




Важным условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является работа с его семьей. На­рушения в развитии ребенка, его поведенческие проблемы становятся сильнейшим источником стресса и приводят к дезадаптации всех членов семьи. В ходе адаптации к ситуации болезни ребенка, как правило, про­исходят изменения и деформация всей структуры семейных отношений: нарастают проблемы в браке, социальная изоляция, истощаются психи­ческие ресурсы родителей. При этом необходимо, чтобы родитель, не­смотря на стресс, мог выполнять свои родительские функции, а также понимал задачи, этапы и конечные цели проводимой с ребенком работы.

Задача работы с родителями - сформировать у ребенка с РАС жизненно не­обходимые навыки, обеспечить условия для их реализации не только при взаимодействии со специалистом, но и дома, в школе и других об­щественных местах. Это существенно снизит уровень стресса у родите­лей и создаст необходимый ресурс для дальнейшей коррекционно-раз­вивающей работы. Конечным результатом работы с родителями явля­ется самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов.

Цель работы с родителями - повышение родительской компетент­ности для решения проблем обучения, воспитания и развития ребенка, эффективного взаимодействия семьи и школы.

Основные задачи работы с родителями:

Ø Получение достоверной информации об особенностях и уровне раз­вития ребенка.

Ø Формирование адекватных детско-родительских отношений.

Ø Формирование у родителей навыков работы с ребенком с целью их генерализации в условиях повседневной жизни.

Ø Информационная поддержка по вопросам обучения и воспитания ребенка.

Ø Психологическая поддержка.

При рассмотрении процессов, происходящих с семьей, имеющей ре­бенка с особенностями развития, можно выделить несколько аспектов: проблемы адаптации к ситуации болезни ребенка, детско-родительские отношения, взаимодействие родителей и специалистов.

 

Индивидуальное и групповое консультирование

Целью консуль­тирования чаще всего является выработка совместных с родителем ре­шений по преодолению трудностей в обучении, воспитании и развитии детей с РАС, а также информирование по различным вопросам:

особенностей развития детей с РАС;

коррекции дезадаптивного поведения у детей с РАС;

о способах взаимодействия с ребенком;

о способах организации работы с ребенком в домашних условиях;

о методах развития коммуникации, речи, социально-бытовых навыков;

эффективных технологий оказания помощи детям с РАС;

информирования о работе ППМС-центров, специализирующихся на оказании помощи детям с РАС, о ПМПК, МСЭ.

Специалисты консультируют родителей по направлениям и формам планируемой коррекционной работы, об участии специалистов сопро­вождения, возможностях ребенка в освоении АООП НОО, о трудно­стях, которые могут возникнуть в процессе обучения, а также в процес­се его адаптации и социализации, о стратегиях их преодоления.

Задача специалистов школьной службы сопровождения - макси­мально привлечь родителей к участию в образовательном процессе, адекватно оценивать возможности своего ребенка, понимать его труд­ности и видеть ресурсы в решении поставленных задач обучения и вос­питания, повысить мотивацию на сотрудничество со специалистами.

В процессе консультирования/информирования повышается роди­тельская компетентность.

Главным результатом работы с родителями должна стать возмож­ность переноса усваиваемых ребенком навыков в условия повседневной жизни, что будет способствовать адаптации и социализации ребенка.

Хорошие отношения специалистов и родителей являются существен­ным элементом помощи семье, и важно, чтобы работающие с семьями специалисты имели понимание, время и умения, необходимые для рабо­ты в партнерстве. Изучение реакций родителей на заболевание ребенка, их способы адаптации к длительному стрессу, нахождение факторов, влияющих на переживания родителей, будет способствовать постро­ению адекватного и продуктивного контакта между семьей и специа­листом, что позволит повысить эффективность коррекционно-развива­ющей работы с ребенком.

Понимание индивидуальных особенностей взаимоотношений родителей и ребенка позволяет специалисту, с одной стороны, корректировать дезадаптирующие ребенка неэффективные способы взаимодействия в семье, а с другой стороны, - найти сильные ресурсные зоны семьи, на которые можно опереться в своей работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: