Беседа по тексту сказания.




Конспект урока для 6 класса по теме: «Повесть временных лет: Сказание о белгородском киселе

 

ФИО: Ангел Андрей Владимирович

Цель урока: познакомить учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи:

Образовательные: Анализ произведения, изучение истории наших предков, знакомство с древнерусской литературой.

Воспитательные: Формирование патриотических чувств у учеников, интереса к своей истории усвоение важности и силы дипломатических качеств, смекалки,

Развивающие: Развитие речи, расширение словарного запаса, развитие умения анализировать, сопоставлять, выводить причинно – следственные связи.

Планируемые результаты:

Предметные: Усвоение специфики древнерусских сказаний на примере конкретного произведения, расширение знаний в области истории своих предков, понимание важности древнейшего исторического произведения.

Метапредметные: Расширение словарного запаса путём усвоения специфических терминов, развитие абстрактного, логического мышления, умения мыслить и грамотно строить свою речь.

Личностные: Формирование уважительного отношения к культуре предков, к письменности и к самому языку, развитие познавательных качеств, формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование: Учебник, текст произведения, компьютерное оснащение.

Формы работы: Диалог учителя с учениками, индивидульные.

 

 

Ход урока

Организационный момент (1 – 2 минуты): Учитель приветствует класс, ученики рассаживаются, проверяется готовность к уроку: учебники, тетради и тд.

Мотивация учебной деятельности:

Эпиграф

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.»

Александр Иванович Куприн

Слово учителя:

На прошлых уроках мы познакомились с представлением о летописи и о “Повести временных лет”. Что же такое летопись? (историческое повествование по годам)

 

Летописи стали создавать сразу, как только появилась письменность. А с чем связано появление письменности? (с крещением Руси в IX веке)

 

На каком языке записывались летописи? (на старославянском)

 

Как называли человека, который составлял летописи? (летописец)

 

Что вы знаете о летописцах? (это были образованные люди, монахи, они писали тексты аккуратно и красиво, экономя при этом материалы, так как те были очень дорогими; если один летописец умирал, другой сменял его и продолжал его работу).

 

Проверка домашнего задания:

Слово учителя. Сегодня, ребята, мы будем продолжать знакомство с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере «Сказание о белгородском киселе».

Вспомните, когда возникла древнерусская литература. (Важной причиной возникновения литературы явилось принятие христианства на Руси 988 г.)

Дома вы познакомились со статьей учебника по древнерусской литературе. Побеседуем по ней. (Ответы на вопросы учащиеся находят из статьи.)

Что представляли собой первые книги?

Как читали книги люди Древней Руси?

Как повлияло устное народное творчество на язык древнерусской литературы?

Что характерно для древнерусской литературы? Назовите эти свойства.

Какие события описывались в древнерусской литературе (вымышленные или исторические)?

 

Переход к теме урока и актуализация знаний:

Какая летопись является самой известной в Древней Руси? (“Повесть временных лет)

Как звали летописца, который составил эту летопись? (Нестор)

С какой целью была составлена «Повесть временных лет»? Только ли для того, чтобы перечислить произошедшие события? (Нестор на ряде примеров старался показать, как надо и как не надо поступать, преследуя патриотические цели)

Слово учителя:

В древнерусской литературе центральное место занимали летописи. Летописание развивалось в течение восьми веков (с XI по XVIII век).

(следующие термины необходимо записать в тетрадь)

Летопись - погодная запись исторических событий, производимая современником.

Летописание – составление летописи.

Летописец – составитель летописи.

«Повесть временных лет» была основным источником сведений о прошлом Русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. «Повесть…” включает в себя разные литературные жанры той эпохи: поучения, притчи, жития, предания, повести, записи устных рассказов, договоры, сказания. Сегодня на уроке мы познакомимся со “Сказанием о белгородском киселе».

Чтение учителем «Сказание о Белгородском киселе».

Понравилось вам «Сказание…» (Высказывания учащихся.)

В названии есть указание на город Белгород. Это древний русский город на юге России, расположенный на реке Днепр. Был основан в 993 году.

 

Словарная работа.

Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.

Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.

Восвояси – к себе домой.

(все слова необходимо переписать в тетрадь)

Беседа по тексту сказания.

Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? (В 997г. Осада города печенегами.)

Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

Задание к тексту.

Как начинается и чем завершается сказание? Прочитайте.

С какой интонацией надо читать начало сказания? (С грустной, потому что трагическая ситуация.)

С какой интонацией надо читать концовку сказания? (С радостной.)

Попробуйте показать интонацией при чтении грустные и радостные моменты сказания.

Подведение итогов.

Интересны ли летописные сказания современному читателю? Если интересны, то чем? (Высказывания учащихся)

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Высказывания учащихся)

Что дает людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времен? (Высказывания учащихся)

Рефлексия:

Продолжите фразу: «Сегодня на уроке я.....»(высказывния учащихся)

Домашнее задание: Подготовьте художественный пересказ «Сказания о белгородском киселе», используя устаревшие слова. Передайте точно начало и концовку сказания. Найдите верные интонации для пересказа древнерусского произведения.

Напишите сочинение-миниатюру на тему: «Чем интересно современному читателю «Сказание о белгородском киселе»?

 

Спасибо за внимание

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: