1.2.1. Федеральные законы, другие нормативно-правовые акты РФ в сфере образования
Закон «Об образовании» № 273-ФЗ
Принят Государственной Думой 21.12.2012 В качестве основных целей Закона «Об образовании» следует выделить:
• создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства. Немаловажными представляются также потребности развития инновационной экономики, учет международных обязательств России в сфере образования; • комплексную модернизацию законодательства об образовании, учитывающую запросы современного развития страны, потребностей общества и отдельной личности;
• установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
• повышение эффективности механизма правового регулирования за счет адекватных приемов юридической техники конструирования правовых норм, исключения возможности их дублирования, различного толкования, максимального сокращения подзаконной нормативной базы и одновременного обеспечения прямого регулятивного действия положений законодательного акта; • обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ за счет сохранения образовательных и правовых институтов, зарекомендовавших себя на практике.
При этом базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством, расширяются основными перспективными направлениями, воспринятыми современными запросами глобальной экономики, развития информационного общества. В частности, к таким базовым установкам можно отнести:
• обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;
• признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Реализация данного принципа предполагается и через обеспечение равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов;
• открытость системы образования внешним запросам. Имеется в виду развитие механизмов общественного участия в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, в частности, в форме проведения общественной и общественно-профессиональной аккредитации, участие в подготовке федеральных государственных образовательных стандартов и др. Кроме того, к принципам добавляется информационная открытость образовательных организаций для потребителя услуг. В связи с этим закрепляется обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации, установление перечня информации, обязательной для размещения и опубликования, публикация отчета о самообследовании и др. Законодательное оформление получили:
• правовой статус участников образовательных отношений, • правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями;
• правовое положение образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников (урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации). Впервые на законодательном уровне закреплены особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования. Выделены отдельные нормы, посвященные:
• кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;
• сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях; • использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
• обучению по интегрированным образовательным программам;
• образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.
В законе уточняется система уровней образования в Российской Федерации: 1. дошкольное образование;
2. начальное общее образование;
3. основное общее образование;
4. среднее общее образование;
и уровни профессионального образования
1. среднее профессиональное образование;
2. высшее образование — бакалавриат;
3. высшее образование — специалитет, магистратура;
4. высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности: научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.
Особое внимание уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.