Хотя метапрограммы не включают в себя мысли, относящиеся к содержанию (то есть к конкретной общей картине или ее деталям, о которых думает человек), они все-таки предполагают структурирующие ее (гештальт или деталь) мысли. Соответственно, подобные мысли обычно вызывают сопряженные эмоции.
Поскольку метапрограммы функционируют на метауровне, один из этих «паттернов сортировки/восприятия» инициирует переход к ментально-телесному состоянию (которое соответствует его структуре). В результате метапрограммы могут обусловливать определенное метасостояние.
Под метасостоянием понимается ментально-телесное состояние, включающее в себя такие мысли, чувства и физиологические процессы, которые выходят за рамки первичного состояния, созданного первичными мыслями и эмоциями (страхом, гневом, симпатией, антипатией, спокойствием, напряжением, радостью, печалью). Метасостояние описывает состояние, относящееся к состоянию, например: «страх в связи с моим гневом», «чувство вины по поводу моей радости», «восторг от моих знаний» и т. д. Холл (Hall, 1995, 1996) разработал данную модель, опираясь на предложенную Ко-жибски модель абстракций второго и третьего порядка (Korzybsky, 1933/1934), уровни научения Бейтсона (Bateson, 1972,1979) и описанный в НЛП процесс «перехода к мета».
Механизм, который позволяет нам вызывать метасостояния, в первую очередь охватывает наше рефлексивное сознание. Речь идет о том, что наше сознание отражает само себя. Когда это происходит, сознание возвращается к собственным прошлым продуктам. Благодаря рефлексивному сознанию мы мыслим о нашем мышлении, испытываем чувства по поводу своих чувств и т. д. Механизм рефлексии наделяет нас способностью совершать мета-шаги к высшим логическим уровням. Когда мы рефлексивно переходим на эти уровни, такой опыт в итоге становится привычным и превращается в наши перцептивные системы отсчета.
[Примеры рефлексивного сознания в повседневной жизни: страх перед собственным страхом (паранойя), боязнь собственного гнева (страх, направленный на себя самого), чувство вины за боязнь собственного гнева, чувство безнадежности в отношении избавления от вины за боязнь собственного гнева (!)]
46_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания
Следующий шаг предполагает превращение этих метастру-ктур в оболочки сознания, так что состояние, образно выражаясь, начинает поглощать наши первичные состояния. Данный процесс заключается в том, что оболочки фильтруют всю входящую информацию и результирующее восприятие/понимание. Затем, когда эти оболочки сознания окружают нас все более плотным кольцом, они вызывают все большую зависимость всех процессов — научения, памяти, восприятия, поведения и коммуникации (LMPBC) — от состояния.
В конце концов они превращаются в то, что мы можем назвать метасостоянием, внутри которого оказываются заключенными все наши прочие состояния. Первичное состояние функционирует как бы внутри более широкого контекста метасосто-яния. Также возможно, что данное метасостояние будет включено в другое метасостояние, более высокого порядка. Когда метасо-стояния перерастают в «мегасостояния» — оболочки сознания, которые функционируют как психическая сила, пронизывающая все стороны жизни, — они начинают восприниматься и ощущаться нами как «реальность».
Чтобы сделать эти концепты наглядными, представьте, что вы вбираете в себя все ваши состояния, признавая их. Затем эта большущая оболочка начнет влиять на многие другие состояния сознания: «я», негативные и позитивные эмоции, ошибочные действия. Тогда одобрение будет функционировать как первичный фильтр восприятия, а также как постоянная черта характера, система убеждений и диспозиционный стиль при самоориентации в мире (рис. 1.3).
[Возвращаясь к более раннему примеру: страх перед собственным страхом порождает гештальт «паранойи». Гнев в связи со страхом перед собственным страхом порождает гешталып «гнева, направленного на себя самого». Или более позитивный вариант: принятие (признание) себя, затем одобрение своего принятия себя, затем уважение к себе за оценку своего принятия себя!]
Если мы встраиваем оболочки метасостояний в саму структуру нашего сознания, тогда нам не нужно достигать состояния оценки, признания или любого другого. Тогда одобрение станет неотъемлемой частью нашей структуры сознания и будет функционировать просто как наш способ восприятия мира. Нам больше не
Глава 1. Что мы понимаем под метапрограммами?___________ 47 |
Рис. 1.3. Оболочки сознания /метапрограммы
придется достигать состояния уважения к людям, эта оболочка сознания будет управлять всеми нашими мыслями и эмоциями. Она станет тогда самой большой оболочкой (или мегасостояни-ем), пронизывая всю нашу жизнь.
Идентификация оболочек
Мы, люди, постоянно формируем метасостояния, или оболочки сознания, — просто мы обычно делаем это без одобрения, признания, уважения, чувства собственного достоинства или других ресурсов; мы делаем это с презрением, упреками, страхом, гневом, ужасом, скептицизмом, пессимизмом и т. д. Будучи рефлексивными существами, то есть существами, у которых постоянно возникают мысли о собственных мыслях и которые неизбежным образом привыкают к собственным мыслям и чувствам, мы уже действуем исходя из своих мегасостояний и оболочек сознания. Учитывая это, нам необходимо сначала выявить свои конструкции, с тем чтобы произвести их экологическую оценку. Затем мы сможем определить, какие из них ликвидировать, трансформировать, модернизировать или достроить.
ОО
Таблица 1.1. Классификация метапрограмм и мета-метапрограмм
![]() |
Обработка | Чувства | Выбор | Реагирование | Концептуализация/ семантика |
Когнитивная/ | Эмоции/соматика | Воля/желания | Реакции/поведение | Категории Канта |
перцептивная | ||||
№ 1.Размер чанка | № 13.Эмоциональное | № 20. Мотивирующая | № 29. Способ | № 40. Ценности |
совладение | направленность | восстановления | Перечень ценностей | |
Общий план/специфика | Пассивность/агрессия | Навстречу/от | энергии | |
Глобальность/детали | Приближение/избегание | Экстраверт/амбиверт/ | ||
интроверт | ||||
№ 2. Тип связи | № 14. Система отсчета | № 21. Волевой выбор | № 30. Сотрудничество | № 41. Отношение |
Присоединение/ | Внутренняя/внешняя | при адаптации | Независимый/ | к наставлению |
отсоединение | Отнесение к себе/ | и руководство | командный игрок/ | Сильная воля/ |
Тождество/различие | отнесение к другим | Возможности/ | руководитель | уступчивость |
процедуры | ||||
№ 3. Репрезентативная | № 15. Эмоциональное | № 22. Тип адаптации | № 31. Коммуникативная | № 42. Самооценка |
система | состояние | категория | ||
VAKOAd | Ассоциированное/ | Суждение/восприятие | Обвиняющий/ | Высокая/низкая |
диссоциированное; | Управление/подстройка | заискивающий/ | Условная/безусловная | |
Чувства/мышление | расчетливый/ | |||
отвлекающийся/ | ||||
уравновешенный | ||||
№ 4. Стиль сбора | № 16. Соматические | № 23. Модальные | № 32. Общая реакция | № 43. Уверенность |
информации | реакции | операторы | в себе | |
"Аптайм"/"даунтайм" | Активные/ | Необходимость/ | Конгруэнтная/неконгру- | Специфические навыки |
рефлексивные/ | возможность | энтная/конкуренция/ | ||
инертные | (желание) | сотрудничество/поляр- | ||
ность/метапозиция |
/ № 5. Эпистемоло- | № 17. Убедительность | № 24. Предпочтения | № 33. Соматическая | № 44. Самоощущение \ |
{гический тип | | или правдоподобие | реакция | \ | |
Сенсоры/ | «Убедительные* образы, | Люди/места/объекты/ | Активный/ | Тело/сознание/эмоции/ |
интуитивисты | звуки, ощущения; | деятельность/ | рефлексивный/оба | роли |
| | наличие смысла | информация | ||
№ 6. Перцептивные | № 18. Эмоциональная | № 25. Адаптация | № 34. Предпочтения | № 45. Самоцелост- |
категории | направленность | к ожиданиям | в работе | ность |
Полярности/ | Направленность/ | Перфекционизм/ | Объекты/системы/ | Конфликтующее |
континуум | диффузностъ | оптимизация/ | люди/информация | несоответствие/ |
скептицизм | гармоничная | |||
интеграция | ||||
№ 7. Сценарное | № 19. Эмоциональная | № 26. Ориентиры | № 35. Способ | № 46. Сортировка |
мышление | насыщенность | при покупке | сравнения | «времени» |
Лучший случай/ | Скудость/изобилие | Стоимость/удобство/ | Количественный/ | Прошлое/ |
худший случай | Робость/смелость | качество/время | качественный | настоящее/будущее |
Оптимисты/ | ||||
пессимисты | ||||
№ 8. Перцептивная | № 27. Ответственность | № 36. Источник знаний | № 47. Ощущение | |
устойчивость | «времени» | |||
Проницаемость/ | Повышенная/ | Моделирование/ | *Bо времени*/ | |
непроницаемость | пониженная | концептуализация/ | «сквозь время* | |
демонстрация/ | ||||
опыт/авторитетное | ||||
мнение | ||||
№ 28. Степень доверия | № 37. Завершенность/ | № 48. Доступ | ||
к людям | окончательность | ко «времени» |
Окончание табл. 1.1
Недоверчивые/ | Завершенность/ | Последовательный/ | ||
доверчивые | незавершенность | случайный | ||
№ 9. Качество | № 38. Социальная | № 49. Сила эго | ||
фокусировки | презентация | |||
Помехоустойчивые/ | Проницательный/ | Устойчивость/ | ||
непомехоустойчише | и искусный искрен- | неустойчивость | ||
ний и безыскусный | ||||
№10. Философская | № 39. Тип | № 50. Нравственные | ||
направленность | иерархического | качества | ||
доминирования | ||||
Почему/как | Власть/союз/ | Сильное/слабое | ||
Причины/решение | достижения | суперэго | ||
№11. Структурирование | № 51. Каузативный | |||
реальности | тип | |||
Аристотелевский/ | Беспричинность/ | |||
неаристотелевский | линейная/множест- | |||
Статичный/ | венная/личностная/ | |||
процессуальный | внешняя/магическая | |||
корреляционная причин- | ||||
но-следственная связь | ||||
№ 12. Предпочитаемый | ||||
коммуникативный канал: | ||||
Вербальный (дигиталъный)/ | ||||
невербальный (аналоговый)/ | ||||
сбалансированный |
i Гл ава 1. Что мы понимаем под метапрограммами?__________ 51
Понимая, каким образом метапрограммы превращаются в мета-j состояния, мы можем объяснить трудности, возникающие, когда мы пытаемся оказать помощь человеку, который действует исходя из первичного состояния, или метасостояния, заключенного в оболочку пессимизма. Как можно помочь ему, когда все, что вы говорите и делае- те, он пропускает через фильтр пессимизма? Оптимистические, обнадеживающие, вдохновляющие и поддерживающие предложения на первичном уровне неизбежно филь-труются и интерпретируются иным образом. Когда мы имеем дело с кем-то, кто находится в первичном состоянии пессимизма, нам очень непросто прервать это состояние и вывести из него человека. Его научение, память, восприятие и т. д. зависят от состояния, и они будут препятствовать получению оптимистических сигналов.
А насколько усугубляется ситуация, когда человек действует исходя из метасостояния пессимизма — метасостояния, которое породило оболочку сознания! В этом случае мы обнаруживаем, что пессимизм стал всепроникающим и образовал несколько плотных слоев фильтров. Мы назовем такого человека «толстокожим» и решим, что он не поддается убеждению.
Изменение метапрограмм
Может ли человек изменить свои метапрограммы? Будьте уверены, может! То, что мы усвоили на данный момент из опыта структурирования своего мышления, показывает лишь, как мы делали это до сих пор. Но поскольку процесс структурирования наших мыслей и эмоций динамичен и непрерывен, мы всегда можем его изменить. Мы посвятили этому вопросу целую главу — после описания метапрограмм.
Заключение
Нам известно, что люди мыслят по-разному. Это объясняет, почему люди испытывают разные чувства и ценят разные вещи. Это также объясняет, почему люди говорят и ведут себя по-разному. Мы отличаемся — мы радикально отличаемся друг от друга в этих аспектах человеческого функционирования.
Так почему же люди ведут себя, разговаривают, ценят, чувствуют и мыслят по-разному? Потому что они используют разные пат-терны мышления и восприятия. Мы называем их метапрограммами. Эти метапрограммы в качестве операционных систем челове-
52_____________________ Часть I. Понимание паттернов сознания
ка существуют на логическом уровне, находящемся выше нашего сознательного уровня мыслей и эмоций. Они указывают на те стили и процессы сортировки, которые мы научились использовать для мышления об объектах. По этой причине данные программы по большей части оказываются за рамками сознания (или над ним). Данная когнитивно-поведенческая модель рассматривает, как люди управляют сознанием, и объясняет не только причину, по которой мы столь часто живем в различных мирах, но также каким образом мы пришли к этому. Кроме того, она, как маяк, указывает нам, что мы можем предпринять в этой ситуации. Будучи людьми, которые неизбежно наносят на карту и конструируют реальности, в которых они живут, мы структурируем свои концептуальные миры, а затем встраиваем эти структуры в свои «метапрограммы». Но нет такого закона, который требовал бы, чтобы мы всегда структурировали информацию только таким способом. Мы можем предпочесть другие паттерны восприятия. Мы можем предпочесть творить и жить в другом мире!