Словарь библиотечных терминов




Процессы в библиотеках, требующие автоматизации, может отразить следующий перечень.

  1. Заказ литературы от издательств. Информация приходит с книжных выставок, по интернет и прайс-листам. Необходимо наличие конверторов, с помощью которых автоматизированная библиотека будет преобразовывать форматы из одного в другой. Это позволит оформить заказ по интернет в стандарте, независимом от того, что применяют издательства.
  2. Обработка поступающих изданий. Каталогизаторы должны составить описание с указанием параметров: автор и название книги, издательство, число и размер страниц.
  3. Формирование электронного каталога, включающего библиографию, описание изданий. Записанные на карточках экземпляры должны быть включены в него, наряду с новыми. Поисковые возможности автоматизированной, а также информационно-библиотечной систематизации достаточно велики. Печатный каталог представлен в трех типах:
    • алфавитный;
    • систематический;
    • предметный.

Его электронная форма легка в использовании, ускоряет поиск книги, реализуется сразу в нескольких вариантах.

  1. Хранение документации в электронном виде должно быть организовано, как единое библиографическое пространство. Только при таких условиях может развиваться автоматизированная новыми технологиями библиотечная система. Все ресурсы описываются в одном классифицированном по уровням доступа каталоге.
  2. Работа с читателями включает выдачу и прием книг. Автоматизировать можно и этот процесс путем нанесения на экземпляры штрих-кодов, считываемых сканером. Автоматизированные таким способом библиотечно-информационные системы обрабатывают данные, что исключает необходимость ручного ввода. Читательский билет выполняется в виде пластиковой карточки, также снабженной кодом. Благодаря этому библиотекарь выводит на экран данные о посетителе с фотографией.
  3. Работа абонемента между библиотеками организовывается на тот случай, если в данном учреждении искомая книга отсутствует. Фонд 2 перешлет ее, но это требует финансовых платежей (почта и другие расходы). При объединении электронных каталогов читателю будет несложно определить, где следует заказывать книгу.

Ручной труд сводится к минимуму, качество работы библиотекарей улучшается. Разработаны целые станции автоматической книговыдачи, контроля несанкционированного выноса экземпляров и инвентаризации. Автоматизация библиотечных процессов в современной библиотеке включает маркировку оригиналов книг метками. Подобные носители информации привязаны к данным учета, благодаря чему можно контролировать перемещение изданий внутри учреждения, защищать их от краж, собирать статистику. Управление фондами будет более эффективным.

 

 

Применение интернета

Использование интернета для библиотек заключается в том, что они могут разместить там свои каталоги и воспользоваться чужими для удовлетворения интересов читателей. Первичной информацией будет база данных, а тексты - второстепенны. На практике библиотеки создают свои Web-сервера, включающие ряд страниц, представляющих данное учреждение. Удаленный поиск и возможность заказывать литературу встречается редко. В связи с этим можно назвать эффективность использования интернет весьма малой.

В РФ существует несколько серверов, служащих функции АБИС. Но открытие каталогов для всех категорий пользователей остается лишь желаемой задачей. Можно лишь оценивать результативность использование интернет тем или иным библиотечным учреждением.

Пока в рамках автоматизации российских библиотек 2018 осуществляется лишь учет, каталогизация.

Инновационные формы

1. АЙСТОППЕР (от англ. eye stoper — дословно «то, что останавливает глаза») – яркий, неординарный, выделяющийся элемент, панно, привлекающее внимание. Айстоппер – название, используемое в рекламе, призванное привлекать внимание лю-дей к объявлению. Например, сильнейший айстоппер – это цвет, особенно яркий, ведь именно цвет предмета человеческий глаз различает быстрее всего. Также используются разнообразные нестандартные и смешные изображения животных, людей. Такой приём применяется в библиотеках для оформления книжных выставок. Главная функция айстоппера на выставке – привлечь аудиторию к конкретному стенду. Как правило, для этого на выставках используются ростовые фигуры, которые одновременно служат указателями. Кроме того, на стенде может быть размещен необычный объект, не позволяющий пройти мимо.

2. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ – документ, содержащий изобразительную и (или) звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. К аудиовизуальным документам относятся грампластинки, магнитные фонограммы, диаматериалы и узкопленочные кинофильмы, видеокассеты, СD-ROM.

3. БАЗА ДАННЫХ (БД) – набор данных, который представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем информации. База данных предназначена для хранения данных о приобретённых библиотекой изданиях (монографиях, справочниках, сборниках статей и т.п.), информации о местонахождении отдельных экземпляров (переплётов) каждого издания и сведений о читателях.

4. БИБЛИО-БАР – форма мероприятия, где предлагаются для прочтения книги самых популярных авторов. В библио-баре можно подойти к понравившейся стойке и выбрать то, что «повкуснее».

5. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ БИЕННАЛЕ (итал. biennale«двухгодичный»). Биеннале – выставка, фестиваль изобразительного искусства, кинофестиваль, который проводится каждые два года. Библиографическое биеннале – выставка или фестиваль библиографических и информационных ресурсов, продукции и услуг библиотеки, проводится раз в два года, подобно этому, триеннале – раз в три года. Возможна организация тематических биеннале: музейно-библиографических, художественно-библиографических, музыкально-библиографических и др.

6. БИБЛИО-КАФЕ – форма мероприятия, построенного по типу кафе, где в меню вместо блюд подаются книги.

7. БИБЛИОКАРАВАН – цикл выездных мероприятий, выставок, обзоров, объединённых одной темой, и представленных в разных организациях и учреждениях.

8. БИБЛИОМИКС (англ. mix«смешивать») – библиографический обзор по определённой теме, в который можно включить библиотечные документы по разным видам: книги, периодические издания, видео-, кино-, фоно-, фото- документы, электронные издания, плакаты, ссылки на информационные ресурсы и т.д.

9. БИБЛИОТЕРАПИЯ – использование специально подобранных книг в качестве вспомогательного лечебного средства в медицине и психологии; лечебное воздействие на психику больного человека при помощи книги; перспективное направление деятельности библиотек, занимающихся изучением влияния специально подобранной литературы на состояние здоровья больного человека.

10. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ВЕБ-СЕРВЕР – это самостоятельный сервер (компьютер), который полностью рассчитан только на библиотеку и её электронные ресурсы (услуги и продукты).

11. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ВЕБ-САЙТ (англ. site) – место для электронной библиотеки, представленной в сети Интернет на каком-то общем сервере (учреждения, организации), с ресурсами или без них.

12. БИБЛИОТЕЧНАЯ ВЕБ-СТРАНИЦА – означает страницу или рубрику библиотечного веб-сервера или веб-сайта.

13. БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОНСАЛТИНГ. Консалтинг (англ. consulting – «консультирование») – консультирование по вопросам библио-течного дела. Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности библиотеки в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника.

14. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МАРКЕТИНГ – общая концепция управ-ления библиотекой, при которой вся её деятельность направлена на последо-вательное удовлетворение существующих и будущих запросов, потребностей и ожиданий пользователей и, тем самым, на реализацию функций и задач библиотеки.

15. БИБЛИОТЕЧНЫЙ МОНИТОРИНГ. Мониторинг (от англ. monitor – «контролироватъ», «проверять») – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Библиотечный мониторинг позволяет непрерывно вести наблюдение за фактическим состоянием дел в библиотечной сфере с целью своевременного выявления и систематического анализа происходящих изменений в ней, предупреждение негативных тенденций.

16. БИБЛИОТЕЧНЫЙ БУЛЬВАР – мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.

17. БИБЛИОФРЕШ (англ. fresh – «свежий») – библиографический обзор новинок.

18. БИБЛИОШОПИНГ – форма массового мероприятия, в ходе которого один участник мероприятия предлагает другому участнику «купить» книгу из фонда библиотеки, прорекламировав её. Шопинг (англ. shopping) – форма времяпровождения в виде посещения магазинов (чаще всего торгово-развлекательных комплексов) и покупки товаров (одежды, обуви, аксессуаров, подарков, косметики и т. д.).

19. БИБЛИОШОУ – яркое, показное библиотечное мероприятие, рассчитанное на шумный внешний эффект.

20. БЛОГ – это персональный сайт, позволяющий вести текстовые записи с использованием мультимедийных элементов. Это онлайн-дневник, в котором в обратном хронологическом порядке опубликованы записи, которые еще называют «посты». Ещё одной важной особенностью блога является то, что читатели могут публиковать свои комментарии к сообщениям, что делает блог уникальным интерактивным ресурсом. Интерактивность, то есть возможность для читателей оставлять свои ремарки, является отличительной особенностью персональных сайтов поколения Web 2.0. Комментарии читателей на статьи могут фильтроваться модератором, быть открытыми для всех или только для зарегистрированных пользователей.

21. БУККРОССИНГ (англ. book«книга», crossing«переезд», «перекресток») – книжное странствования из рук в руки, из дома в дом, от читателей в библиотеку и наоборот. Буккроссинг – это процесс освобождения книг. Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в общественном месте (парк, кафе, поезд, станция метро, библиотека) для того, чтобы другой, случайный, человек мог эту книгу найти, прочитать и, в свою очередь, повторить процесс.

22. БУКРИДЕР (иначе: электронная читалка, bookreader, устройство для чтения книг или просто электронная книга, е-бук) – устройство, что способно посоревноваться с традиционным печатным текстом в удобстве чтения и гигиеничности в отношении зрения. Такая читалка обычно выглядит как небольшое плоское устройство с сероватым экраном (впрочем, есть и модели, которые воспроизводят книги в цвете). Обычно гаджет плоский, под большим экраном располагаются кнопки навигации по тексту, а также традиционная клавиатура.

23. БУКТРЕЙЛЕР – форма рекламы книги, анонс на книгу в виде короткого видеоролика, который включает в себя самые яркие моменты книги или в том или ином виде визуализирует её содержание. Попросту говоря – это клип по книге. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя.

24. БУК-СЛЭМ (BOOK Slam) (от анг. slam – «толкания», «вытеснение друг друга») – соревнования на лучшую «рекламную компанию» по продвижению выбранной книги, возможно с элементами музыкальной театрализации. Участники делятся на несколько команд. Задача команды заключается в том, чтобы как можно лучше разрекламировать книгу. Главное, что команды получают одинаковые книжки.Слэм-турнир является своеобразным сочетанием спорта и искусства. Заопределённый промежуток времени нужно показать умение донести до зрителей свои эмоции и чувства. Таким образом, рекламная книжная компания должна заставить «купить», то есть прочитать книгу. Лучшую рекламную книжную компанию определяет жюри, в состав которого могут входить как зрители, так и библиотекари. Слэм-турнир проводится с четким временным регламентом и со штрафными санкциями за нарушение установленных правил.

25. БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НОВИНОК – мероприятие по продвижению новинок литературы среди читательской аудитории, пропаганда лучших литературных имен, в том числе через организацию творческих встреч.

26. ВЕБИНАР (англ. webinar) – способ организации встреч онлайн, формат проведения семинаров, тренингов и других мероприятий с помощью сети Интернет. Это неологизм, образованный сочетанием слов веб (англ. «сеть») и семинар. Для организации вебинара используются технологии видеоконференции, интернет-телефонии и др. Вебинары распространены в деловой среде. Все большее значение приобретают вебинары в дистанционном образовании.

27. ВЕБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ – это упорядоченное множество библиографических записей источников из сети Интернет, объединенных по какому-либо признаку. Методика подготовки веблиографических пособий состоит из четырех этапов: подготовительного, аналитического, синтетического, заключительного.

28. ВЕБЛИОГРАФИЯ – это список библиографических описаний интернет-сайтов с краткой аннотацией, тщательно отобранных по конкретной тематике и определенным параметрам, систематизированная в определенном порядке информация, которая призвана знакомить пользователя с лучшими сайтами сети Интернет. Термин «веблиография» впервые был использован американскими библиотекарями в 1990 году в газете «Нью-Йорк Таймс». В европейской прессе этот термин встречается немного позже – с середины 90-х годов, а в русской и украинской – начиная с 2000 года.

29. ВЕЧЕР-ЭЛЕГИЯ – музыкальный или лирический вечер, посвящённый поэтическим или музыкальным произведениям.

30. ВИРТУАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА. Виртуальной можно назвать библиотеку, документы которой хранятся в машиночитаемой форме и которые получает пользователь, который обращается к поисковым машинам Глобальной сети, не обязательно являясь читателем библиотеки. Виртуальная библиотека – это распределённая в пространстве сеть телекоммуникации общего пользования, ориентированная на обмен данными между библиотеками. Среда виртуальной библиотеки состоит из ряда библиотек, территориально удаленных друг от друга, которые выполняют функции интегрированного общения и получения информации о библиотечных ресурсах.

31. ВИРТУАЛЬНАЯ СПРАВКА – ответ библиографа на информационный запрос пользователя, поступивший на библиотечный сайт электронной почтой, социальными сетями и другими информационно-телекоммуникационными сетями.

32. ВИРТУАЛЬНАЯ КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА – это публичная демонстрация в сети Интернетс помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресур-сов, рекомендуемых пользователям, которые отдалены от библиотеки для обозрения, ознакомления и использования. Выставка предполагает виртуальную презентацию изданий, раскрывающую их содержание, а также доступ к материалам библиографического, фактографического, энциклопедического характера, существующим в электронном виде и доступным через Интернет.

33. ВИТРАЖИ – литературные мероприятия о произведениях декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера.

34. ГУРМАН-ВЕЧЕР ЛЮБИТЕЛЕЙ... ЖАНРА – вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.

35. ДЕМОТЕКА – отдел в библиотеке, где пользователи могут оставить свои собственные творческие работы – «демос» в области музыки, литературы, фотографии, фильмов, графики и т. д. Очень часто творческая молодежь, стремясь к самореализации, предлагает свои произведения издательствам или музыкальным компаниям. Как правило, подавляющее большинство их дисков или сценариев после просмотра отклоняются компаниями и возвращаются их авторам с пожеланиями дальнейшего успеха. В библиотеке ни одно произведение не будет отклонено. И это не значит, что библиотека будет собирать произведения низкого качества. Наоборот, она будет помогать творческой молодежи достичь поразительного качества их работ. Но не каждый житель города сможет передать в библиотеку то, что, возможно, долгое время пылилось в ящиках их столов. Существует нижняя (14 лет) и верхняя (30 лет) возрастная граница, ведь демотека – место для молодых талантов.

36. ДИСКО-ЛЕКЦИЯ – устный рассказ, сопровождаемый видеорядом (показ слайдов, фрагментов видеофильмов) и специально подобранной музыкой. Сопровождаемые беседой, диспутом, выставкой, диско-лекции являются удобной формой популяризации книг.

37. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БРИФИНГ. На таком мероприятии в режиме пресс-конференции можно не только отвечать на вопросы пользователей, связанных с поиском информации, но и проводить тематические консультации. Брифинг может быть самостоятельным мероприятием или частью творческого мероприятия различных библиотечных форм.

38. КНИГЛИ (knigli) – это книги полностью напечатанные на формате А2, мелким текстом, так чтоб поместилось все произведение на одном листе, причём разные оттенки шрифта создают рисунок. Идея принадлежит двоим киевлянам: Анна Белая и Дмитрий Костырко придумали этот новый вид книги, такой себе роман-постер. На одном листе (А2) вмещается книга тол-щиной в 200-300 страниц. Высота строк – микроскопическая, иногда она меньше миллиметра. Без увеличительного стекла не прочтёшь! А если убрать лупу и отойти от этой книги на несколько шагов – буквы, напечатанные разными оттенка-ми серого, сливаются в иллюстрацию.

39. КНИЖНЫЙ ДРЕСС-КОД – форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.

40. КОМИЛЬФО-ВЕЧЕР (вечер хороших манер) вечер, посвящён-ный этикету.

41. ЛИБМОБ – рекламная акция, когда библиотекари выходят на улицы с рекламными буклетами и проспектами, раздают их прохожим, приглашают в библиотеки и проводят блиц-опрос о местонахождении библиотеки.

42. МЕДИАТЕКА – это коллекция новых современных носителей информации, организованный доступ к мировым информационным ресурсам сети Интернет, комфортная среда, способствующая развитию самопознания и любознательности.

43. МЕДИАЦЕНТР (от англ. media – « посредник», «носитель», «средство») это новое структурное подразделение библиотеки, в котором сосредоточено собрание документов на различных носителях информации (книги, периодика, аудио - и видеокассеты, CD и DVD, ресурсы интернета) с соответствующей технической базой, формами работы с пользователями.

44. МОТИВАТОР – вид наглядной агитации, предназначенный для создания подходящего настроения в школах, университетах, библиотеках и на рабочих местах. Мотиватор это изображение, которое вдохновляет на что-то, стимулирует к действию или к каким-либо изменениям, вдохновляет на работу над собой, заставляет задуматься над волнующими проблемами. Философский, религиозный, мотиватор может вдохновлять на какие-либо благоприятные изменения в отношении к миру, к самому себе, помогает взглянуть на мир с непривычной стороны, задуматься над тем или иным вопросом. Книжный мотиватор стимулирует, вдохновляет на чтение книг, осуществляет положительное влияние на человека от прочитанных книг.

45. НЕТИКЕТ (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживается большинство.

46. ПИАР (англ. Public Relations, сокращ. PR) , СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ – мероприятия по связям с общественностью, созданию и поддержанию взаимовыгодных отношений между организацией и различными общественными структурами и слоями общества, от которых зависит успех организации. Связи с общественностью предполагают создание благоприятного мнения об организации, её деятельности, нейтрализацию неблагоприятных событий и слухов и т.п.

47. ПОСТ-РЕЛИЗ – это один из рабочих PR-терминов, что означает информационный материал, публикуемый в средствах массовой информации сразу же после проведённых мероприятий. Пост-релиз может быть оформлен в виде статьи или фотоотчета, который сопровождается краткими или развернутыми комментариями. В настоящее время широко распространена практика размещения пост-релизов в сети Интернет. Пост-релиз, помимо выполнения информационной функции, может быть весьма полезен для расстановки нужных акцентов. Чтобы грамотно написать пост-релиз, необходимо придерживаться нескольких правил. Пост-релиз должен быть информативным, читабельным, содержать конкретные даты проведения мероприятия, имена и фамилии, а также должности основных действующих лиц, содержать цитаты из докладов и речей спикеров, качественные фотографии с комментариями. Направлять пост-релиз в средства массовой информации необходимо как можно раньше, желательно сразу после завершения мероприятия.

48. ПРЕСС-КЛИППИНГ (англ. press-clipping «вырезки из прессы») подборка газетных вырезок по определенному направлению, отсканированных страниц печатных СМИ и копий компьютерного экрана интернет-сайтов, содержащих публикации по интересующим темам. Пресс-клиппинг может сопровождаться статистическими данными место текста, площадь текста, площадь иллюстраций, количество символов в тексте сообщения.

49. ПРЕСС-РЕЛИЗ – сообщение для прессы; информационное сообщение, содержащее в себе новость об организации (возможно и частном лице), выпустившей пресс-релиз, изложение её позиции по какому-либо вопросу и передаваемое для публикации в СМИ. Как правило, содержит официальную позицию организации в виде реакции на тот или иной информационный повод. Первый пресс-релиз в истории был выпущен 30 октября 1906 года «отцом» современного PR Айви Ли (Ivy Lee). Пресс-релиз является главным PR-документом в любой организации. Пресс-релиз позволяет организации информировать СМИ о важных событиях, произошедших в организации и являющихся интересными или необходимыми для освещения их широкой общественности и/или конкретной целевой аудитории. Пресс-релизы распространяются среди журналистов на брифингах и пресс-конференциях или рассылаются с помощью средств связи.

50. PRO-ДВИЖЕНИЕ КНИГИ – рекламная компания по продви-жению книги к читателю.

51. РЕМОДЕЛИНГ (пер. с англ. «переделывать», «переоборудо-вать») часто применяют в торговых заведениях с целью не только естественной необходимости увеличения собственной прибыли, но и максимальной переориентации деятельности в соответствии с потребностями и интересами клиентов: по-новому размещается товар, расширяется ассортимент продукции, улучшается сервис обслуживания. Очень важной составляющей ремоделинга является новая система обучения персонала, ориентация его на индивидуальную помощь каждому клиенту. Сегодня тема ремоделинга является очень актуальной и для библиотек. В наше время классический набор библиотечных услуг, как и классическая структура отделов, уже не является достаточным фактором привлекательности для потенциальных пользователей и для развития библиотеки.

52. СТОРИСЕК. В последнее время в библиотеках возрождается традиция совместного чтения. Таким вариантом является проектный метод Storysack. «Сторисек» в переводе с английского буквально означает «мешок историй», то есть это мешок, в котором находится высококачественная художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами, стимулирующими детское чтение. В состав сторисека, кроме книги, могут входить: мягкие игрушки и реквизиты книги, аудиокассета, языковая игра, «шпаргалки» для родителей. «Мешок историй» выдается на абонементе. Идея сторисека заключается в получении удовольствия от совместного чтения вслух ребенка и родителей. Взрослые разыгрывают истории из детских книжек, «оживляют» их с помощью сопроводительного материала.

53. СТОРИТЕЛЛИНГ (англ. storytelling «рассказывание историй») это способ передачи информации через рассказы историй, который дополняется музыкой, фото-, видео- и другими эффектами (цифровой сторителлинг). Это преобразование эпизода из жизни организации в историю в результате обработки сюжетной линии, описания действующих лиц и т.д. Пример: сторителлинг «Жила-была библиотека».

54. ТОК-ШОУ. На обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгран-ных актерами. Руководит обсуждением библиотекарь. Цель нравственное воспитание читателей.

55. ФЕЕРИЯ – представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.

56. ФЛАЕР (от англ. flyer (flier) «рекламный листок») это небольшая информативная листовка, часто выполненная в ярких сочных красках. Используют флаеры в основном как раздаточный материал в различных рекламных и промоакциях. Нередко флаер является своеобразным бесплатным пропуском, приглашением или даже входным билетом на какое-либо мероприятие. И в отличие от приглашений, обычно персонализирован-ных, флаером может воспользоваться любой человек.

57. ФЛЕШБУК – книжный флешмоб в Интернете, знакомство с изданиями по фрагментам текста в социальных сетях, создание страниц любимых книг, приглашение на них своих друзей и подписчиков. Флешбук является презентацией или знакомством с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.

58. ФЛЭШМОБ (также пишут «флеш моб» и «флеш-моб», в переводе с английского «быстрая толпа», «вспышка» толпы», «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, сбор людей с целью проведения одноразовой акции. Обычно организована через интернет или другие современные средства коммуникации, в которой большое количество людей оперативно собирается в общественном месте, в течение нескольких минут выполняет заранее согласованные действия (сценарий), и затем участники быстро расходятся.

59. ФЛЕШ-СЕМИНАР (англ. flash«проблеск», «вспышка», «мгнове-ние», «неожиданное проявление», «быстрая запись/стирание информации из памяти блоками») – форма передачи знаний и умений, в основе которой лежит обсуждение нововведений и обмен опытом. Слушатели флэш-семинара имеют возможность за короткое время ознакомиться с методиками авторитетных ведущих лекторов, а также с наработками коллег по рассматриваемому вопросу. На флэш-семинаре в результате коллективного обсуждения вырабатывается общее наиболее эффективное решение поставленной задачи. Цель флэш-семинара – сгенерировать как можно больше профессиональных идей и обменяться способами решения сложных вопросов из личной практики.

60. ФРИМАРКЕТ возник в 90-х годах прошлого века как место, где можно оставить ненужные вещи или обменять их на другие. Впервые подобные акции начали проводить в США. Очень часто люди, которые переезжали, свои ненужные вещи выносили из домов и раздавали тем, кому они нужны, или продавали за символическую плату. Затем фримаркет появился в Европе, позднее – в России. Библиотечный книжный фримаркет – это место, где можно оставить прочитанные книги или взять бесплатно оставленные другими книги.

 

 

Словарь библиотечных терминов

Абонент библиотеки — читатель библиотеки или учреждение, пользующееся библиотечным обслуживанием.

Автоматизированная информационно-поисковая система — поисковая система, созданная на базе электронно-вычислительной техники, предназначенная для автоматизированного поиска в электронном каталоге.

Автор — лицо, создавшее произведение или принимавшее участие в его создании.

Автором может быть учреждение или организация, от имени, которых публикуются материалы.

 

Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Авторский знак – условное обозначение фамилии автора или первого слова заглавия произведения. Применяется для расстановки произведений печати в алфавитном порядке.

Алфавитное библиографическое пособие — библиографическое пособие, в котором библиографические записи расположены в алфавитном порядке индивидуальных и коллективных авторов и (или) заглавий документов.

Алфавитно-предметный указатель к систематическому каталогу (АПУ) — вспомогательный аппарат к систематическому каталогу, представляющий собой алфавитный перечень предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге документов с указанием соответствующих классификационных индексов. Каждое слово АПУ заносится на отдельные карточки, которые расставляются в алфавитном порядке в специально выделенный ящик систематического каталога. АПУ является своего рода «ключом» к систематическому каталогу. Он подсказывает, где, в каком разделе, и под каким индексом следует искать нужную книгу.

Алфавитный каталог (АК) — библиотечный каталог, в котором библиографические записи располагаются в алфавитном порядке авторов, наименований организаций или заглавий документов.

Альбом – книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее, как правило, пояснительный текст.

Альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку (тема, время написания и т.д.)

Аналитическое библиографическое описание — библиографическое описание статьи из книги или периодического издания.

Аннотация — краткая характеристика документа, поясняющая его содержание, назначение, форму, другие особенности.

Аннотированное библиографическое пособие — библиографическое пособие, в котором все или большинство библиографических записей включают аннотации.

Анонимный автор — автор, опубликовавший документ без указания своего имени.

Антология — непериодический сборник, включающий избранные литературно-художественные произведения (или извлечение из них), преимущественно стихотворные.

Атлас — альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки), служащий для учебных или практических целей.

Аудиовизуальный документ – документ, содержащий изобразительную и (или) звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. К аудиовизуальным документам относятся грампластинки, магнитные фонограммы, диаматериалы и узкопленочные кинофильмы, видеокассеты, СD-Rom.

Афиша – рекламное или справочное листовое издание, оповещающее о каком-либо культурном мероприятии и предназначенное для расклейки.

База данных (БД) — набор данных, который представлен на машинном носителе в виде, позволяющем осуществлять автоматизированную переработку содержащейся в нем

информации. База данных предназначена для хранения данных о приобретенных библиотекой изданиях (монографиях, справочниках, сборниках статей и т.п.), информации о местонахождении отдельных экземпляров (переплетов) каждого издания и сведений о читателях

 

Библиограф — сотрудник библиотеки, имеющий специальное библиографическое образование. К библиографу можно обратиться за помощью в поиске необходимой информации о документах. Библиограф поможет в работе с каталогами, подскажет, как проще найти необходимую информацию. Библиографы составляют библиографические списки литературы, рекомендательные библиографические пособия по различным темам, которые можно использовать при поиске информации.

Библиографическая база данных — база данных, содержащая библиографические записи.

Библиографическая запись – элемент информации о документе, фиксирующий в документальной форме сведения, позволяющие раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска.

Примечание. В состав библиографической записи входит библиографическое описание, дополняемое по мере надобности заголовком, классификационными индексами и предметными рубриками, аннотацией, шифром хранения документа, датой завершения обработки документа, сведениями служебного характера.

Библиографическая информация — информация о документах, необходимая для их поиска и использования.

Библиографическая картотека — библиографическое пособие, реализованное в карточной форме.

Библиографическая справка — ответ на разовый запрос, содержащий библиографическую информацию о наличии и (или) местонахождении документа (адресная справка), о содержании библиографической информации по определенной теме (тематическая справка); об отсутствующих или искаженных в запросе элементах библиографического описания (уточняющая справка).

Библиографическая услуга — результат библиографического обслуживания, удовлетворяющий потребности в библиографической информации.

Библиографический запрос — информационный запрос на библиографическую информацию.

Библиографический обзор — библиографическое пособие, в письменной или устной форме представляющее собой связное повествование о документах

Библиографический поиск — информационный поиск, осуществляемый в каталоге или картотеке на основании библиографических данных

Библиографический список – список документов, составленный в соответствии с правилами библиографического описания

Библиографический указатель к изданию — часть справочного аппарата издания, раскрывающая состав или содержание произведений, помещенных в данном издании.

Библиографический указатель — библиографическое пособие со сложной структурой, предполагающей наличие вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и т. д.

Библиографическое издание — библиографическое пособие, выпущенное в виде отдельного документа в форме непериодического, серийного, периодического или продолжающегося издания.

Библиографическое информирование — систематическое обеспечение библиографической информацией абонента в соответствии с его долговременно действующим запросом.

Библиографическое обслуживание — обеспечение потребителей библиографической информацией.

Библиографическое описание — совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов, и предназначенных для идентификации и общей характеристики документа. Библиографическое описание, поможет Вам сориентироваться при поиске информации в книжном фонде библиотеки, отражая краткую характеристику документа: автор, название, год и место издания.

Библиографическое пособие – упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку.

Библиография – научная дисциплина, цель которой, помогать читателю ориентироваться в книжных богатствах. Библиография обеспечивает подготовку, распространение и использование библиографической информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: