17.06.20
Тема: Изучение разделов науки о языке.
1. Цели освоения учащимися разделов школьного курса русского языка:
· изучение особенностей единиц языка;
· осмысление функционирования из (единиц языка) в речи;
· формирование учебно-языковых умений.
2.При изучении разделов «Орфография», «Лексика» и др. учащиеся приобретают учебно-языковые умения:
· опознавательные – умения узнавать языковые и речевые явления;
· классификационные – группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию;
· синтетические – делать различные разборы по плану.
3.Следует учитывать особенности методики изучения фонетики:
· опора на речевой слух учащихся;
· рассмотрение звука в морфеме;
· сопоставление звука и буквы.
4.Следует учитывать особенности методики изучения лексики и фразеологии (пользуясь учебником «Методика преподавания русского языка» (на выбор), назвать эти особенности:
· Учитывая специфику лексических и фразеологических явлений, для раскрытия их сущности необходимо опираться на сопоставление слова с реалией, обозначаемой данным словом (экстралингвистический принцип); лексического и грамматического значений слова (лексико-грамматический принцип); единиц лексической парадигмы друг с другом (системный принцип); слов и фразеологизмов по сферам их употребления (функциональный принцип); истории слова или фразеологизма с историей реалии.
· наглядность, сознательность и активность, доступность и посильность, систематичность и последовательность, прочность, связь теории и практики, научность)
5.Следует учитывать особенности методики изучения словообразования:
· сопоставление структуры слова и способа его образования;
· сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели;
· определение структуры слова путем его толкования.
6.Следует учитывать особенности методики изучения морфологии:
· сопоставление лексического значения конкретного слова и общего смыслового значения слова как части речи;
· сопоставление косвенных форм и исходной формы;
· сопоставление члена предложения и части речи.
7.Следует учитывать особенности методики изучения синтаксиса:
· определение системы синтаксических единиц;
· изучение основных особенностей единиц синтаксиса;
· ознакомление с их функционированием в речи;
· формирование учебно-языковых умений;
· дальнейшее совершенствование пунктационных умений, сформированных ранее.
8.Классификация упражнений по русскому языку (М.Т. Баранов):
· фонетические;
· фонетико-графические;
· лексико-фразеологические;
· морфемные;
· словообразовательные;
· морфологические;
· синтаксические.
Задание: представить другую классификацию упражнений.
9.Классификация упражнений по русскому языку (другая классиф.):
1 из 3
Работу выполнила: Соколовская Наталья Викторовна
17.06.20
Тема: Изучение разделов науки о языке.
1. Цели освоения учащимися разделов школьного курса русского языка:
· · изучение особенностей единиц языка;
· · осмысление функционирования из (единиц языка) в речи;
· · формирование учебно-языковых умений.
2.При изучении разделов «Орфография», «Лексика» и др. учащиеся приобретают учебно-языковые умения:
· · опознавательные – умения узнавать языковые и речевые явления;
· · классификационные – группировать на языковые и речевые явления по какому-либо основанию;
· · синтетические – делать различные разборы по плану.
3.Следует учитывать особенности методики изучения фонетики:
· · опора на речевой слух учащихся;
· · рассмотрение звука в морфеме;
· · сопоставление звука и буквы.
4.Следует учитывать особенности методики изучения лексики и фразеологии (М.Т.Баранов «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка» 1988г):
· · выделение лексического значения слова;
· · установление семантической связи слова с другими словами;
· · использование различных типов словарей для обогащения запасов слов и фразеологизмов.
5.Следует учитывать особенности методики изучения словообразования:
· · сопоставление структуры слова и способа его образования;
· · сопоставление лексического значения слова и словообразовательного значения модели;
· · определение структуры слова путем его толкования.
6.Следует учитывать особенности методики изучения морфологии(Л.Т. Ахмедова, О.В.Кон «Методика преподавания русского языка» 2013г.):
2 из 3
· · усвоение учащимися сведений о грамматических классах слов (частях речи);
· · знакомство с формами слов;
· · овладение грамматическими категориями;
· · практическое овладение морфологическим языковым материалом.
7.Следует учитывать особенности методики изучения синтаксиса(Л.Т. Ахмедова, О.В.Кон «Методика преподавания русского языка» 2013г.):
· · целенаправленное обогащение речи учащихся синтаксическими конструкциями;
· · усвоение знаний о синтаксисе родного языка;
· · сознательное восприятие системы синтаксических понятий и правил.
8.Классификация упражнений по русскому языку (М.Т. Баранов):
· · фонетические;
· · фонетико-графические;
· · лексико-фразеологические;
· · морфемные;
· · словообразовательные;
· · морфологические;
· · синтаксические.
Задание: представить другую классификацию упражнений.
9.Классификация упражнений по русскому языку (Г.Н. Приступа):
В зависимости от усвоения языкового материала учёный делит все упражнения на 5 групп:
· · пропедевтические (подготовка к восприятию нового материала, акцент на изучаемую единицу);
· · иллюстративные (наиболее ярко показать примеры тех языковых фактов, которые разбираются на уроке);
· · закрепительные (закрепление теоретических сведений);
· · повторительно – обобщающие (повторение, обобщение, строить свои знания по данному вопросу в систему знаний);
3 из 3
· · творческие (уметь составить собственный продукт и использовать изученное явление языка в самостоятельной речетворческой деятельности).
Классификация упражнений по русскому языку (Е.Н.Пузанкова):
· · упражнения на анализ и другие логические операции с готовым, данным языковым материалом;
· · упражнения на трансформацию языкового материала;
· · упражнения на конструирование языкового материала;
· · упражнения на оценку языкового материала.