Коммуникативные умения как средство развития спортивных достижений в спортивном ориентировании




Введение

 

Спортивное ориентирование - один из немногих видов спорта, в котором участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей и даже соперников. Поэтому для достижения цели необходимы высокая психологическая подготовленность, проявление настойчивости, решительности, смелости и самообладания.

Установлено, что под воздействием занятий ориентирование значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память.

Особенности спортивного ориентирования - это наиболее органичное сочетание в нем физического и умственного начала, исключительная эффективность его как способа снятия нервных нагрузок с организма человека, а также физкультурно-оздоровительного средства для людей всех возрастов.

По данным медицинских исследований спортивное ориентирование занимает одно из первых мест среди всех видов спорта по количеству потребляемого кислорода на 1 кг. веса спортсмена, а по умственным нагрузкам уступает только шахматам. Ни в каком другом известном виде спорта не вырабатываются столь быстро, как в ориентировании, такие необходимые человеку качества, как самостоятельность, решительность, самодисциплина, настойчивость в достижении цели, умение владеть собой, эффективно мыслить в условиях больших физиологических нагрузок, организовать свой быт в полевых условиях.

Не случайно у большинства школьников, регулярно занимающихся ориентированием, заметно улучшается успеваемость, они становятся собраннее, дисциплинированней.

Однако для того чтобы поддержать интерес у занимающихся к спортивному ориентированию необходимо как можно чаще участвовать в соревнованиях, добиваться результатов, повышать свое спортивное мастерство, а для этого нужны хорошо организованные соревнования.

Успех их в значительной степени решает тщательная, грамотная подготовка: выбор интересного участка местности, незнакомого спортсменам, подготовка качественной спортивной карты, планирование интересных, соответствующих возрастным способностям и квалификации спортсменов дистанций, а также работа судейских бригад при проведении соревнований.

 

Коммуникативные навыки

Коммуникативные навыки – это способность человека взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретируя получаемую информацию, а также правильно ее передавая. Эти навыки очень важны в обществе, когда ежедневно необходимо взаимодействовать со многими людьми. Некоторые профессии обязывают уделять им больше внимания, поскольку в определенных видах деятельности основным методом работы является общение: это журналистика, психология, педагогика, социология и др.

Тем не менее, профессиональные потребности – это лишь малая часть причин, по которым коммуникативные навыки так важны. Ведь любому человеку необходимо общаться и для психологического удовлетворения, социальной реализации, и просто для того, чтобы выжить. Индивиды, которые пренебрегают их наработкой, безуспешны, и им труднее реализовать себя.

Часто коммуникативные умения и навыки делят на:

· письменные – заключаются в умении вести переписку, общаться с помощью различных видов связи, где исключена устная речь. Письменная коммуникабельность проявляется в том, насколько четко и структурировано, составлен документ, последовательно изложены в нем мысли, а также в отсутствии грубых орфографических и стилистических ошибок;

· устные – это умения, которые проявляются при непосредственном общении, или общении по телефону. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

 

Формирование коммуникативных навыков: происходит у человека практически с самого рождения (устные коммуникативные навыки). В этом процессе определяющую роль играет ближайшее окружение ребенка – сначала семья, затем товарищи по группе детского сада или друзья на детской площадке, позднее школа и одноклассники. Если на самом раннем этапе ребенок не получал достаточно общения, то зачастую позднее (в школе, во взрослом возрасте) у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Также большое значение играет и врожденные особенности человека – темперамент, тип личности (интроверт, или экстраверт), наличие или отсутствие каких-либо речевых нарушений. Согласитесь, ребенок-экстраверт с темпераментом сангвиника или холерика, гораздо легче адаптируется в любом детском коллективе, чем, к примеру, интроверт-меланхолик, следовательно, и во взрослом возрасте он будет куда более коммуникабелен.

Совершенствование коммуникативных навыков:

Коммуникативные навыки общения всегда играли большую роль в жизни человека. Ведь те люди, которые владеют ими в совершенстве, часто добиваются больших успехов, как в работе, так и на личном фронте.

Поэтому, если вам не повезло появиться на свет с уникальными ораторскими способностями, то стоит задуматься о том, чтобы улучшить свои коммуникативные навыки. Для этого существует много вариантов психологических тренингов, чаще всего групповых.

В повседневной же жизни развить коммуникативные способности поможет общение с людьми из различных социальных слоев. Выступайте инициатором общения, при разговоре старайтесь контролировать мимику и жесты. Этому могут помочь тренировки перед зеркалом. Также нужно помнить, что эффективное общение невозможно без умения слушать, поэтому нужно следить, чтобы речь была как можно более краткой, и при этом максимально информативной.

 

Коммуникативные умения как средство развития спортивных достижений в спортивном ориентировании

 

Проблема развития коммуникативных умений личности является одной из основных в воспитательном пространстве любой общности, так как существует постоянная необходимость подготовки взрослеющего человека к естественному вхождению в мир человеческого сообщества.

Процесс коммуникативного развития личности неразрывно связан с социализацией, обеспечивающей становлении жизненной позиции личности.

Процессам социализации, коммуникативного развития личности отечественная и зарубежная педагогика уделяет большое внимание в аспекте гуманистических идей образования, отнеся ее к разряду проблем интеграции молодежи в жизнь общества.

Научный интерес к процессу коммуникативного развития личности как к педагогическому феномену, связан в первую очередь с становлением нового типа общества, ориентирующегося на будущее с возрастанием значимости индивидуально-личностного начала во всех проявлениях жизни современного человека.

Специфика педагогического процесса коммуникативного развития личности во многом зависит от особенностей социальных сфер, в которых формируются коммуникативные умения, одной из них является физическая культура и спорт, включая спорт высших достижений, предоставляющий молодым людям возможность достичь успеха, реализовать свои физические, моральные, нравственные, коммуникативные возможности.

Учебно-тренировочный процесс и спортивные соревнования обеспечивают широкий спектр не только физического совершенствования, но и гуманного межличностного взаимодействия, развивает установки молодежи на позитивную коммуникацию как средство успешного развития своего Я и совершенствование нравственно-деловых отношений в современном социуме.

Коммуникативные умения спортсменов должны выступать интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и специфические проявления в спортивной деятельности.

Эффективность спортивной подготовки создание победных ситуаций в спортивных соревнованиях во многом определяются уровнем развития коммуникативных умений спортсменов как в индивидуальных так и командных видах спорта.

В этом аспекте развитие коммуникативных умений, в процессе спортивной подготовки должны рассматриваться как средство и условие формирования у спортсменов интегрального мышления, понимания сущностных основ своего вида спортивной деятельности и реализации функционального инструментария – способов, методов, моделей в различных условиях, в том числе и соревновательных ситуациях.

Основным результатом системы спортивной подготовки является спортивное достижение, уровень которого в каждом конкретном случае определяется одаренностью спортсмена и эффективностью реализации системы педагогической подготовки.

Формирование спортивных компетенций является длительным, целостным процессом развития личности и важная роль в этом процессе принадлежит педагогическим технологиям, создающим особые условия развития коммуникативных умений.

Исследования, проведенные специалистами в области физической культуры и спорта, показывают, что совершенствование двигательных действий приобретает осмысленность при формировании коммуникативных умений и положительно изменят индивидуально-личностные качества спортсменов.

В процессе занятий спортивным ориентированием они изучали мотивацию молодежи, выявляя вопрос о том, что является движущей силой их самореализации в этом виде спорта.

В итоге были получены следующие данные: стремление показать себя профессионалом обнаружили 20% опрошенных; желание следовать современной моде отдали предпочтение 35% опрошенных; забота о здоровье – 18% и стремление к коммуникации – 30% опрошенных.

Эти данные показывают, что достаточно большой процент молодежи видит в занятиях спортом возможность и необходимость развития своих коммуникативных умений.

Анализ научных исследований показал, что в педагогический науке уделяется большое внимание проблеме развития коммуникативных умений молодежи в различных сферах деятельности, как одной из важнейших задач образования.

В месте с тем, на мой взгляд, недостаточно разработаны педагогические технологии развития коммуникативных умений молодежи в учебно-тренировочном процессе подготовки спортсменов, не полно раскрыты психолого-педагогические условия влияния коммуникативных умений на результаты спортивных достижений.

Спортивное ориентирование –лично-командный, высоко-динамический и сложно-координированный вид спорта, требующий от спортсмена хорошей функциональной и психологической подготовки.

Педагогический процесс подготовки спортсменов – игроков в ориентировании охватывает две взаимосвязанные стороны: преобразовательную, в процессе которой спортсмен совершенствует и преобразует свои физические данные и познавательную, в процессе которой он осваивает систему знаний, умений, навыков, в том числе коммуникативных умений, необходимых для достижения высоких спортивных результатов и дальнейшей жизни в современном постиндустриальном обществе.

Как было отмечено выше успешность молодого человека в спортивной деятельности, в частности ориентировании, во многом зависит от получения и эффективной обработки большого количества информации.

Коммуникативные умения исследовали многие авторы. Л. Тайлер выделяет два типа коммуникативных умений:

– стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней соорентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения;

– тактические, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации.

А.А. Леонтьев выделяет две группы коммуникативных способностей: первая связана с умением коммуникативного использования личностных особенностей в общении, а вторая с владением техникой общения и контакте.

Эти две группы способностей объединяют целый комплекс качеств личности (умений), обеспечивающих успешное участие в коммуникации; умение понимать и учитывать особенности других людей; управлять своим поведением; устанавливать и поддерживать контакт; проявлять инициативность и взаимопонимание.

А.В. Мудрик выделил пять основных блоков коммуникативных умений:

1) умение переносить известные знания, навыки. Приемы общения в условиях новой коммуникативной ситуации, трансформируя их в соответствии со спецификой ее конкретных условий;

2) умение для каждой коммуникативной ситуации находить новое решение из комбинации уже известных идей, знаний, навыков, приемов;

3) умение создавать новые способы и конструировать новые приемы для решения конкретной коммуникативной проблемы;

4) умение ориентироваться в ситуации, во времени и партнерах, а также в отношениях с ними;

5) умение общаться в группе.

Анализ научных работ и проведенные исследования в форме анкетирования, опросов, бесед с воспитанниками спортивных секций, тренерами, преподавателями, позволяют сделать вывод о положительном влиянии коммуникативных умений на способность спортсменов предвидеть предстоящие действия соперника и позволяют спортсмену адекватно реагировать на игру соперника в спортивных соревнованиях, протекающих в беспрерывно изменяющихся условий при дефиците времени для принятия и реализации решений при активном противодействии соперника.

Таким образом, эффективность спортивной подготовки игроков в ориентировании во многом определяется уровнем развития их коммуникативных умений.

В этом аспекте развитие коммуникативных умений в процессе под готовки спортсмена рассматривается как средство и условие формирования у молодого человека интегрального мышления, экстраполяции, самоконтроля над эмоциональной возбудимостью, умение взаимодействовать в командных соревнованиях, развитие нравственных качеств, способности к саморегуляции, психической деятельности и спортивного поведения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: