Методика работы с детьми 4—5 лет................................................................................ 5




СООТВЕТСТВУЕТ

ФГОС


Л. В. Куцакова

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Средняягруппа

Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016


ББК 74.100.5 УДК 373.2

Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

Людмила Викторовна Куцаковавысококвалифицированный педагог-ме­тодист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лау­реат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интел­лектуального и нравственного воспитания детей.

Куцакова Л. В.

Конструирование из строительного материала: Средняя группа. — М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Пособие поможет в организации занятий конструированием из строительного ма­териала и конструкторов с детьми 4—5 лет. В книгу включен разнообразный познава­тельный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, обуче­нию построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражне­ния, направленные на развитие и коррекцию умений детей.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.


ISBN 978-5-4315-0468-6


© Кулакова Л. В., 2014

© «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014


Введение

Конструирование из строительного материала и конструкторов пол­ностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.

Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овла­деть техникой письма.

Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследова­тель. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограни­ченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конст­рукции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, воз­можности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увле­кающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображе­ние, активное стремление к созидательной деятельности, желание экс­периментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а имен­но это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятель­ность рассматривается как одна из ведущих.

Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родите­лям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органично включен разнообразный познавательный и развиваю­щий материал (по развитию пространственной ориентации, по обуче-

 


нию построению схем, планов, чертежей; формированию элементар­ных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).

Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возмож­ности. Предлагаемая система работы рассчитана на один учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Темы для организованной образовательной деятельности можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или не­скольких дней.

Система работы построена с учетом постоянной смены деятельнос­ти, насыщена игровыми приемами и прочими занимательными момен­тами, поэтому исключает переутомление детей. Игровые задания обыч­но имеют подгрупповую форму организации.


Методика работы с детьми 4-5 лет

Детское творчество является специфической деятельностью, свой­ственной именно ребенку, и считается его универсальной способнос­тью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную актив­ность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышле­ние, воображение.

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройка­ми, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его прост­ранственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.

Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательнос­ти, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.

Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это преж­де всего — средство развития детских способностей (творческих, интел­лектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей про­граммы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умст­венной деятельности; приобщение к миру технического и художествен­ного изобретательства.

Методика конструирования и художественного труда выстраивает­ся в контексте разных видов художественной деятельности и активно


включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование ма­тематических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творче­ской деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-об­разовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразны­ми строениями, которые ребята имеют возможность постоянно ви­деть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.

Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и ини­циативный. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего тру­да; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность опера­ций, использование разных способов конструирования), проявляет же­лание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в кон­струировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные связи, количественные, пространственные от­ношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы и особенно память.

Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение. Ребенок уже может предста­вить себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встреча­лось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит неви­димые части предметов, представляет будущие конструкции, создает замыслы, ищет способы воплощения. Правда, эти попытки без помощи взрослого не всегда дают результат. Если ребенок нервничает, когда строит, а это проявляется в обидчивости, капризности, в негативных поступках (разрушает что построил, бросает кубик и пр.), это чаще все­го говорит о том, что его желания и его возможности еще не совпадают. Он очень хочет построить что-то, но не понимает, как это сделать, и ча­ще всего теряет цель, которую ставит перед собой.

Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольников.

В процессе наблюдений нужно учить детей самостоятельно соотно­сить постройки и игрушки по величине; различать и называть призму, цилиндр, брусок; самостоятельно преобразовывать постройки с точки зрения их ширины; устанавливать зависимость устойчивости деталей от их расположения на плоскости; планировать свою работу.

Большое внимание следует уделять развитию умения оценивать эс­тетические качества предметов: активно знакомить детей с конструиру-

 


емыми объектами; рассматривать архитектурные сооружения, машины и пр., используя при этом все виды визуальной информации.

Детей продолжают учить конструировать по образцу построек взрос­лых, преобразовывать образцы по определенным условиям и, наконец, приобщают к конструированию по условиям — детям не предлагается образец, а дается ряд условий, которым должна соответствовать конст­рукция. Например: «Постройте диванчики для этих кукол (разных по величине), чтобы у диванов были спинки и подушки и чтобы куклам было удобно на них спать».

У детей уже есть конструктивный опыт, поэтому нужно давать им воз­можность строить по замыслу, например: «Давайте строить разные терем­ки!» Такие задания позволяют совершать много действий, ошибаться, исправляться, получая желаемый результат, а порой делать открытия не­ожиданно для себя, находя более оригинальные способы конструирова­ния, поэтому необходимо постоянно побуждать ребят к поиску, к экспе­риментированию. Этому способствуют задания познавательного характера: отобрать детали, придумать, как их скомбинировать, располо­жить, объяснить конструктивные свойства и проверить их.

Обучая детей планированию деятельности, важно обсуждать с ними этапы строительства, способы построения, а если конструирование сов­местное, то и возможность объединения построек единым сюжетом, для того чтобы вместе играть с ними.

Важно научить детей делать анализ построек, конструкций, элемен­тарных чертежей (рисунков, изображающих постройки). Главное, чтобы они усвоили при этом определенный способ: сначала воспринимать со­оружение в целом: «Вот какой домик!», затем выделять его части (фунда­мент, стены, крыша), рассказывать о каждой части: из чего построено, как установлены детали по отношению к поверхности и друг к другу (сто­ят на столе, на фундаменте, лежат плотно, на расстоянии); в конце рас­сматривания снова обращать внимание на целое сооружение.

Необходимо учитывать возможности ребенка, давая ему задания. Нельзя подчеркивать его несостоятельность. Не следует, например, ис­пользовать такой прием: «Учись у Саши хорошо конструировать!» До­стижения каждого ребенка сравниваются только с его собственными. Педагог обязательно должен откликаться на стремление ребенка полу­чать поддержку и одобрение.

Каждая тема для конструирования реализуется по определенному принципу. Рассмотрим в качестве примера, как можно научить детей строить кораблик.

После предварительного ознакомления с данным видом водного транспорта (рассматривание кораблика на участке (малая форма), игру­шечного кораблика, картинок и пр.) на первом занятии, посвященном этой теме, можно научить малышей строить кораблик по образцу вое-

 


питателя. Дети получают обобщенное представление о строении судов (днище, палуба, труба, капитанский мостик) и учатся строить элемен­тарный кораблик. На следующих 2—3 занятиях дети конструируют длинные, короткие, широкие, узкие кораблики; получают представле­ния о том, что внешний вид кораблика зависит от формы и величины его днища, а также размещения на палубе различных надстроек. Затем малыши строят кораблики по своему замыслу из разнообразного строи­тельного материала и конструкторов. Вне занятий дети строят корабль из крупного строительного материала, и воспитатель помогает им орга­низовать сюжетно-ролевую игру «Корабль». Вместе с педагогом малы­ши мастерят кораблики из пустых коробок (пускают их в лужах), созда­ют аппликации, рисуют, строят из песка, поют песенки о корабликах, читают стихи, смотрят видеофильмы, слайды, слушают рассказы, сказ­ки. Воспитатели устраивают тематические досуги, проводят комплекс­ные занятия, вместе с малышами подбирают картинки с изображением судов и наклеивают их на паспарту и пр.

Для успешной работы с детьми необходимы игровые приемы — ска­зочность, загадочность, сюрпризность, яркая мотивация деятельности. Интерес к деятельности повышается и при использовании стихотвор­ных строк. Например, наблюдая с детьми за машинами на улице, можно прочитать им стихотворение:

Для чего нужны машины? Чтобы грузы развозить.

На работу или в гости Пассажиров подвозить.

Мчаться с вызовом к больному, Быть пожар тушить готовой.

И повсюду, и везде

Помогать в любой беде.

Без машин никак нельзя,

Всем нужны они, друзья!

Наблюдая за строительными или ремонтными работами (бульдозер, экскаватор, автокран, бурильная машина и пр.):

Что за чудо — посмотрите, Вот машины-строители! Краном блоки поднимают, И бурят, и копают.

Предлагая строить мосты:

Через реки и пруды

Нас ведут дорожки. Смело мы по ним идем. Не замочим ножки.

Одно из занятий в начале года целесообразно посвятить закрепле­нию приобретенного ранее умения строить заборчики, одновременно

 


активизируя самостоятельность детей в выборе способа использования строительных деталей: устанавливать кирпичики вертикально (на ма­ленькое основание, на узкую длинную сторону), соблюдать между ними расстояние, равное ширине одного кирпичика. Подводя итог занятия, необходимо отметить детей, проявивших творчество и выдумку, пока­завших конструктивные умения.

Следует предлагать детям объединять постройки единым сюжетом. Например, после рассматривания стоянки для машин, расположенной неподалеку от дошкольного учреждения, целесообразно построить с де­тьми отдельные места для каждой машины внутри построенного ими ранее забора с воротами, а затем сконструировать помещение с окош­ком для охранника. Можно предложить детям построить домики для кукол, гараж с двумя выездами для разных по ширине машин, загон для разных животных и др.

Необходимо побуждать детей к сооружению сопутствующих (допол­нительных) построек. Например, построив по предложению воспитателя гараж, ребенок пристраивает к нему площадку для ремонта машин, ска­меечку, на которой будет отдыхать шофер, и т. п. В случае затруднений, возникающих у некоторых ребят, следует помогать им, обращая внима­ние на постройки товарищей, используя показ способа сооружения, а также иллюстрации, объяснение. Подбирая строительный материал к занятию, педагог должен предусмотреть, что детям могут понадобиться дополнительные детали для украшения или изменения постройки.

В целях закрепления умения преобразовывать постройки в высоту и ширину можно предложить детям построить красивые ворота для иг­рушек, разных по высоте и объему. Обучать преобразованию построек в ширину можно также в процессе конструирования трамвая, автобуса или троллейбуса: научив детей строить, например, автобус по образцу, затем подсказать способ изменения конструкции в ширину. Целесооб­разно упражнять детей в преобразовании построек и в ширину, и в вы­соту, предлагая построить такой же вагончик, как построенный воспи­тателем, но только высокий или широкий.

Далее можно переходить к обучению конструированию мостов. Дети могут рассмотреть мосты по дороге домой, в поездках по городу, за город (пешеходные мосты, надземные переходы, мосты для транспорта, мосты через реки и др.). На занятии следует напомнить детям, какие бывают мосты; помочь установить зависимость их формы от функционального назначения (у мостов для машин есть спуски, у мостов для пешеходов — ступеньки). Можно предложить рассмотреть образцы 3—4 автодорож­ных мостов разной конструкции: у одного — устои из четырех цилинд­ров; у другого — из двух кирпичиков, лежащих на широкой грани, и двух кирпичиков, поставленных сверху на длинные узкие грани; у третьего — из брусков; у четвертого — из кубиков. Одни устои стоят близко друг

 


к другу, другие — на большом расстоянии. Мосты разные по длине и ши­рине. Спусками у всех мостов могут служить трехгранные призмы. Озна­комившись с образцами, дети сравнивают постройки.

На занятиях следует учить детей конструировать из деталей конст­рукторов. Тематика этих занятий совпадает с конструированием из строительного материала и предполагает совершенствование детских конструктивных навыков. Поэтому обычно на последнем занятии, по­священном определенной теме, детям предлагают конструкторы. На­пример, на предыдущих двух занятиях дети строили мебель из строите­ля, а на третьем занятии и в свободной деятельности, в играх, они упражняются в конструировании мебели из деталей конструкторов. Большое внимание следует уделять плоскостному конструированию (геометрическая мозаика).

Необходимо продолжать приобщать детей к общественному труду: учить их мастерить несложные поделки для игр, подарков, украшения на елку и пр.; знакомить со свойствами разных материалов (бумаги, картона, ткани и пр.); развивать желание мастерить; формировать худо­жественно-изобразительные навыки и умения; упражнять в работе с ножницами, клеем. Методика нацелена на обучение основному прин­ципу изготовления игрушки, с тем чтобы ребенок мог усвоить его и при­менить для создания не одной конкретной поделки, а множества подоб­ных. Так, сложив бумажную полосу пополам, ребенок получает туловище любого животного, к которому можно приклеить глаза, усы и получить зайца, медведя, кота, собачку, лягушку, поросенка, совушку и пр. Этот же способ пригодится и для изготовления елочных флажков, пригласительных билетов, записных книжек, домиков, будок для соба­чек, скворечника, вагончика и пр.

Можно начать приобщать ребят к изготовлению простых игрушек оригами. Например, если сложить квадрат по диагонали и вчетве­ро — получится бабочка, которая может махать крылышками. Нужно только украсить ее кружками, приклеить усики из тонкой полоски, сло­женной пополам.

Дети любят обклеивать картонные коробочки любой формы кусоч­ками бумаги, отрывая их от целого листа, а затем превращать коробочки в зверюшек, птичек, рыбок, домики, мебель, транспортные средства, приклеивая к коробочкам вырезанные детали (уши, лапы, крылья, хво­сты, колеса, окошки и пр.).

Знания и умения, приобретенные на занятиях, закрепляются в игро­вой деятельности. В распоряжении детей средней группы для конструи­рования должно быть больше, чем в предыдущих, мелких и крупных, плоских и объемных игрушек для обыгрывания построек; пластин раз­личной конфигурации для перекрытий; разных строительных наборов и конструкторов.


Одним из главных приемов приобщения детей к конструкторской деятельности остается совместное с взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и обра­зовательные задачи. Хорошо, если педагог мастерит при детях ка­кие-либо игрушки. Целесообразно также приглашать старших детей, которые помогают ребятам строить и дарят им игрушки, сделанные своими руками.

Летом следует постепенно приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Обращая внимание на необычные по форме шишки, листья, веточки, корешки, спрашивать, на что они похожи, и в присутствии детей мастерить интересные поделки, привлекая их к участию в конструировании. Следует научить детей скреплять детали с помощью пластилина. При этом используется такой способ: к основ­ной части (шишке, желудю, скорлупе грецкого ореха, каштану, древес­ному грибу и пр.) прикрепляют мелкие элементы из листьев, семян, лепестков цветов, ягод рябины, тонких веточек и пр. (птичка, гриб, ста-ричок-лесовичок, жук и пр.).

Следует продолжать учить детей делать постройки из песка, предла­гая им для этого кроме формочек, совков, ведерок, дощечек, моющихся игрушек, которыми они пользовались в младших группах, различный дополнительный материал: пластины из фанеры, кусочки разноцветно­го оргстекла и пластмассы (с обработанными краями), короба, природ­ный материал (камушки, ракушки, шишки, веточки и пр.).

Нужно закреплять умение детей формировать различные детали, со­оружая несложные постройки; украшать, объединяя их общим содер­жанием. Можно научить ребят строить высокую песочную башню. Сна­чала делают основание, которое формируют, например, с помощью пластмассовой коробки, на него устанавливают куличик, сделанный с помощью ведерка, а сверху — маленький куличик из небольшой высо­кой формочки. Башню можно украсить флажком.

Следует продолжать учить ребят строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборчики. Например, на одина­ковом расстоянии установить куличики (столбики) и вставить веточки (один конец веточки вставляют в боковую часть одного куличика, дру­гой конец — в боковую часть соседнего куличика). Используя кубичес­кие короба, дети формируют дома, украшают их балконами, окнами (вдавливают кусочки оргстекла в постройку). Любимое детское заня­тие — рыть в кучах песка тоннели вдвоем с двух сторон, пока руки не соединятся внутри.

Необходимо продолжать совершенствовать навыки работы детей со снегом. Важно вовремя поддерживать интерес, помогать ребятам во­площать в строительстве свои желания, объединяться в деятельности, распределять дела. Дети уже могут с помощью взрослых создавать из


двух, трех комьев крупные снежные фигуры (снеговик, мишка, зайчик, Снегурочка, петушок), с которыми можно играть: например, дать в ла­пы мишке корзину и метать в нее снежки. Дети строят снежные горки для кукол и катают их на саночках, строят из снежной кучи ворота, про­делывают внизу углубление и закатывают в него снежки и пр.

Ожидаемые результаты к концу года

• У детей расширяются знания и представления о конструируемых
объектах.

"• Расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей.

• Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.

• У детей формируются представления о строительных деталях, их
названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы со­
единения, крепления).

• Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам,
сооружать по словесной инструкции.

• Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют дета­
ли, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, пристав­
ляя, прикрепляя, экспериментируя с ними).

• Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди,
сзади, внутри и пр.).

• Дети создают постройки по индивидуальному и совместному за­
мыслу и играют с ними.

• Развивается творчество, изобретательство.

• Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании эле­
ментов при оформлении построек, поделок.

• Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из
бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вы­
резанными бумажными элементами.

• Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.

• Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и
природного материала.

• Учатся пользоваться ножницами, клеем.

• Развивается деловое и игровое общение детей.

• Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.


Примерное содержание работы с детьми

Тема 1. Загородки и заборы

Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраива-ния плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цве­тов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.

Материал. Кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным мате­риалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, каран­даши, фломастеры.

Методика проведения

Заинтересуйте детей сказочным сюжетом, эмоционально их настрой­те, постарайтесь вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочно­го. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья.

Они очень разные,

Желтые, красные,

Зеленые и синие,

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться.

(Коробка с кубиками, конструктор)

Работа с иллюстрацией «Дверь в Формандию». Обратите внимание детей на картинку (рис. 1) и скажите, что на ней изображена дверь в страну Формандию. Предложите найти внизу листа ключики к двери (квадратный, круглый, треугольный и прямоугольный), отрезать полос­ку, на которой они изображены, разрезать ее по линиям на части и вы­резать фигуры.


Рис. 1

Предложите детям «открыть» дверь в Формандию ключиками, нало­жив их на замочки соответствующей формы. Похвалите их за правильно выполненное задание, попросите собрать ключики и сложить в конверт.

От имени Кубика пригласите ребят в волшебную страну.

Работа с иллюстрациями «Идем в гости». Предложите каждому ребен­ку выбрать одну из предложенных картинок (рис. 2, 3, 4, 5).

Побеседуйте с детьми по содержанию картинок: «К кому мы при­шли в гости? Что нарисовано на картинках? Зачем зайке так много яб­лок? Какого цвета бывают яблоки? Сколько яблок везет зайчик в тачке? Что делает котик? И так далее».

Предложите детям раскрасить картинки. Уточняйте, каким цветом и что они раскрашивают. Посоветуйте раскрашивать мелкие детали фло­мастерами, а большие — карандашами.




Рис.2




Рис.3



 



Рис. 4




Рис. 5


В процессе работы прочитайте детям стихи, соответствующие содер­жанию картинок:

У зайчишки в садике Яблоки созрели. Красными фонариками На веточках горели.

Посмотрите на кота,

На кота, на маляра,

Котик красит и поет,

В гости нас к себе зовет: «Мур, мур!».

Петя, Петя, петушок, Петя — звонкий голосок. Петя строгий, Петя важный, Петя сильный и отважный.

Вот зеленая подружка — Пучеглазая лягушка, У пруда с утра сидит И на поплавок глядит.

Предложите детям посмотреть на раскрашенные картинки и опреде­лить, что нарисовано на всех четырех картинках. (Заборчики.) Пусть ре­бята внимательно рассмотрят заборчики.

Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6), подумать над вопросом: «Что может быть за этим забором?» и построить красивые заборчики из стро­ительного материала. Научите их сооружать на столе несколько вариан­тов заборчиков из любых деталей 2—3 видов и цветов.

Рассмотрите с детьми заборчики, выделите знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ог­раждения (песочный дворик для кукол, бассейн для пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения дети выбирают са­ми (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают обстраивать).

По окончании работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.

Затем предложите ребятам конструктор, например, кубики «Ле-го-Дупло». Пусть дети придумывают и сооружают из них любые забор­чики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются обычные стро­ительные детали от деталей «Лего-Дупло» и благодаря чему детали «Лего-Дупло» скрепляются между собой.

Игровые задания. Строительство загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и пр. Сооружение загородок с использованием опорных моделей и без них по показу способов конструирования




 


 






Рис. 6


(по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем за­страивается расстояние между ними).

Советы воспитателю

Подводите детей к самостоятельному анализу построек; учите рас­сказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены; по­буждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и цвету, к само­стоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми. Помогайте развивать игровые сюжеты; предлагайте аккуратно разбирать построй­ки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.

Заведите тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах, неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригиналь­ных, необычных суждений, смешных замечаний, неординарных про­явлений).

Ключевые слова

Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, куб, кирпичик, брусок.

Тема 2. Домики, сарайчики

Цель. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизон­тально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных по­нятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении спосо­бов конструирования; способствовать игровому общению.

Материал. Фломастеры, строительные наборы.

Методика проведения

Работа с иллюстрациями «Домики зверюшек». Предложите детям рас­смотреть иллюстрации (рис. 7, 8, 9, 10), побеседуйте по их содержанию, прочитайте стихи:

Мишка-мишутка, Коричневая шубка, По лесу гуляет, Грибы собирает.

Вот как ловко Дергает морковку Хитрая лисичка — Рыжая сестричка!

Пусть каждый ребенок выберет картинку (по желанию) и раскрасит ее. В процессе работы уточняйте представления детей о коричневом, оранжевом, фиолетовом и черном цветах. Попросите определить, что


 



Рис. 7




Рис. 8




Рис. 9




Рис. 10


нарисовано на всех четырех иллюстрациях. (Домики.) Рассмотрите стро­ение домиков, подчеркните, какие они разные.

Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации с разными дома­ми. Рассмотрите их с детьми, определите особенности строений, их на­значение. Предложите построить разные дома для человечков, сарайчи­ки для зверюшек, гаражи для машин.

Соорудите в качестве образцов несколько строений (рис. 11). Для конструирования стен используйте кирпичики и пластины, устанавли­вая их в разных положениях.

Активизируйте внимание детей на пластинах, их конструктивных свойствах (толстая пластина лежит и стоит на всех гранях, плоская пла­стина только лежит). Рассмотрите с ними постройки, проанализируйте, из каких частей они состоят, из каких деталей состоит каждая часть;

 

Рис. 11


в каком положении установлены детали, сколько их. Обратите внима­ние детей на цветовое решение построек.

Предложите детям сконструировать что-либо по желанию (исполь­зуя в качестве образца ваши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Не забывайте поощрять проявления инициативы и творчества.

Побуждайте ребят придумывать сопутствующие постройки (забор­чики, ворота, скамейки и пр.); украшать сооружения дополнительными материалами (деревья, цветы); обыгрывать постройки, отбирая для это­го игрушки по желанию, объединяясь в игре.

Дайте ребятам конструктор, например, строительные кубики «Ле-го-Дупло». Пусть они строят домики, сарайчики, приспосабливая при этом пластины, детали строительных наборов; используют для оформ­ления построек мелкие игрушки и прочий дополнительный материал.

Игровые задания. Игра «Конструирование зоопарка». Поупражняйте детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, доми­ков разной конструкции, площадок для автостоянок; строительстве до­рог, трамвайных путей, железных дорог (длинных, узких, широких) из разных деталей.

Игра «Перестрой ворота». Предложите детям построить ворота любой формы и размера. Возьмите машину, посадите в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжайте к каждой постройке со словами:

Вы ворота отворите И машину пропустите!

Побуждайте детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире стол­бики; удлинять перекладины и т. д.).

Игра «Угадай, где я». Предложите ребятам построить что-нибудь по замыслу. Возьмите игрушку, например петушка, и начинайте игру: пету­шок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: «Где я?». Дети отвечают.

Советы воспитателю

Способствуйте развитию детской поисковой деятельности; побуж­дайте ребят искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями); предлагайте строить по словесной инструкции; показывайте варианты строительства одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции).

Ключевые слова

Длинная, короткая, тонкая, толстая пластина.


Тема 3. Терема

Цель. Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в соору­жении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бу­мажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными де­талями; упражнять в различении и назывании основных геометричес­ких фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение само­стоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.

Материал. <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: