СООТВЕТСТВУЕТ
ФГОС
Л. В. Куцакова
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА
Средняягруппа
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2016
ББК 74.100.5 УДК 373.2
Учебно-методический комплект к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
Людмила Викторовна Куцакова — высококвалифицированный педагог-методист, старший преподаватель института, отличник просвещения, лауреат международного конкурса «Школа 2000», автор более 20методических пособий, посвященных проблемам художественно-эстетического, интеллектуального и нравственного воспитания детей.
Куцакова Л. В.
Конструирование из строительного материала: Средняя группа. — М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 80 с.
Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к основной образовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Пособие поможет в организации занятий конструированием из строительного материала и конструкторов с детьми 4—5 лет. В книгу включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений), а также занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей.
Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям, гувернерам.
ISBN 978-5-4315-0468-6
© Кулакова Л. В., 2014
© «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014
Введение
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Ребенок на опыте познает конструктивные свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию. Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
Предлагаемое методическое пособие поможет педагогам и родителям в организации работы с дошкольниками по новым технологиям. В него органично включен разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обуче-
нию построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и прочих представлений, а также включены занимательные игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию умений детей).
Организуя работу с детьми, учитывайте их способности и возможности. Предлагаемая система работы рассчитана на один учебный год. Каждая тема может быть реализована в течение месяца на специально организованных занятиях и в свободное от занятий время. Темы для организованной образовательной деятельности можно варьировать, включать в занятия задачи из игровых заданий; сокращать, перенося в свободную деятельность; проводить по частям в течение дня или нескольких дней.
Система работы построена с учетом постоянной смены деятельности, насыщена игровыми приемами и прочими занимательными моментами, поэтому исключает переутомление детей. Игровые задания обычно имеют подгрупповую форму организации.
Методика работы с детьми 4-5 лет
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Конструирование знакомит ребенка со свойствами различных материалов: строительных элементов, бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала и пр.
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется развитию у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости. Важно при этом формировать у детей потребность в творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребенка.
Программа нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Это прежде всего — средство развития детских способностей (творческих, интеллектуальных, художественных). В связи с этим основной задачей программы по данному разделу являются формирование у дошкольников познавательной и исследовательской деятельности, стремления к умственной деятельности; приобщение к миру технического и художественного изобретательства.
Методика конструирования и художественного труда выстраивается в контексте разных видов художественной деятельности и активно
включается в целостный воспитательно-образовательный процесс (в ознакомление с окружающим, в развитие речи, в формирование математических представлений и др.). Поскольку, как и все виды творческой деятельности, конструирование и ручной труд основываются на впечатлениях, которые дети получают в процессе воспитательно-образовательной работы, их содержание тесно связано с разнообразными строениями, которые ребята имеют возможность постоянно видеть. Чем старше дети, тем шире круг их представлений, отражающийся в конструкциях, постройках, поделках.
Ребенок на пятом году жизни достаточно самостоятельный и инициативный. У него активно развиваются мелкая моторика, глазомер. Движения рук уже более точные, ловкие, что помогает ему овладевать умением мастерить. У ребенка возникает интерес к качеству своего труда; он начинает осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования), проявляет желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняется в конструировании. Ребенок уже в состоянии устанавливать понятные ему причинно-следственные связи, количественные, пространственные отношения. У него быстро совершенствуются все психические процессы и особенно память.
Возрастает потребность малыша в деловом общении, развивается конструктивное творчество, воображение. Ребенок уже может представить себе то, что отсутствует перед его глазами или никогда не встречалось в его опыте. Он активно фантазирует, мыслит, воспроизводит невидимые части предметов, представляет будущие конструкции, создает замыслы, ищет способы воплощения. Правда, эти попытки без помощи взрослого не всегда дают результат. Если ребенок нервничает, когда строит, а это проявляется в обидчивости, капризности, в негативных поступках (разрушает что построил, бросает кубик и пр.), это чаще всего говорит о том, что его желания и его возможности еще не совпадают. Он очень хочет построить что-то, но не понимает, как это сделать, и чаще всего теряет цель, которую ставит перед собой.
Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольников.
В процессе наблюдений нужно учить детей самостоятельно соотносить постройки и игрушки по величине; различать и называть призму, цилиндр, брусок; самостоятельно преобразовывать постройки с точки зрения их ширины; устанавливать зависимость устойчивости деталей от их расположения на плоскости; планировать свою работу.
Большое внимание следует уделять развитию умения оценивать эстетические качества предметов: активно знакомить детей с конструиру-
емыми объектами; рассматривать архитектурные сооружения, машины и пр., используя при этом все виды визуальной информации.
Детей продолжают учить конструировать по образцу построек взрослых, преобразовывать образцы по определенным условиям и, наконец, приобщают к конструированию по условиям — детям не предлагается образец, а дается ряд условий, которым должна соответствовать конструкция. Например: «Постройте диванчики для этих кукол (разных по величине), чтобы у диванов были спинки и подушки и чтобы куклам было удобно на них спать».
У детей уже есть конструктивный опыт, поэтому нужно давать им возможность строить по замыслу, например: «Давайте строить разные теремки!» Такие задания позволяют совершать много действий, ошибаться, исправляться, получая желаемый результат, а порой делать открытия неожиданно для себя, находя более оригинальные способы конструирования, поэтому необходимо постоянно побуждать ребят к поиску, к экспериментированию. Этому способствуют задания познавательного характера: отобрать детали, придумать, как их скомбинировать, расположить, объяснить конструктивные свойства и проверить их.
Обучая детей планированию деятельности, важно обсуждать с ними этапы строительства, способы построения, а если конструирование совместное, то и возможность объединения построек единым сюжетом, для того чтобы вместе играть с ними.
Важно научить детей делать анализ построек, конструкций, элементарных чертежей (рисунков, изображающих постройки). Главное, чтобы они усвоили при этом определенный способ: сначала воспринимать сооружение в целом: «Вот какой домик!», затем выделять его части (фундамент, стены, крыша), рассказывать о каждой части: из чего построено, как установлены детали по отношению к поверхности и друг к другу (стоят на столе, на фундаменте, лежат плотно, на расстоянии); в конце рассматривания снова обращать внимание на целое сооружение.
Необходимо учитывать возможности ребенка, давая ему задания. Нельзя подчеркивать его несостоятельность. Не следует, например, использовать такой прием: «Учись у Саши хорошо конструировать!» Достижения каждого ребенка сравниваются только с его собственными. Педагог обязательно должен откликаться на стремление ребенка получать поддержку и одобрение.
Каждая тема для конструирования реализуется по определенному принципу. Рассмотрим в качестве примера, как можно научить детей строить кораблик.
После предварительного ознакомления с данным видом водного транспорта (рассматривание кораблика на участке (малая форма), игрушечного кораблика, картинок и пр.) на первом занятии, посвященном этой теме, можно научить малышей строить кораблик по образцу вое-
питателя. Дети получают обобщенное представление о строении судов (днище, палуба, труба, капитанский мостик) и учатся строить элементарный кораблик. На следующих 2—3 занятиях дети конструируют длинные, короткие, широкие, узкие кораблики; получают представления о том, что внешний вид кораблика зависит от формы и величины его днища, а также размещения на палубе различных надстроек. Затем малыши строят кораблики по своему замыслу из разнообразного строительного материала и конструкторов. Вне занятий дети строят корабль из крупного строительного материала, и воспитатель помогает им организовать сюжетно-ролевую игру «Корабль». Вместе с педагогом малыши мастерят кораблики из пустых коробок (пускают их в лужах), создают аппликации, рисуют, строят из песка, поют песенки о корабликах, читают стихи, смотрят видеофильмы, слайды, слушают рассказы, сказки. Воспитатели устраивают тематические досуги, проводят комплексные занятия, вместе с малышами подбирают картинки с изображением судов и наклеивают их на паспарту и пр.
Для успешной работы с детьми необходимы игровые приемы — сказочность, загадочность, сюрпризность, яркая мотивация деятельности. Интерес к деятельности повышается и при использовании стихотворных строк. Например, наблюдая с детьми за машинами на улице, можно прочитать им стихотворение:
Для чего нужны машины? Чтобы грузы развозить.
На работу или в гости Пассажиров подвозить.
Мчаться с вызовом к больному, Быть пожар тушить готовой.
И повсюду, и везде
Помогать в любой беде.
Без машин никак нельзя,
Всем нужны они, друзья!
Наблюдая за строительными или ремонтными работами (бульдозер, экскаватор, автокран, бурильная машина и пр.):
Что за чудо — посмотрите, Вот машины-строители! Краном блоки поднимают, И бурят, и копают.
Предлагая строить мосты:
Через реки и пруды
Нас ведут дорожки. Смело мы по ним идем. Не замочим ножки.
Одно из занятий в начале года целесообразно посвятить закреплению приобретенного ранее умения строить заборчики, одновременно
активизируя самостоятельность детей в выборе способа использования строительных деталей: устанавливать кирпичики вертикально (на маленькое основание, на узкую длинную сторону), соблюдать между ними расстояние, равное ширине одного кирпичика. Подводя итог занятия, необходимо отметить детей, проявивших творчество и выдумку, показавших конструктивные умения.
Следует предлагать детям объединять постройки единым сюжетом. Например, после рассматривания стоянки для машин, расположенной неподалеку от дошкольного учреждения, целесообразно построить с детьми отдельные места для каждой машины внутри построенного ими ранее забора с воротами, а затем сконструировать помещение с окошком для охранника. Можно предложить детям построить домики для кукол, гараж с двумя выездами для разных по ширине машин, загон для разных животных и др.
Необходимо побуждать детей к сооружению сопутствующих (дополнительных) построек. Например, построив по предложению воспитателя гараж, ребенок пристраивает к нему площадку для ремонта машин, скамеечку, на которой будет отдыхать шофер, и т. п. В случае затруднений, возникающих у некоторых ребят, следует помогать им, обращая внимание на постройки товарищей, используя показ способа сооружения, а также иллюстрации, объяснение. Подбирая строительный материал к занятию, педагог должен предусмотреть, что детям могут понадобиться дополнительные детали для украшения или изменения постройки.
В целях закрепления умения преобразовывать постройки в высоту и ширину можно предложить детям построить красивые ворота для игрушек, разных по высоте и объему. Обучать преобразованию построек в ширину можно также в процессе конструирования трамвая, автобуса или троллейбуса: научив детей строить, например, автобус по образцу, затем подсказать способ изменения конструкции в ширину. Целесообразно упражнять детей в преобразовании построек и в ширину, и в высоту, предлагая построить такой же вагончик, как построенный воспитателем, но только высокий или широкий.
Далее можно переходить к обучению конструированию мостов. Дети могут рассмотреть мосты по дороге домой, в поездках по городу, за город (пешеходные мосты, надземные переходы, мосты для транспорта, мосты через реки и др.). На занятии следует напомнить детям, какие бывают мосты; помочь установить зависимость их формы от функционального назначения (у мостов для машин есть спуски, у мостов для пешеходов — ступеньки). Можно предложить рассмотреть образцы 3—4 автодорожных мостов разной конструкции: у одного — устои из четырех цилиндров; у другого — из двух кирпичиков, лежащих на широкой грани, и двух кирпичиков, поставленных сверху на длинные узкие грани; у третьего — из брусков; у четвертого — из кубиков. Одни устои стоят близко друг
к другу, другие — на большом расстоянии. Мосты разные по длине и ширине. Спусками у всех мостов могут служить трехгранные призмы. Ознакомившись с образцами, дети сравнивают постройки.
На занятиях следует учить детей конструировать из деталей конструкторов. Тематика этих занятий совпадает с конструированием из строительного материала и предполагает совершенствование детских конструктивных навыков. Поэтому обычно на последнем занятии, посвященном определенной теме, детям предлагают конструкторы. Например, на предыдущих двух занятиях дети строили мебель из строителя, а на третьем занятии и в свободной деятельности, в играх, они упражняются в конструировании мебели из деталей конструкторов. Большое внимание следует уделять плоскостному конструированию (геометрическая мозаика).
Необходимо продолжать приобщать детей к общественному труду: учить их мастерить несложные поделки для игр, подарков, украшения на елку и пр.; знакомить со свойствами разных материалов (бумаги, картона, ткани и пр.); развивать желание мастерить; формировать художественно-изобразительные навыки и умения; упражнять в работе с ножницами, клеем. Методика нацелена на обучение основному принципу изготовления игрушки, с тем чтобы ребенок мог усвоить его и применить для создания не одной конкретной поделки, а множества подобных. Так, сложив бумажную полосу пополам, ребенок получает туловище любого животного, к которому можно приклеить глаза, усы и получить зайца, медведя, кота, собачку, лягушку, поросенка, совушку и пр. Этот же способ пригодится и для изготовления елочных флажков, пригласительных билетов, записных книжек, домиков, будок для собачек, скворечника, вагончика и пр.
Можно начать приобщать ребят к изготовлению простых игрушек оригами. Например, если сложить квадрат по диагонали и вчетверо — получится бабочка, которая может махать крылышками. Нужно только украсить ее кружками, приклеить усики из тонкой полоски, сложенной пополам.
Дети любят обклеивать картонные коробочки любой формы кусочками бумаги, отрывая их от целого листа, а затем превращать коробочки в зверюшек, птичек, рыбок, домики, мебель, транспортные средства, приклеивая к коробочкам вырезанные детали (уши, лапы, крылья, хвосты, колеса, окошки и пр.).
Знания и умения, приобретенные на занятиях, закрепляются в игровой деятельности. В распоряжении детей средней группы для конструирования должно быть больше, чем в предыдущих, мелких и крупных, плоских и объемных игрушек для обыгрывания построек; пластин различной конфигурации для перекрытий; разных строительных наборов и конструкторов.
Одним из главных приемов приобщения детей к конструкторской деятельности остается совместное с взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и образовательные задачи. Хорошо, если педагог мастерит при детях какие-либо игрушки. Целесообразно также приглашать старших детей, которые помогают ребятам строить и дарят им игрушки, сделанные своими руками.
Летом следует постепенно приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. Обращая внимание на необычные по форме шишки, листья, веточки, корешки, спрашивать, на что они похожи, и в присутствии детей мастерить интересные поделки, привлекая их к участию в конструировании. Следует научить детей скреплять детали с помощью пластилина. При этом используется такой способ: к основной части (шишке, желудю, скорлупе грецкого ореха, каштану, древесному грибу и пр.) прикрепляют мелкие элементы из листьев, семян, лепестков цветов, ягод рябины, тонких веточек и пр. (птичка, гриб, ста-ричок-лесовичок, жук и пр.).
Следует продолжать учить детей делать постройки из песка, предлагая им для этого кроме формочек, совков, ведерок, дощечек, моющихся игрушек, которыми они пользовались в младших группах, различный дополнительный материал: пластины из фанеры, кусочки разноцветного оргстекла и пластмассы (с обработанными краями), короба, природный материал (камушки, ракушки, шишки, веточки и пр.).
Нужно закреплять умение детей формировать различные детали, сооружая несложные постройки; украшать, объединяя их общим содержанием. Можно научить ребят строить высокую песочную башню. Сначала делают основание, которое формируют, например, с помощью пластмассовой коробки, на него устанавливают куличик, сделанный с помощью ведерка, а сверху — маленький куличик из небольшой высокой формочки. Башню можно украсить флажком.
Следует продолжать учить ребят строить разные горки (высокие, низкие, широкие, узкие), загородки, заборчики. Например, на одинаковом расстоянии установить куличики (столбики) и вставить веточки (один конец веточки вставляют в боковую часть одного куличика, другой конец — в боковую часть соседнего куличика). Используя кубические короба, дети формируют дома, украшают их балконами, окнами (вдавливают кусочки оргстекла в постройку). Любимое детское занятие — рыть в кучах песка тоннели вдвоем с двух сторон, пока руки не соединятся внутри.
Необходимо продолжать совершенствовать навыки работы детей со снегом. Важно вовремя поддерживать интерес, помогать ребятам воплощать в строительстве свои желания, объединяться в деятельности, распределять дела. Дети уже могут с помощью взрослых создавать из
двух, трех комьев крупные снежные фигуры (снеговик, мишка, зайчик, Снегурочка, петушок), с которыми можно играть: например, дать в лапы мишке корзину и метать в нее снежки. Дети строят снежные горки для кукол и катают их на саночках, строят из снежной кучи ворота, проделывают внизу углубление и закатывают в него снежки и пр.
Ожидаемые результаты к концу года
• У детей расширяются знания и представления о конструируемых
объектах.
"• Расширяются представления о деятельности людей, связанной со строительством, созданием техники, предметов, вещей.
• Дети учатся анализировать постройки, конструкции, рисунки.
• У детей формируются представления о строительных деталях, их
названиях и свойствах (форма, величина, устойчивость, способы со
единения, крепления).
• Дети учатся преобразовывать постройки по разным параметрам,
сооружать по словесной инструкции.
• Совершенствуются конструктивные навыки (комбинируют дета
ли, сочетают по форме, по-разному соединяют, накладывая, пристав
ляя, прикрепляя, экспериментируя с ними).
• Развиваются навыки пространственной ориентации (спереди,
сзади, внутри и пр.).
• Дети создают постройки по индивидуальному и совместному за
мыслу и играют с ними.
• Развивается творчество, изобретательство.
• Формируется эстетический вкус в гармоничном сочетании эле
ментов при оформлении построек, поделок.
• Дети упражняются в изготовлении простых плоских игрушек из
бумажных полос способом складывания их пополам и оформления вы
резанными бумажными элементами.
• Учатся мастерить элементарные игрушки оригами.
• Упражняются в изготовлении поделок из бросового (коробки) и
природного материала.
• Учатся пользоваться ножницами, клеем.
• Развивается деловое и игровое общение детей.
• Дети приучаются к аккуратности в работе и порядку.
Примерное содержание работы с детьми
Тема 1. Загородки и заборы
Цель. Упражнять детей в замыкании пространства способом обстраива-ния плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
Материал. Кубик (красный кубик из строительного набора, на одну грань которого наклеены глазки и рот), коробка со строительным материалом, конверт, бумажные плоскостные модели разной формы, карандаши, фломастеры.
Методика проведения
Заинтересуйте детей сказочным сюжетом, эмоционально их настройте, постарайтесь вызвать ожидание необычного, волшебного, загадочного. Познакомьте их с Кубиком. Пообщайтесь с ними от лица Кубика, пригласите ребят к нему в гости в волшебную страну Формандию, куда можно попасть, лишь выполнив задания. Загадайте загадку:
Есть коробка у меня,
В ней живут мои друзья.
Они очень разные,
Желтые, красные,
Зеленые и синие,
Все дружные и сильные.
Вместе любят собираться
И в постройки превращаться.
(Коробка с кубиками, конструктор)
Работа с иллюстрацией «Дверь в Формандию». Обратите внимание детей на картинку (рис. 1) и скажите, что на ней изображена дверь в страну Формандию. Предложите найти внизу листа ключики к двери (квадратный, круглый, треугольный и прямоугольный), отрезать полоску, на которой они изображены, разрезать ее по линиям на части и вырезать фигуры.
Рис. 1
Предложите детям «открыть» дверь в Формандию ключиками, наложив их на замочки соответствующей формы. Похвалите их за правильно выполненное задание, попросите собрать ключики и сложить в конверт.
От имени Кубика пригласите ребят в волшебную страну.
Работа с иллюстрациями «Идем в гости». Предложите каждому ребенку выбрать одну из предложенных картинок (рис. 2, 3, 4, 5).
Побеседуйте с детьми по содержанию картинок: «К кому мы пришли в гости? Что нарисовано на картинках? Зачем зайке так много яблок? Какого цвета бывают яблоки? Сколько яблок везет зайчик в тачке? Что делает котик? И так далее».
Предложите детям раскрасить картинки. Уточняйте, каким цветом и что они раскрашивают. Посоветуйте раскрашивать мелкие детали фломастерами, а большие — карандашами.
![]() |
Рис.2
![]() |
Рис.3
![]() |
Рис. 4
![]() |
Рис. 5
В процессе работы прочитайте детям стихи, соответствующие содержанию картинок:
У зайчишки в садике Яблоки созрели. Красными фонариками На веточках горели.
Посмотрите на кота,
На кота, на маляра,
Котик красит и поет,
В гости нас к себе зовет: «Мур, мур!».
Петя, Петя, петушок, Петя — звонкий голосок. Петя строгий, Петя важный, Петя сильный и отважный.
Вот зеленая подружка — Пучеглазая лягушка, У пруда с утра сидит И на поплавок глядит.
Предложите детям посмотреть на раскрашенные картинки и определить, что нарисовано на всех четырех картинках. (Заборчики.) Пусть ребята внимательно рассмотрят заборчики.
Работа с иллюстрацией «Забор с узорчатой решеткой». Предложите детям рассмотреть иллюстрацию (рис. 6), подумать над вопросом: «Что может быть за этим забором?» и построить красивые заборчики из строительного материала. Научите их сооружать на столе несколько вариантов заборчиков из любых деталей 2—3 видов и цветов.
Рассмотрите с детьми заборчики, выделите знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ограждения (песочный дворик для кукол, бассейн для пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения дети выбирают сами (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают обстраивать).
По окончании работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.
Затем предложите ребятам конструктор, например, кубики «Ле-го-Дупло». Пусть дети придумывают и сооружают из них любые заборчики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются обычные строительные детали от деталей «Лего-Дупло» и благодаря чему детали «Лего-Дупло» скрепляются между собой.
Игровые задания. Строительство загородок, аквариумов, озер, клумб, стоянок для машин и пр. Сооружение загородок с использованием опорных моделей и без них по показу способов конструирования
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Рис. 6
(по четырем углам устанавливаются ориентировочные детали, затем застраивается расстояние между ними).
Советы воспитателю
Подводите детей к самостоятельному анализу построек; учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены; побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми. Помогайте развивать игровые сюжеты; предлагайте аккуратно разбирать постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.
Заведите тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах, неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригинальных, необычных суждений, смешных замечаний, неординарных проявлений).
Ключевые слова
Квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, куб, кирпичик, брусок.
Тема 2. Домики, сарайчики
Цель. Упражнять детей в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально и горизонтально; в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий (впереди, позади, внизу, наверху, слева, справа); в различении и назывании цветов. Развивать самостоятельность в нахождении способов конструирования; способствовать игровому общению.
Материал. Фломастеры, строительные наборы.
Методика проведения
Работа с иллюстрациями «Домики зверюшек». Предложите детям рассмотреть иллюстрации (рис. 7, 8, 9, 10), побеседуйте по их содержанию, прочитайте стихи:
Мишка-мишутка, Коричневая шубка, По лесу гуляет, Грибы собирает.
Вот как ловко Дергает морковку Хитрая лисичка — Рыжая сестричка!
Пусть каждый ребенок выберет картинку (по желанию) и раскрасит ее. В процессе работы уточняйте представления детей о коричневом, оранжевом, фиолетовом и черном цветах. Попросите определить, что
![]() |
Рис. 7
![]() |
Рис. 8
![]() |
Рис. 9
![]() |
Рис. 10
нарисовано на всех четырех иллюстрациях. (Домики.) Рассмотрите строение домиков, подчеркните, какие они разные.
Работа с иллюстрациями. Подберите иллюстрации с разными домами. Рассмотрите их с детьми, определите особенности строений, их назначение. Предложите построить разные дома для человечков, сарайчики для зверюшек, гаражи для машин.
Соорудите в качестве образцов несколько строений (рис. 11). Для конструирования стен используйте кирпичики и пластины, устанавливая их в разных положениях.
Активизируйте внимание детей на пластинах, их конструктивных свойствах (толстая пластина лежит и стоит на всех гранях, плоская пластина только лежит). Рассмотрите с ними постройки, проанализируйте, из каких частей они состоят, из каких деталей состоит каждая часть;
Рис. 11
в каком положении установлены детали, сколько их. Обратите внимание детей на цветовое решение построек.
Предложите детям сконструировать что-либо по желанию (используя в качестве образца ваши постройки и внося в них свои изменения или придумывая свои постройки). Не забывайте поощрять проявления инициативы и творчества.
Побуждайте ребят придумывать сопутствующие постройки (заборчики, ворота, скамейки и пр.); украшать сооружения дополнительными материалами (деревья, цветы); обыгрывать постройки, отбирая для этого игрушки по желанию, объединяясь в игре.
Дайте ребятам конструктор, например, строительные кубики «Ле-го-Дупло». Пусть они строят домики, сарайчики, приспосабливая при этом пластины, детали строительных наборов; используют для оформления построек мелкие игрушки и прочий дополнительный материал.
Игровые задания. Игра «Конструирование зоопарка». Поупражняйте детей в сооружении загородок разной конфигурации и площади, домиков разной конструкции, площадок для автостоянок; строительстве дорог, трамвайных путей, железных дорог (длинных, узких, широких) из разных деталей.
Игра «Перестрой ворота». Предложите детям построить ворота любой формы и размера. Возьмите машину, посадите в нее игрушку, которую можно сажать и ставить, и подъезжайте к каждой постройке со словами:
Вы ворота отворите И машину пропустите!
Побуждайте детей перестраивать ворота, чтобы машина могла в них проехать (надстраивать в высоту; расширять, расставляя пошире столбики; удлинять перекладины и т. д.).
Игра «Угадай, где я». Предложите ребятам построить что-нибудь по замыслу. Возьмите игрушку, например петушка, и начинайте игру: петушок взлетает на крышу, прячется в домик, садится на заборчик, залезает под скамейку и т. д. и спрашивает: «Где я?». Дети отвечают.
Советы воспитателю
Способствуйте развитию детской поисковой деятельности; побуждайте ребят искать способы преобразования построек (в высоту, длину, ширину, подстраивая любыми подходящими деталями); предлагайте строить по словесной инструкции; показывайте варианты строительства одного и того же объекта, приемы перестраивания, внесения изменений в конструкции).
Ключевые слова
Длинная, короткая, тонкая, толстая пластина.
Тема 3. Терема
Цель. Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; упражнять в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия.
Материал. <