КРАТКОСРОЧНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Общекультурное направление
По работе с бумагой
«Чудеса из бумаги»
Класс: 1
Срок реализации: 8 часов (летние каникулы)
Программу составила:
учитель начальных классов:
Рыбникова Т.В.
Возраст обучающихся: 7-8 лет
п.Чагода 2020 г.
Направленность программы. Программа «Чудеса из бумаги» является программой общекультурной направленности.
Новизна программы. Программа реализуется в летний период, является краткосрочной и имеет ознакомительный характер. В процессе освоения программы обучающиеся познакомятся с бумагопластика ой – одним из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Эта программа ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Актуальность программы. Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется развитием у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнимая (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
- Обучать различным приемам работы с бумагой;
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Создавать изделия, выполненными в технике оригами.
Развивающие
- Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к искусству оригами;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возраст обучающихся: в реализации данной программы участвуют обучающиеся 7-8 лет. В основе обучения занятия, проводимые дистанционно.
Принцип построения программы: Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами работы с бумагой, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Методические указания. В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Основные формы и методы работы. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используется дистанционная форма занятий.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, рассказ и т.д.)
• наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкции.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу (8 часов).
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия;
– научатся следовать устным инструкциям,
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике аппликации и оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда.
Формы и виды контроля: Формой контроля на занятиях является организация просмотра работ, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. В конце освоения программы проводится итоговая выставка.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час. | Образовательные ресурсы |
Аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники) | https://www.youtube.com/watch?v=PSfVMgKeQjM (Основные правила работы. Разметка. Вырезание геометрических фигур. Создание аппликации из квадратов и треугольников.) | ||
Оригами. Самолётик. | https://www.youtube.com/watch?v=5JidPwPpzH0 (Выполнение фигур в технике оригами.) | ||
Оригами. Кораблик. | https://www.youtube.com/watch?v=mFadVMXrJKg (Выполнение фигур в технике оригами.) | ||
Симметричное вырезание. Бабочка. | https://www.youtube.com/watch?v=s3co9fb-A6I (Знакомство с понятием симметрии.) | ||
Пластичная полоска. Аппликация «Одуванчики» | https://www.youtube.com/watch?v=CIqY-y79jlU&list=PLL3qNQRbXsZyUcalcXRGX4RUQ1_EWmjbV&index=4&t=0s (Возможности полоски бумаги. Пластичность.) | ||
Объёмная аппликация. Открытка к празднику | https://www.youtube.com/watch?v=BYUBBWRZ6D8 (Этапы создания объёмной аппликации.) | ||
Выставка работ | |||
Всего: | 8 ч |
Содержание программы
- Аппликация из геометрических фигур (квадраты и треугольники)
Аппликация – вид техники работы с бумагой. ТБ при работе. Основные правила работы. Разметка. Вырезание геометрических фигур. Создание аппликации из квадратов и треугольников.
- Оригами. Самолётик.
Знакомство с техникой оригами. Выполнение фигур в технике оригами.
- Оригами. Кораблик.
Знакомство с техникой оригами. Выполнение фигур в технике оригами.
- Симметричное вырезание. Бабочка.
Знакомство с понятием симметрии. Вырезание симметричной фигуры.
- Пластическая полоска. Аппликация «Одуванчики».
Возможности полоски бумаги. Пластичность. Выполнение работы из полоски бумаги.
- Объёмная аппликация. Открытка к празднику.
Этапы создания объёмной аппликации. Создание открытки к празднику.
Результаты изучения курса. Критерии оценивания результатов.
Формы подведения итогов реализации
образовательной программы
• Проведение выставок работ учащихся:
,
Диагностическая карта
«Оценка результатов освоения программы»
I. Знание основных геометрических понятий и
базовых форм квиллинга – умение делать базовые формы из полосок бумаги
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами, умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера, умение вырезать детали из бумаги, конструировать.
- Высокий уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень – значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными из бумаги; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы
- Высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.