Конфессии в христианстве




Раскол первоначально единого христианства привел к появлению трех конфессий (вероисповеданий): с XI века – православия и католицизма, а затем и протестантизма (в XVI веке).

Слово «православие» - по греч. «ортодоксия» - буквально означает правильно славить Бога, правильно верить. Православные считают себя более последовательными в делах веры, т. к. они во многом остались верны догматике и обрядам первоначального, единого христианства.

Католицизм (католичество) – название происходит от греч. «кафоликос», что означает «вселенский». Многое в православии и католицизме сходно, гораздо значительнее отличия их от протестантизма. И православие, и католичество признают наряду с Библией Предание (Традицию), которое раскрывает, поясняет христианам суть Писания. Ведь любой текст можно трактовать по-разному. В Предание включаются решения церковных Соборов, вероучительные и психологические тексты отцов и учителей церкви (т. е. выдающихся церковных мыслителей, святых), толкования на Священное Писание. Но – у православных и католиков признаются решения разных соборов, разных теологов. Православные и католики неуклонно совершают все семь таинств, чтут не только Иисуса Христа, но и Богородицу Деву Марию, пророков и святых. Все признают роль церкви как посредника, помощника верующим в их пути к Богу. В православии и католичестве признается почитание икон.

А в чем вероисповедания различаются? Начнем анализ со сравнения католичества и православия.

Догматические отличия (вероучительные):

1. В католичестве изменен «Символ веры» (2-я важнейшая молитва, принята единой христианской церковью на Вселенском Соборе в IV в.). Они утверждают, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца (первоначальный вариант, сохранившийся в православии), но и от Бога-Сына (по латыни: «filioque» - «филиокве», что означает «и от Сына»).

2. В католицизме появляется учение о «сверхдолжных заслугах» Иисуса Христа, Девы Марии и святых: эти заслуги составляют как бы сокровищницу (святости, подвигов, жертвенных поступков во имя веры), которой церковь может распоряжаться, «уделяя» из нее мирянам.

3. Введена практика индульгенций (от лат. indulgentia – милость) – торговли отпущением грехов. Индульгенция – это папская грамота, свидетельство об отпущении грехов, как бывших, так и будущих, еще не совершенных, продаваемых церковью за деньги как бы из этого «священного фонда», созданного заслугами святых.

4. Учение о чистилище (принято в XV в.), где грешные души (не совершившие смертных грехов), не получившие прощения церкви на земле, горя в пламени, очищаются, чтобы попасть в рай. Нужны молитвы церкви.

5. Учение о непорочном зачатии девы Марии.

6. Догмат о непогрешимости (т. е. безошибочности) папы в делах веры.

7. Догмат о телесном вознесении Девы Марии на небеса.

Существуют также обрядовые и канонические отличия.

 

Обрядовые:

1. В православии крещение осуществляется погружением, а в католичестве – обливанием (окроплением) водой или погружением (с сер. XX века).

2. В православии таинство миропомазания осуществляется над младенцем (при крещении), а в католичестве – над ребенком 7-12 лет. Этот обряд называется конфирмация (от лат. Confirmation –«укрепление»). До этого возраста дети у католиков не причащаются, а в православии их причащают с младенчества.

3. В православии причащение для всех верующих – вкушением хлеба и вина, а в католичестве - только хлебом (с вином – священникам). С середины XX в. в католичестве разрешено причащение под видом хлеба и вина для всех (по желанию).

4. В католичестве елеосвящение совершалось только над умирающими, с XX в. – и с целью исцеления (как в православии).

5. В православии богослужение ведется на национальных языках (в России это церковно-славянский искусственный язык интер-лингва, который создан из южно-славянских говоров и диалектов IX в.), а в католических странах единый язык для богослужения – латинский, что объединяло всю Европу. С середины XX в. и в католицизме можно вести службы на национальных языках. (Изменения в богослужении католиков приняты на II Ватиканском соборе в XX веке (с 1962 по 1965 гг.).

6. В православии крестное знамение совершается троеперстно (3-мя пальцами) справа налево. Три соединенные пальца символизируют Бога-Троицу, два пальца (безымянный и мизинец), прижатые к ладони, говорят о соединении в Боге Иисусе Христе Божественной и человеческой природы. В католицизме – всей ладонью (5-ю пальцами, которые символизируют пять язв Иисуса Христа) слева направо.

Примечательно, что католики во время богослужения реже крестятся, зато принято воздевать руки и глаза к небу.

В православии во время богослужения поет хор без музыкального сопровождения, а в католичестве – с использованием музыкальных инструментов (органа, струнных инструментов).

В православных храмах молятся стоя (кроме больных и немощных), а в католических – сидя на скамьях за столами, напоминающими парты.

7. В католичестве предпочитают скульптурные изображения Бога, Богородицы, святых, а не иконы. Католические храмы украшены также и картинами на религиозные темы. В католических храмах нет иконостаса.

8. В католический культ включено поклонение Сердцу Иисуса и Сердцу Девы Марии (с XII в.), а также Имени Иисуса Христа (с XVI в.), а также праздник Тела Господня (знак почитания евхаристического хлеба). Существует также праздник в честь непорочного зачатия Девы Марии (8 декабря).

 

Канонические:

В католичестве признается целибат, т. е. безбрачие духовенства. В православии безбрачие требуется только для монахов.

В католичестве существует запрет на выход из духовного звания, которого нет в православии.

В православии признано 7 Вселенских соборов (решения их включаются в Предание), а католичество считает за Вселенские 21 собор. В католицизме существовал запрет мирянам читать и толковать Библию.

Католицизм установил нерасторжимость брака, а в православии по решению Синода развод допускался - прежде всего за нарушение супружеской верности (об этом говорит Христос в Евангелии от Матфея).

Организация церкви

Традиционно считается, что христианство может существовать только в виде церкви. Церковь - централизованная, иерархическая структура. Существуют отличия между католиками и православными в организации церкви. Прежде всего, различна степень их централизации. В православии национальные церкви автокефальные (самоглавенствующие), они также назывются поместными. Высшим органом является Собор поместных церквей. На Соборе выбирается патриарх – глава национальной (поместной) церкви, но решения Соборов выше решений патриарха.

Католическая церковь несравненно более централизована: папа Римский является верховным главой видимой церкви и ее верховным вероучителем. Ему и церковному правительству (курии) подчиняются все национальные церкви (церкви в разных странах). Существует единый центр управления – Ватиканский.

Протестантизм

Появление протестантизма знаменовало новые варианты толкования Библии, формирование буржуазной по духу религиозной идеологии.

Движение, начатое Мартином Лютером получило название «реформация» в соответствии с первоначальным замыслом: усовершенствовать церковную жизнь, вернувшись назад, к истокам – к той религиозной жизни, которая существовала в первые века после пришествия Иисуса Христа. Но это «возвращение» оказалось по сути созданием новой конфессии.

Важнейшая из идей протестантизма, составившая главное догматическое отличие протестантизма от католичества и православия – это «sola fideo» - «спасение только верой». Только вера и Божья благодать спасают человека, т. к. собственными усилиями человек не способен стать достойным бессмертия души, рая. Ни добрые дела, ни приближение к Богу с помощью церковных таинств и ритуалов не сделают грешника праведным, не избавят от пороков. Человек слишком слаб и ничтожен, слишком испорчена его природа, и Бог, зная это, не требует от людей невозможного – высокого нравственного совершенства. Христос принял крестную смерть во искупление грехов человечества и ради Него нам прощаются грехи.

Парадоксальным образом пессимистический взгляд на человека становится основанием для колоссального его раскрепощения. Важнейшей чертой протестантизма становится уверенность в спасении – ведь для этого требуется только одно – истовая вера в Иисуса Христа, в то, что он пришел ради тебя. Не религиозные теории, а живая, сердечная вера человека – вот что необходимо (это роднит протестантизм с православием).

Конечно, протестанты не отрицают необходимости добрых дел, следования христианской морали, молитв, но не в них заключаются причины и условия спасения. Только Божественная благодать и вера даруют человеку жизнь вечную.

Следующий вывод из этой идеи – человеку не нужен такой посредник, помощник для общения с Богом, каковым является церковь. Бог видит и знает душу человека, степень его веры. Верующий может прямо обращаться к Богу.

В христианстве всегда утверждалось, что любовь к Богу проявляется через любовь к ближнему. («Если ты не любишь человека, которого видишь, как ты можешь любить Бога, которого не видишь?», - писали святые отцы). А в чем может проявляться любовь к человеку? Не в постах и молитвах, утверждает протестантизм, а в труде, в профессиональной деятельности. Именно трудом вы приносите пользу, благо другим людям. «Труд – это молитва», - гласит протестантский тезис. Человек также должен трудиться, чтобы некогда было грешить и чтобы славить Бога трудом. В протестантизме складывается особая трудовая этика, она предполагает честность в делах, добросовестность и самодисциплину. (Это ярко проявляется в немецкой культуре, на родине протестантизма). Любой труд почетен, а богатство, доставляемое самоотверженным трудом, дает возможность помогать ближним. (Но лучше, если это будет не милостыня, а открытие новых рабочих мест, чтоб люди сами обеспечивали себя!)

Протестантизм отрицает церковную иерархию, таинство священства. Священники – такие же люди, как и миряне (простые верующие), их роль как посредников отвергается наряду с церковью. (Избирают пасторов для руководства деятельностью протестантских общин-церквей, это их профессия, но не священная миссия). Не нужны красиво убранные храмы (можно собираться на молитву в любом помещении – клубе, квартире и т.п.), иконы и статуи, особые облачения священников. Отвергаются все таинства, кроме крещения и причащения. Не практикуется крестное знамение. В результате из христианства в его протестантском варианте исключалась значительная доля мистицизма. Нет места культу Богородицы и святых. Отмечаются только праздники, связанные с Иисусом Христом.

Единственным источником вероучения в протестантизме признается Священное Писание – Библия. Ее должен читать каждый мирянин и толковать самостоятельно, понимая буквально, исключается символическое толкование священных текстов. Отрицание Предания (решений Соборов, трудов и авторитета Отцов церкви), т. е. традиции, утверждение самостоятельности в трактовке Библии неизбежно привело к тому, что в протестантизме появилось множество течений и направлений. Это лютеранство, идущее от последователей М. Лютера. Кальвинизм – по имени женевского (Швейцария) проповедника, богослова Жана Кальвина (1509-1564 гг.) современника и последователя М.Лютера.

В кальвинизме разработана теория предопределения к спасению, из которой следует, что важнейшим признаком избранности человека является успех в мирских делах. Он-де доказывает, что Бог избрал этого христианина, ему уготовано райское бессмертие. Бог предопределяет людей к спасению по своему произволу, нам не доступному. Это предопределение не зависит от дел человека, ведь нет людей безгрешных. Отсюда следует то истовое стремление к успеху, как главной цели в жизни, которое характерно для западной (в частности, американской) культуры. США были созданы протестантами – часто бежавшими из Европы от религиозных преследований. (Борьба между католиками и протестантами была жестокой в 16 в., вспомним, например, Варфоломеевскую ночь – см. в интернете!).

Но и кальвинизм в свою очередь разделился на такие течения как реформатство, пресветерианство, конгреционализм, анабаптизм. Кроме того, в Англии сформировалась англиканская церковь, затем появились пуритане, квакеры. Известные у нас в стране баптисты, адвентисты – тоже протестанты.

В разных протестантских общинах свои особенности в трактовке таинств, в религиозной практике вообще, в понимании вероучения.

Протестантские общины-церкви как правило немногочисленны, там фиксированное членство (все знают друг друга, контролируется участие в обшей религиозной жизни), развита взаимопомощь в повседневной жизни. Такие общины в Америке, например, напоминают клубы по интересам, куда люди приходят общаться, заниматься своими хобби. Здесь есть кому занять ваших детей, чтобы родители могли свободно отдохнуть.

Отметим, что протестанты очень склонны к миссионерству, т.е. пропаганде своей религии, приобщению к ней людей других христианских конфессий. (В православии подобная практика навязывания своих взглядов не приветствуется). В 90-е годы в нашу страну просто нахлынули проповедники из Америки и Европы, чтобы учить нас «истинному» христианству. (Надеюсь, вы помните, что христианство было принято на Руси в 10 веке, за шесть веков до появления его протестантского варианта!). Патриарх Алексий запретил эту миссионерскую деятельность, но протестантизм в нашей стране, разумеется, не запрещен.


[1] «Обетованная» значит «обещанная».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: