Образ Наташи Ростовой в романе Толстого Война и мир
Впервые мы встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерассчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Наташа — «порох», она вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и почувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Героиня все стремится сделать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать.„
И вот вторая встреча с героиней Толстого. Князь Андрей приезжает в Отрадное — имение Ростовых. Он переживает тяжелый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Но случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь.
Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. А на нас этот мир разве не оказывает своего влияния? Соприкасаясь с ним, не становимся ли и мы чище, лучше, добрее?
Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Анну Павловну Шерер, ни Жюли Курагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки…»
Наташа не такова «Сущность ее жизни —любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она становится женой и матерью.
|
Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой — единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом столько раз говорил ей князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, подлы, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существует ничего святого, словно почувствовав душевное смятение молодой Ростовой, тут же пытаются воспользоваться ее доверчивостью. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить свою судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию и, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне и честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Так нам ли ее судить, когда она сама себе беспощадный судья?
|
Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось так, как прежде, благополучно. В ее же судьбе, произошло непоправимое. Разве могли они теперь быть вместе?
Но вот горе обрушилось и на всю семью — погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Но из всех детей только дочь рядом. Вся надежда — на нее. Поддерживая мать, она сама возрождается к жизни. «…Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой.
Итак, гибель брата, эта «новая рана», вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.
Да, Наташа Ростова много пережила. Душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным. И женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблеме женской эмансипации. Л. Н. Толстой показал нам Наташу и в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего; А ее отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но для нее он — самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет, «взявшись рука об руку с теми, которые любят добро», на Сенатскую площадь. И мы не сомневаемся в том, что Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.
И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.