Степень научной разработанности темы.




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин»

на тему:

 

«Изучение темы «Фискальная политика» на уроках экономики в школе»

      Выполнила студентка: 3 курса группы ЭО - 301 очной формы обучения Кисурина Анастасия Юрьевна  
      Научный руководитель: Лемешева Елена Михайловна, доц., к.соц.н. _______________________ (подпись)  

 

 

Дата сдачи­­­___________________

Дата защиты_________________

Оценка ______________________

 

 

Тольятти

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Фискальная политика является одним из главных инструментов сглаживания экономических колебаний в момент кризиса в стране. Актуальность этой темы в общеобразовательных школах на данной ступени развития страны высока и заключается в необходимости введения расширенной программы экономики, направленного на практическое применение знаний и умений школьников.

В условиях рыночной экономики особенно важно знание сущности, функций, видов и инструментов фискальной политики, а также механизма ее действия для более правильной ориентации в существующей ситуации в стране с целью принятия верного решения.

Сегодня, школьное экономическое образование имеет свой институт, куда входят деньги, собственность, хозяйственные отношения, банки и биржы, через которые передаются и воплощаются базовые ценности. Именно поэтому, изучению темы фискальной политики на уроках в школе выделяют большое внимание.

Современный курс экономики невозможно представить без изучения функции налогов. Так что же такое фискальная политика и для чего она нужна? Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. (Поэтому ее также называют бюджетно-налоговой политикой.) Она обеспечивает финансирование государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны, и части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, учебных заведений, библиотек и тд.

Немного поговорим о целях фискальной политики: для государства важны экономический рост, полная занятость населения и стабильность цен. Но к сожалению, этого сложно добиться.

Как видим, эта тема очень важна для понимания экономики в целом для школьников. Изучив тему «фискальная политика», ученик выработает экономическое мышление, будет лучше понимать экономические процессы. Поэтому данная тема является актуальной и необходимой в курсе изучения обществознания и экономики в классах.

 

Степень научной разработанности темы.

Исследованию проблем фискальной политики государства через изучение главных элементов государственного бюджета - налогов и государственных расходов посвящены труды таких зарубежных ученых, как Т.Мана, У.Петти, П.Буагильбера, А.Смита, Д.Рикардо, Ж.Сисмонди, А.Маршалла, К.Викселя, Э.Линдаля, А.Пигу, Дж.М.Кейнса, Л.Клейна, П.Самуэльсона, А.Лаффера, М.Фридмена, Дж.Бьюкенена, Дж.Стиглица. Где Смит, являясь представителем классической школы, придерживался взглядов о невмешательстве государства в экономику и рассматривал налоги, как источник пополнения государственного бюджета, допуская лишь только использование налогов для поддержки национального производства. Для раскрытия сути налоговых платежей А.Смит в качестве источников налогов предложил рассматривать ренту, прибыль и заработную плату. Он сформулировал четыре принципа налогообложения: справедливости, определенности, удобства, экономичности.

Определение задач и функций налогов, как важнейшего инструмента фискальной политики, развитие теории сбалансированности бюджета в рамках реализации фискальной политики отражено в работах отечественных экономистов XIX - XX вв.: М.М.Алексеенко, С.И.Иловайского, А.А.Исаева, П.В.Микеладзе, А.А.Соколова, А.А.Тривуса, Н.И.Тургенева, И.И.Янжула.

Среди работ, направленных на изучение методов, инструментов и механизмов фискального регулирования, анализ эффективности фискальной политики государства, относим научные исследования таких ученых, как Е.В.Балацкого, В.И.Бархатова, С.Б.Баткибекова, Ю.Н.Бобылева, Г.П.Журавлевой, П.А. Кадочникова, М.В.Казаковой, Л.Н.Лыковой, Д.Н.Некипелова, С.Г.Синельников-Мурылева, И.А.Соколова

 

Объектом исследования является фискальная политика.

Предметом исследования выступает налоговая и фискальная политика в курсе изучения экономики и обществознания у школьников.

Цель исследования заключается в разработке урока по экономике в школе, посвященного налоговой и фискальной политике.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

2. Изучить тему налогообложения и фискальную политику.

3. Рассмотреть и изучить сущностные характеристики, виды и инструменты фискальной политики.

4. Разработать технологическую карту урока для учащихся 10-11 классов, по выбранной теме.

Гипотеза исследования: разработка плана-конспекта урока, где рассматривается налогообложение, и фискальная политика, позволит сформировать у учащихся старшей школы:

1. Выработать экономическое мышление школьников;

2. Подготовить к успешной сдачи Егэ;

3. знания о методах регулирования государством экономики (денежно-кредитной, фискальной политике);

4. понятие кризиса и методы, обеспечивающие выход из данной экономической ситуации;

5. тема «фискальная политика и налогообложение» позволит учащимся расширить кругозор знаний, придет понимание экономических процессов, которые происходят каждый день в современном обществе. Методологическую (научно-теоретическую) основу исследования данной работы составили теоретические и методологические разработки российских и зарубежных ученых и экономистов, таких как: А. Смита, А. А. Исаева, Г. П. Журавлевой, Д. Рикардо, ДЖ. Кейнс и другие.

Методологическую основу работы составили такие общенаучные и частнонаучные методы как исследование литературы; теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы для определения научных основ исследования; классификация; анализ; синтез; обобщение.

Научная новизна результатов проведенного исследования состоит в том, что они получены в рамках системного теоретического анализа, осуществленного в рамках курсовой работы, и позволяют оценить значительный вклад фискальной политики и налогообложения в изучение экономики на уроках в школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ряд выводов и положений курсовой работы могут быть применены в процессе обучения образовательных школ в рамках преподавания дисциплин: «Экономика» и «Обществознание» и преподавания учебных курсов «Макроэкономика», «Налогообложение».

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться учителями обществознания и экономики для повышения уровня экономической грамотности учащихся и повышению эффективности осуществления фискальной политики государства.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников литературы и приложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: