- Сердце мое, отчего ты так беспокойно? О чем печалишься? Что ты ищешь?
Наверное, ключик от Храма Души моей. Когда-то давно, не вспомню, в какой именно момент, он куда-то вдруг исчез, а дверь захлопнулась, ставни закрылись. С тех пор поселились в сердце обида, злость, ненависть, грубость, нетерпимость и множество других неприятных существ.
Но где-то в дальнем углу Сердца еле-еле тлеет маленький уголечек добра, любви, радости. Он настолько мал, что все остальные непрошеные гости его просто не замечают, считая себя полноправными хозяевами. Лишь иногда, когда варвары засыпают, устав от бурной разрушительной деятельности, уголек собирает последние свои силенки и посылает свои лучики добра и любви в мир людей. Тогда у меня возникает желание помочь другим, проявить сострадание, совершить добрые, благородные, бескорыстные поступки. Жаль, что, проснувшись, захватчики спешат вновь взять власть над сердцем.
Запертая Душа мечется, не может найти себе покоя. Всё же ее вера, любовь так сильны, что сквозь узкие щелки она посылает маленькому угольку в Сердце надежду на торжество света над тьмой.
Приходили разные люди, предлагали свои ключи от Храма Души, учили, как ими пользоваться. Каждый говорил о том, что это новый, современный ключ, он совершенен. Кто-то предлагал бесплатно, а кто-то устанавливал свою цену. Некоторые ключи отвергались сразу, другие пытались примерить, повернуть, но это были незначительные повороты: двери так и не открылись. Правда, появилась в Душе некая радость, надежда, что ключик обязательно найдется, нужно только продолжать искать.
И вот однажды появился Человек, который помог мудрыми речами разгореться угольку, да так, что он своим жаром вытеснил некоторых непрошеных гостей. Вышли они наружу, сопровождаемые горячими слезами радости, сострадания, раскаяния. Легче и Душе стало, уже не так страшен и тёмен кажется Храм, где она обитала все это время. Самое интересное, что Человек этот не говорит о суперновых ключах, а наоборот, предлагает воспользоваться тем, что проверено веками многими людьми. Только, чтобы добыть этот ключик, открывающий все Храмы Душ человеческих, необходимо пройти испытания. Хватит ли сил, смелости, терпения маленькому угольку. Сможет ли дождаться Душа, чтобы вновь воспарить, открыть двери и ставни своего чудесного Храма и впустить в него все самые чудесные существа на земле: Любовь, Доброту, Радость, Справедливость, Сострадание и множество других добродетелей. Тогда в Храме Души зазвонят праздничные колокола, вспыхнет множество свечей, от огня которых разгорится уголек в сердце и своим теплом согреет всех вокруг. Рядом с ним поселится Улыбка, способная творить чудеса.
|
Вот так, в виде сказки-аллегории, можно представить мой жизненный путь до и после встречи с гуманной педагогикой и Ш.А. Амонашвили. Эта встреча заставила меня пересмотреть многие взгляды и убеждения, посмотреть на себя со стороны. Всегда считала, что я добрый, понимающий учитель, способный сострадать, но в последнее время появились отчужденность, усталость, непонимание. Смотришь в детские глаза, а там безразличие, отсутствие мотивации, интереса. Снижается успеваемость. Почему?
В одном старом фильме «Урок литературы» герой в конце говорит: «Наверное, переходный возраст – это когда перестаешь задавать вопросы другим и начинаешь задавать их себе». Я тоже обратилась к себе с вопросом: почему? А ответ оказался очень прост: как я могу требовать от детей то, что сама не могу им дать. Сердце мое закрыто, не пылает в нем огонек радости, редко появляется улыбка на лице. Я никогда не задумывалась над тем, какую значимую роль она может выполнять. Одной улыбкой порой можно заменить множество ненужных слов.
|
Новым детям требуется новый учитель, и новая педагогика, та, «которая будет взращивать в них духовность, благородство, великодушие, расширять их познавательное рвение, направлять на поиск своего предназначения».
Для того чтобы разжечь новый огонь в сердце своем, я взяла за основу задачи, прописанные в «Манифесте гуманной педагогики»:
- расширять свое сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;
- взращивать в себе любовь к детям и учиться нести ее красиво;
- пристраститься к источникам педагогической мудрости;
- постоянно совершенствовать свое педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
- взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;
- избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаю в себе такое.
Понимаю, что путь предстоит долгий, не без ран и ушибов, но он того стоит.
М.В. Дерябина