Методический комментарий




Тема: Узор из засушенных листьев в полосе

Цель урока: познакомить с видами природного материала, их свойствами; с приемами заготовки, обработки и хранения листьев; композиционными закономерностями построения орнамента в полосе; научить выполнять аппликацию из засушенных листьев.

Темы для бесед: Золотая осень. Листопад.

Методический комментарий

Дети вспоминают, какие материалы они использовали для создания узоров (цветная бумага, краски, карандаши). Учитель предлагает составить сказочные узоры из необычного материала, подаренного нам природой. А из какого – подскажут загадки.

Падают с ветки золотые монетки. (Осенние листья.)

Висит зеленый,

летит желтый,

лежит черный. (Лист.)

Лист ладошкой с длинной ножкой. (Лист клена.)

Ветер спит,

И роща спит,

А листочек спать не хочет —

То затихнет, то лопочет. (Лист осины.)

На веревочке висел,

С ветром спорил и шумел.

Платье старое сменил –

Всех красою покорил.

А остался не у дел –

Оборвался, улетел. (Лист.)

На корону я похож,

И на веер я похож,

И на детскую ладошку,

И на пеструю матрешку.

Красный, желтый и резной.

Вы подружитесь со мной? (Лист клена.)

Параллельно с демонстрацией образцов листьев можно использовать загадки про лиственные деревья, которые помогут ребятам лучше усвоить их названия.

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза.)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит. (Ива.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Ничего, что плод мой мелок –

Я кормлю свиней и белок. (Дуб.)

Летом в жару он в шубе пуховой,

В холод зимой — совершенно голый! (Тополь.)

Есть сережки,

Да не девчонка.

Есть и шишки,

Да не сосенка.

Живет в низинке,

Около лозинки. (Ольха.)

Необходимо познакомить учащихся с простейшими правилами сбора природного материала (наиболее подходящие период времени и погодные условия); требованиями к качеству собираемого материала. В ходе обсуждения правил заготовки подчеркивается необходимость бережного отношения к природе.

Правила сбора листьев

1. Нельзя рвать листья с деревьев, следует собирать опавшие на землю.

2. Собирать листья лучше в сухую солнечную погоду.

3. Собирать листья лучше днем после того, как высохнет роса.

4. Собирать листья нужно до того, как они начнут сохнуть.

5. Собранные листья должны быть чистыми, без признаков болезни.

Второе и третье правило необходимо пояснить: если собирать листья утром или во время дождя, то они будут влажными и в процессе засушивания потеряют свою привлекательную окраску, покроются бурыми пятнами.

Далее необходимо познакомить детей с правилами засушивания листьев, которые включают: подготовку к засушиванию, укладывание в «тетради», составление закладок, их установку под пресс, замену отсыревшей бумаги, определение продолжительности сушки. Параллельно учащиеся знакомятся с приспособлениями, используемыми для засушивания растений (прессом, если он есть в школе, или его аналогом, который можно изготовить из двух кусков фанеры и груза из книг или кирпичей). Особенно подчеркивается, что нельзя сушить листья между страницами книг и журналов, так как это приводит к их порче.

Ребята под руководством учителя сравнивают свойства засушенных листьев и бумаги, отмечают их гибкость, хрупкость и ломкость, а также необходимость более аккуратного обращения с ними при работе. Исходя из этого, устанавливаются и правила хранения засушенных листьев, которые запрещают хранение растений в коробке вперемешку. Высушенные растения необходимо хранить в «тетрадях», в которых они засушивались, уложенных в папки.

Алгоритм (последовательность) выполнения аппликации из засушенных листьев необходимо сообщить учащимся в готовом виде (он аналогичен алгоритму выполнения аппликации из бумаги). При разъяснении последовательности выполнения работы нужно обратить их внимание на понятие «основа». Она служит для укрепления композиции, которая составляется из хрупкого материала. Основа может одновременно являться и фоном композиции.

Последовательность изготовления узора из засушенных листьев

1. Придумать узор.

2. Подобрать листья в соответствии с эскизом узора.

3. Разложить выбранные листья на листе бумаги (основе).

4. Наклеить листья на основу.

5. Положить готовую работу под пресс до полного высыхания (при наличии условий).

Далее анализируется пригодность инструментов, использовавшихся для выполнения аппликации из бумаги (простой карандаш, ножницы, кисточка для клея), для работы над аппликацией из природного материала. Особое внимание учащихся обращается на необходимость соблюдения правил безопасности труда при работе с данными инструментами и на целесообразность рациональной организации рабочего места.

Основное внимание в ходе вводного инструктажа уделяется технологии наклеивания сухих листьев на бумагу:

1. Снимать с основы необходимо по одному элементу. Положить на подкладной лист.

2–3. Клей наносят в трех точках, которые равномерно расположены по поверхности и достаточно удалены от краев.

4. Растение укладывают на отведенное место.

5. Легонько прижимают растение через чистый лист бумаги.

6. Листочек приклеен.

Алгоритм наклеивания листьев приведен в учебном пособии (стр. 47, илл. 1–6). Его можно использовать в ходе практических работ школьников на протяжении всех уроков.

В ходе практической работы учащиеся выполняют узор: подбирают листья, составляют узор на листе бумаги с учетом правил композиции, наклеивают листья на основу. Учитель осуществляет текущее инструктирование (контролирует работу учеников, дает дополнительные разъяснения по выполнению приемов работы, обращает внимание на возможные ошибки и способы их предупреждения).

Наиболее типичными ошибками, которые допускают учащиеся первого года обучения, являются:

1. Нанесение чрезмерного количества клея на наклеиваемую деталь, вследствие чего он выступает из-под наклеенного элемента и на работе остаются грязные пятна. Для предупреждения таких ошибок следует напомнить, что клей необходимо наносить не на всю поверхность приклеиваемого элемента, а в трех точках, равномерно расположенных на смазываемой поверхности и на некотором расстоянии от края, что не позволит клею вытечь из-под наклеенного элемента.

2. Сильное надавливание на элемент в процессе приклеивания, которое приводит к растрескиванию сухих листьев. Для предупреждения подобных ошибок необходимо обратить внимание школьников на то, что сухие растения очень хрупкие и прижимать их необходимо осторожно.

3. Образование пятен от клея на наклеенных элементах и на фоне. Такие пятна появляются вследствие касания работы грязными руками. Для предупреждения таких ошибок следует напомнить, что клей наносится кисточкой, а прижимать приклеиваемые элементы необходимо, предварительно накрыв их тонким листом бумаги. Если же клей попал на руки, то их нужно сразу же вытереть тряпочкой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: