РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН




Балтабаева С.К.

 

Одной из главных задач курса преподавания русского языка в начальной школе является развитие связной устной и письменной речи младших школьников [9].

Для развития связной речи необходима система обучения, а именно, определенная последовательность методических приемов в проведении упражнений, обеспечивающих увеличение самостоятельности учащихся при их выполнении.

Известно, что каждая программа и учебный методический комплекс по русскому языку для начальной школы реализует авторскую систему развития связной речи младших школьников. Возникает вопрос: насколько эффективна данная система?

Поиск ответа на данный вопрос обратил нас к анализу современной казахстанской обновленной программы и учебников по русскому языку для начальной школы [1; 2; 3; 4].Анализ выявил низкий уровень эффективности работы над развитием связной речи младших школьников, который был определен нами по следующим критериям:

– большое количество упражнений направленно на конструирование предложений, составление диалогов, ответы на вопросы и т.д., которые нацеливают учащихся на содержательную сторону речи, а вопрос составления связного текста остается не раскрытым;

– формирование таких понятий, как «слог», «слово», «предложение» и «текст», в обновленной программе не соответствует методике преподавания русского языка;

– уделяется недостаточное количество времени и упражнений для развития связной письменной речи;

– развитие связной письменной речи находится на уровне предложения, что ограничивает ученика в развитии полноценной речи;

Из всего сказанного следует, что при освоении русского языка возникает несколько противоречий:

– между необходимостью овладения связной речью и отсутствием в современной казахстанской методике преподавания русского языка системного решения данного вопроса применительно к начальному этапу обучения;

– между требованием в развитии связной речи и отсутствием высокого уровня развития связной речи у учащихся 1-4 классов;

– между требованием в развитии связной речи у младших школьников и несоответствием содержания учебно-методического материала данному требованию.

Первым условием для реализации системы развития связной речи у младших школьников является система методов. Существуют три группы методов развития связной речи у младших школьников на уроках русского языка: имитативные, коммуникативные и методы конструирования. Наглядно нами представлена система методов развития связной речи (см. рис.1) [8].

 
Имитативные методы - методы обучения речи «по образцу».
Коммуникативные методы
Методы конструирования
- Метод анализа содержания учебного текста. - Изложение.
- Метод анализа содержания учебного текста и планирования высказывания.   - Метод создания проблемных речевых ситуаций.  
- Метод сообщения признаков изучаемых понятий.
Сочинение
Упражнение

 

 


Рис. 1 Система методов развития связной речи

 

Вторым условием является система упражнений и творческих работ для развития связной речи:

– развернутые ответы на вопросы (в том числе и в беседе);

– различные текстовые упражнения, направленные на анализ прочитанного, изучение грамматического материала, активизацию различных грамматических форм и лексики;

– записи по наблюдения, ведение дневников (читательский, исследовательский и т.п.);

– устный пересказ прочитанного (в его различных вариантах);

– устный рассказ по определенной теме, по картине, по наблюдениям, по данному отрывку, началу или концу;

– импровизация сказок;

– письменные изложения образцов высокой художественной литературы;

– письменные сочинения разнообразных типов и другие [8].

Подробнее остановимся на сочинении, которое приучает учеников осмысливать и оценивать увиденные и прожитые моменты их жизни, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, дисциплинирует мысли и т.д.

Работа над сочинением должна начинаться с первого класса: на данном этапе младшие школьники приобретают первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей [7].

Первые сочинения по объему должны быть небольшими, основным источником материала для учеников является их жизненный опыт.

Письменным сочинениям в первом классе предшествуют различные обучающие упражнения по развитию устной связной речи:

– составление предложений по сюжетным картинкам;

– восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок;

– полные устные ответы, объединенные одной темой.

Сочинения во втором классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые постепенно нужно вводить элемент описания. Проводятся они и в устной, и в письменной форме в течение всего учебного года. Работа над сочинением во втором классе предусматривает обогащение словарного запаса младших школьников, увеличение самостоятельной работы над текстом. Таким образом, работа над сочинением не заканчивается, она продолжается во втором классе, но к ней уже предъявляются определенные требования.

Сочинения в третьем классе – это сюжетные рассказы среднего объема, в которые постепенно нужно вводить элемент рассуждения.

Сочинения в четвертом классе – это сюжетные рассказы среднего и большого объема. На данном этапе ученики в своих сочинениях должны свободно использовать элементы описания и рассуждения, должны самостоятельно выбирать тему и составлять по ней план. Практически все сочинения на данном этап носят индивидуальный характер.

Итак, работа над сочинением ведется на протяжении всей начальной школы. Требования к сочинениям младших школьников с каждым годом повышаются. Так, М.Р. Львов выделял следующие критерии оценивания сочинения младших школьников:

1. Раскрытие темы сочинения. Наличие основной мысли, соответствие содержания действительности.

2. Соблюдение плана, стройность композиции, логическая последовательность, наличие вступительной, основной, заключительной частей, выводов.

3. Стиль речи, тип текста, жанр; целесообразность и уместность использованных речевых ситуации.

4. Лексический состав текста: правильность словоупотребления, богатство словаря, использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов с эмоциональной окраской.

5. Синтаксический строй текста: размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, сложность фразы.

6. Грамотность: графическая, орфографическая, пунктуационная; характер ошибок: грубые или негрубые.

7. Оформление: соблюдение норм каллиграфии, наличие полей, красной строки, аккуратность правки и т.п.

8. Объем сочинения: количество слов, предложений; излишний лаконизм или многословие [6].

Однако анализ современного учебного методического комплекса по русскому языку показывает, что количество работ по написанию сочинений существенно снизилось. Работа над сочинением начинается только во втором классе и не носит системного характера. Отсутствие системного подхода наблюдается и в третьем и четвертом классах.

Отсутствие системы в обучении написанию сочинению приводит к тому, что ученик, получая задание написать сочинение по определенной теме, затрудняется в его выполнении. В сочинениях у такого ученика можно увидеть: основная мысль не раскрыта, предложения внутри текста не имеют смысловой законченности и связи друг с другом. Это происходит по нескольким причинам:

– бедный словарный запас;

– ученик не может связать предложения в тексте из-за того, что не привык работать с целым текстом, а лишь с отрывками или короткими предложениями;

– отсутствие подготовки к написанию сочинения;

– низкий уровень усвоения пройдённых тем.

Представим результаты выявления уровня развития связной письменной речи у учащихся 3 класса.

Основные методы, применяемые в ходе констатирующего этапа исследова-ния:

1. Наблюдение

2. Диагностика развития связной речи (Методика Глухова В.П.). (см. табл.1)

3. Анализ

 

Таблица 1. Критерии и показатели умений связной письменной речи

Критерии Показатели Уровни
Смысловая цельность -Сочинение соответствует по содержанию предложенной теме, доведено до логического конца. - Сочинение ребенка в целом соответствует предложенной теме, но наблюдаются некоторые нарушения в последовательности рассказа. - В сочинении ребенка была нарушена последовательность, предложения не согласованы с общим смыслом. Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2 балла. Низкий уровень – 1 балл.  
Лексико-грамматическое оформление - Сочинение ученика составлено без нарушений лексических и грамматических норм. - Сочинение ученика не содержит грубых грамматических ошибок, но наблюдается стереотипность оформления высказывания. - В сочинении ученика отмечаются грубые грамматические и лексические ошибки, повторы, неадекватное использование слов. Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2 балла. Низкий уровень – 1 балл.
Самостоятельность выполнения - Ученик придумал рассказ самостоятельно. - Ученик придумал рассказ при минимальной помощи (1-2 вопроса). - Ученик составил рассказ по наводящим вопросам.   Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2 балла. Низкий уровень – 1 балл.

 

Продолжение таблицы 1

Оригинальность сюжета - Ученик смог придумать оригинальный, интересный сюжет сочинения. - Ученик использовал уже известный сюжет, новый идей не предлагал. -Наблюдается бедность содержания.   Высокий уровень – 3 балла. Средний уровень – 2 балла. Низкий уровень – 1 балл.

Таблица 1. Критерии и показатели умений связной письменной речи

Детям было дано задание: написать сочинение на тему «Моё любимое время года».

Примеры сочинений учеников с высоким, средним и низким уровнями развития связной речи указаны в Приложении 1,2,3.

Оценка развития связной письменной речи оценивалась следующим образом:

10 -12 баллов – высокий уровень;

6 - 8 баллов – средний уровень;

1 - 5 баллов – низкий уровень.

Анализ полученных результатов показал, что 52% (14 учеников) находятся на среднем уровне развития связной письменной речи, 44 % (12 учеников) на низком уровне развития связной письменной речи и 4 % (1 ученик) находится на высоком уровне развития связной письменной речи (см. диаграмму 1).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: