История железнодорожного вокзала Минска.




За свою историю Минский железнодорожный вокзал успел сменить не один образ, представая перед людьми в самых разных обличьях — от гостеприимного сказочного терема в конце XIX века до сурового серого бастиона накануне Великой Отечественной войны.

During its history Minsk railway station changed several images— from the welcoming fairy-tale castle in the late nineteenth century, to the severe gray Bastion before the great Patriotic war.


А начиналось все в 1871 — 1874 годах, когда в Минске встретились и пересеклись две важнейшие железные дороги — Московско–Брестская и Либаво–Роменская, что превратило город в крупный железнодорожный узел. В 1871 году самых первых минских путешественников принял Брестский (Александровский) пассажирский вокзал Московско–Брестской железной дороги, располагавшийся на Суражской улице, в районе современного университета культуры и искусств.

Александровский вокзал в октябре 1914 года удостоился чести принять самого государя–императора Николая II, в связи с чем был украшен коврами, живыми цветами и тропическими растениями.

Работал вокзал до 1928 года (само здание сгорело в июне 1941–го), но главная «вокзальная история» Минска все–таки принадлежит не ему.
Итак, железнодорожная летопись гласит: история Виленского (Либаво–Роменского), теперь Минского железнодорожного вокзала стартовала с момента возникновения станции Минск Либаво–Роменской железной дороги, соединявшей прибалтийские регионы и юг России. Тогда успешно тронулись в путь, но дальше на маршруте появилось немало остановок «по требованию».


Остановка первая: год 1874–й


В 1873 году были введены в эксплуатацию участки железнодорожного пути Минск — Вилейка и Минск — Бобруйск, в 1874 году рельсы пролегли до украинского города Ромны. Тогда же завершилось и строительство основных зданий Виленского пассажирского вокзала в Минске.

In 1873 were put into service such railroads as Minsk — Vileika, Minsk — Bobruisk, in 1874 the rails were laid to the Ukrainian city of Romni. Then ended the construction of the main buildings of the Vilnius passenger railway station in Minsk.

В самом начале его постройки, как и на Брестском, были в основном деревянными. Стены–то появились, но собственных кадров, чтобы их обживать, естественно, не хватало.

Может быть, поэтому первым начальником станции Минск Либаво–Роменской железной дороги назначили студента Московского университета Василия Васильевича Склифосовского — брата Николая Васильевича Склифосовского, известнейшего российского хирурга второй половины XIX века.

Позже с кадрами особых проблем не возникало. Более того, минские железнодорожники, да и не только минские, выделились в особую пролетарскую категорию, активно боровшуюся за собственные социальные права, причем небезуспешно.


Остановка вторая: годы 1890–е


Однако деревянный центральный вокзал для губернского Минска как–то выглядел несолидно. В 1891 году Либаво–Роменская железная дорога перешла в ведение, как тогда выражались, казны.

However, the wooden Centralrailway station in the principal town of the province, looked not very prestige. In 1891 the Libavo–Romenskaya railroad passed to the control as it was then called, of the Treasury.

И одной из первоочередных забот новой администрации стало расширение Минского вокзала. Необходимый проект в 1896 году составил инженер по фамилии Щербаков.

К июлю 1898 года здание стало полностью каменным. Оно вытянулось вдоль железнодорожного полотна — этакий крылатый терем с двумя башенками в центре, живописный и нарядный, настоящее украшение города.

В это же время над железнодорожными путями повис переходный мост, просуществовавший вплоть до 1964 года, а перед главным фасадом вокзала постепенно сформировалась привокзальная площадь, на которую выходило несколько городских улиц и куда вел маршрут городской конки. В 90–е годы XIX века Привокзальная площадь окончательно приобрела вид вытянутого вдоль улицы Бобруйской прямоугольника.


Кстати, в 1905 году с Брестского и Виленского вокзалов стали отправляться дачные поезда в живописные пригороды Минска — урочища Курасовщина и Серебрянка.


Остановка третья: годы 1920-е1940-e


По Рижскому договору 1921 года граница СССР с Польшей прошла недалеко от Минска, и загруженность Минского железнодорожного узла резко упала.

According to Riga Treaty of 1921, the Soviet border with Poland was near Minsk, and the load of transport services of the Minsk railway junction decreased dramatically.

Отсюда на юг отправлялись ежедневно всего три пассажирских поезда — на Кременчуг, Харьков и Днепропетровск. В 1923 году приступили к оборудованию вагонов электроосвещением. Порция новшеств досталась и зданию пассажирского вокзала. Его центральную часть достроили на один этаж, на котором разместили администрацию и комнату отдыха.
В 1940–м вокзал изменил свой облик коренным образом. Кардинальная реконструкция произошла по проекту архитектора И.Рочаника. На прежнюю основу словно нахлобучили массивную, тяжелую, неподвижную маску. От легкости и ажурности не осталось и следа.
Во время Великой Отечественной войны здание Виленского вокзала сильно пострадало. Полностью его восстановили в 1949 году в предвоенном варианте. В 1948 — 1956 годах сформировался и нынешний, узнаваемый архитектурный ансамбль Привокзальной площади, символом которой стали два 11–этажных дома–башни — ворота города.


Остановка последняя: год 1991–й


Старое здание Виленского вокзала окончательно перестало существовать в 1991 году, на его месте уже в XXI веке появился новый Минский железнодорожный вокзал. Но это уже совсем другая история.

Таким образом, Минский вокзал имел разные варианты внешнего облика:
и тот самый, с двумя башенками, и суровое модернизированное предвоенное здание, когда от архитектурной сказки уже почти ничего не осталось, и нынешнее, сверкающее огнями и стеклянными стенами... Новый вокзал и в самом деле функциональный, современный, европейский. Авторы проекта — известные архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов. Тем не менее, всё же немного жаль, что старый вокзал практически бесследно исчез с лица города, сейчас его можно увидеть разве что на размытой от времени фотографии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: