Повторы и наложение конструкций в устной речи




Разнообразие видов и функций языковых повторов привлекают в последнее время внимание многих ведущих российских исследователей (И.В. Арнольд [Арнольд 1990], М.Я. Блох [Блох 2000], О.А. Добижа [Добижа 2001], Е.А. Иванчиковой [Иванчикова 1969], Р.А. Вафеева [Вафеев 1998] и др.). Повтор как реалия функционирующей языковой системы рассматривается учёными с разных позиций. Как грамматическое средство русского языка (Е.И. Иванчикова, Л.В. Лисоченко [Лисоченко, 1971] и др.), как средство экспрессивно-стилистическое (А.Н. Кожин [Кожин 1980], Г.Г. Хазагеров [Хазагеров 2002] и др.), как нарушение языковой нормы (И.В. Формановская [Формановская, 1978]).

Критический анализ трудов, посвященных повтору, показал отсутствие единого мнения по поводу его типологии. Классификации видов повтора, разработанные разными исследователями, включают разные явления или одни и те же явления, но носящие разные названия.

Повтор рассматривается и как стилистическая фигура. Большинство исследований, посвященных повтору, составлению классификации его видов, проводились в рамках стилистики. А.А. Шахматов, М.Л. Блох предлагают классификацию повтора в зависимости от принадлежности той или иной части речи. [Шахматов 1941] [Блох 2000]

М.К. Морен и Н.Н. Тетеревникова [Морен, Тетеревникова 1970: 59] предлагают классификацию повтора, которая включает пять его видов: простой лексический повтор, анафору, эпифору, эпанафору и частичный повтор.

З.И. Хованская [Хованская 1984: 290-315] дополнительно выделяет семантический и лексико-синтаксический повторы, И. В. Арнольд [Арнольд, 1990, 104] и Ж. Гард-Тамин [Garde-Tamine1992: 31] - местоименный повтор. Кроме того, Ж. Гард-Тамин [Garde-Tamine 1992: 19] полагает, что повтор лежит в основе многих фигур и тропов.

Ж. Гард-Тамин [Garde-Tamine 1992: 22-28] выделяет одиннадцать видов повтора и подразделяет их на три типа: реприза (“reprise”), куплированные повторы (“repetitions couplees”) и нерегулярные повторы (“repetitions aleatoires”).

Согласно Н.Ю.Ломыкиной, наличие пауз хезитации, повторов и переспросов в умеренном количестве в речи ведущих разного рода ток-шоу сближает речь, звучащую с экрана, с устным общением, усиливает впечатление «живой беседы».

Согласно Ю.Е.Коченковой, существуют определенные трудности при установлении количества пауз, их процентного соотношения и типов при анализе звучащих текстов устной публичной речи. Это связано прежде всего со сложностями разграничения отдельных пауз, так как в некоторых случаях наблюдается их наложение друг на друга.

Полилог возникает, когда в разговоре активно участвуют более двух партнеров. Важнейшей чертой полилога является одновременное участие говорящих в развитии нескольких тем; в случае телевизионного полилога часто звучит наложение речи одних коммуникантов на речи других. И если со стороны (то есть для неучастника полилога, скажем, для прослушивающего запись) трудно разобрать такую речь, то для самих участников полилога обычно не составляет труда развивать собственную мысль и «краем уха» ловить разговор соседей. «В случаях, когда одновременно звучит речь нескольких говорящих, может возникнуть ситуация «речевого коктейля», то есть одновременного звучания в помещении нескольких диалогов, не включенных в единый акт коммуникации» [Бондарко, Вербицкая,1988,с.14].

Согласно Д.Э.Розенталю, на основе повтора и параллелизма строится группа фигур под общим названием перечисление. Перечисление – это синтаксическое уравнивание, осуществляющееся с помощью однородных членов предложения, степень однотипности которых зависит от того, какими частями речи, формами слов выражены однородные члены и т.п. Синтаксическое равноправие перечисляемых единиц способствует их смысловому уравниванию. Перечисления нежелательны в информативных текстах. Они утомляют адресата, воспринимающего обычно лишь начало и конец ряда. В художественных текстах воздействующий эффект зависит от длины перечисленного ряда, значений его составляющих и их синтаксической функции. Например: Иногда Василий Михайлович представлял себе, что вот, он доживет эту жизнь и начнет новую, в другом обличье. Он придирчиво выбирал себе возраст, эпоху, внешность; то ему хотелось родиться пламенным южным юношей, то средневековым алхимиком, то дочкой миллионера, то любимым котом вдовы, то персидским царем. Василий Михайлович прикидывал, выбирал, капризничал, ставил условия, ударялся в амбицию, забраковывал все предложенные варианты, требовал гарантий, дулся, уставал, терял ход мыслей и, откинувшись в кресле, долго глядел в зеркало на себя – одного-единственного. Ничего не происходило. Не являлся Василию Михайловичу ни шестикрылый серафим, ни другое пернатое с предложением услуг, ничего не разверзалось, не слышался глас с неба, никто не искушал, не возносил, не расстилал. Трехмерность бытия, финал которого приближался, душила Василия Михайловича, он пытался сойти с рельсов провертеть дырочку в небосклоне, уйти в нарисованную дверь (Т. Толстая).

На основе перечисления строится и наложение – соединение заведомо несоединимого. Общность ряда приобретает таким образом мнимый характер, так как члены ряда хоть и соотносятся с одним и тем же общим главным словом, но это слово в одних значениях вступает в смысловые отношения с одной частью ряда, а в других – с другой, например: он ломал себе голову и ребра; Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами (Гоголь). Наложение создает условия для каламбура.

 

1. Коченкова Ю.Е. Фонетические средства русского языка как способ эмоционального воздействия в публичной речи (на материале речи актеров, публицистов, проповедников, ученых): дис.... канд. филол. наук: 10.02.01 / Коченкова Юлия Евгеньевна. – М., 2011. – 220 с.

2. Ломыкина Н.Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социально-культурной тематики): дис.... канд. филол. наук: 10.01.10 / Ломыкина Наталья Юрьевна. – М.,2006. – 234 с.

3. Фонетика спонтанной речи / Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гейльман Н.И. и др.; под ред. Светозаровой Н.Д. - Л.: Изд-во ЛГУ,1988.-245 с.

4. Классификации повторов. [Электронный ресурс]. URL: https://vuzlit.ru/852034/klassifikatsii_povtorov

5. Розенталь Д.Э. Литературное редактирование текста. [Электронный ресурс]. URL: https://evartist.narod.ru/text1/71.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: