Стихи о прекрасной дхамме, или Похождения психонавта




Сначала – о слове "дхамма", и по сию пору мало понятном для аборигенов российских палестин. На языке пали оно означает открытую ещё самим Буддой эффективную технику избавления от страданий земной жизни путём интенсивных этических и медитационных упражнений. Насчёт полного избавления от страданий не зарекаюсь, а вот в том, что за тридцать дней добросовестных занятий по буддийской системе випассана можно заметно улучшить своё психическое состояние, мне посчастливилось убедиться лично.

А началось всё просто: о неких бесплатных семинарах медитации, как многие, узнал из Интернета (www.ru.dhamma.org), по электронной почте подал заявку, на которую через пару недель пришёл положительный ответ. Так 50-летний безработный ельчанин с богатым опытом странствований по внутреннему миру (аутотренинг, йога, тантра и проч. Таких сейчас принято называть психонавтами) очутился в детском лагере "Призыв" Дмитровского района Подмосковья, где в этом году проходили осенние курсы Российского фонда випассаны.

Смутные подозрения, не секта ли, развеялись быстро. Судите сами: будущим летом исполнится ровно 40 лет с того дня, когда основатель курсов С.Н.Гоэнка, ученик Саяджи У Ба Кхина, переехал из Бирмы в Индию, чтобы учредить там свой первый медитационный центр. До этого методика в течение 2,5 тысяч лет по цепи ученической преемственности передавалась в среде бирманских монахов – и никому вроде бы вреда не принесла. А то, что она и для европейских умов полезна, подтвердили многие тысячи прошедших через древнюю систему британцев, немцев, испанцев, американцев и проч.

В России курсы ведёт гражданин Канады Йорген Штовассер, специально для этого приезжающий в Москву каждую весну и осень уже много лет подряд. Ведёт бесплатно. Вообще всю работу по обслуживанию медитаторов (кухня, столовая, уборка коридоров и санузлов) производят волонтёры – сами вчерашние медитаторы, а аренда лагеря и питание оплачиваются из пожертвований, причём только первая русская випассана, состоявшаяся лет пятнадцать назад, спонсировалась гостями из Австралии,– в дальнейшем все расходы покрывались из местных источников; к настоящему времени скопилось достаточно средств для покупки собственной базы.

Российский фонд випассаны юридически вполне самостоятелен, но программные материалы получает из Международной академии випассаны (Дхамма Гири, Индия). Там разработаны различные курсы для взрослых и детей – продолжительностью от трёх до 45 дней; на русский переведены только два, начальный 10-дневный и трёхдневный для ветеранов; перевод третьего –"Сатипаттана сутты"– близок к завершению.

Я прошёл три десятидневных курса подряд. Каждый из них начинается с объяснения необходимости соблюдения на территории лагеря особых дисциплинарных правил, приближенных к монастырским, и шилы – буддийского морального кодекса. Затем даётся дыхательная техника анапана, которая практикуется три дня, после чего переходят к собственно випассане – наблюдению ощущений в теле.

Казалось бы, чего проще: сиди и просматривай внутренним взором собственное тело от макушки до пят, особо не вникая в ощущаемое, – ан нет! Выбранная поза вскоре становится ну совершенно неудобной и хочется её срочно изменить, а это запрещено; ощущения куда-то улетучиваются, и чтобы их вернуть, приходится на минуту-другую задерживать дыхание; внимание рассеивается, для концентрации следует опять-таки заняться дыханием: понаблюдать, как воздух входит в ноздри, как выходит... При этом все разговоры между собой запрещены; если что непонятно, следует спрашивать у руководителя курса или менеджера. Для экстравертов скука смертная, но и для интровертов серьёзное испытание. Несмотря на это, по доброй воле никто домой не сбежал, вот только за нарушение кодекса дисциплины (курили ребята и пытались заговорить с соседями по комнате) пришлось отстранить от занятий троих москвичей.

Старания медитаторов иногда вознаграждаются необычными эффектами: свободным потоком, когда ощущаешь прохождение энергии по организму, и, реже, бхангой – эйфорическим чувством лёгкой вибрации и полного растворения тела в пространстве. Учитель советует не придавать этому никакого значения, чтобы не возникло желание вызывать приятные ощущения снова и снова, что прямо противоположно целям практики: 1) избавлению от обусловленности ума, стихийно стремящегося к всё новым и новым положительным эмоциям, что в некотором роде напоминает наркотическую зависимость; 2) выработке состояния устойчивой отрешённости – пратьяхары; 3) достижению нирваны, в данной традиции трактуемой отнюдь не как нечто мистическое; под нирваной понимается высшее из доступных человеку психических состояний – бескачественное, не описуемое жалким человеческим языком. Его когда-то достиг Будда; его, вроде, вполне может достигнуть и любой из нас грешных в течение одной жизни, усердно занимаясь, проходя курс за курсом. Но увы, два присутствовавших в лагере "ветерана дхаммы", ранее отсидевших кучу курсов аж в самой Дхамма Гири, не дали повода заподозрить их в близости к нирваническому состоянию – а уж я смотрел, смотрел (что, впрочем, отнюдь не дискредитирует учение – просто, видимо, "не в коня корм" или же я чего-то не разглядел).

Много рассказывать о пережитом людям из "внешнего мира" инструктор не рекомендовал: есть риск, не желая того, наврать, напутать. Кто хочет – пусть приедет и попробует или хотя бы прочитает книгу Уильяма Харта "Искусство жизни", где методика изложена до тонкостей. Использовать её в качестве самоучителя всё же не стоит, а вот основательно проштудировать перед семинаром, безусловно, полезно. Ну а после семинара не уезжайте сразу – пообщайтесь! Это непередаваемое ощущение: вдруг оказаться своим среди своих в большой семье духовных искателей самых экзотических направлений, от ньюэйджеров до суфиев, на которых обыватели "от Москвы до самых до окраин" смотрят как на ненормальных. Теологи и многие современные психологи, правда, считают иначе – а именно, что духовные порывы и озарения – это как раз то, ради чего создан человек, то есть истинная норма.

Ну а под занавес – обещанные в заголовке стихи (сложены мною в первые же дни пребывания на территории випассаны. Там многих посещает муза). Естественно, с необходимыми пояснениями.

Знают йоги, нирвана – реальность,

но дорога туда нелегка.

Не пускают грехи: сексуальность,

ложь, корысть, пустозвонство, тоска.

Я пропил своё звонкое лето,

словно нефть – загулявший араб,

на Земле мудрецов и поэтов

распотешив лишь бесов и баб.

Но однажды мне встретился Будда.

Всё, что было и есть, рассказал,

помолчал просветлённо и мудро

и Четыре сокровища дал.

И послал меня на

випассану,

где плывут в благородной тиши

пузырьки* к океану нирваны

вслед за Кхином и Гоэнкаджи.

Там, на курсах, не ведая страха,

я санкхары** свои истребил;

сам учитель от счастья заплакал

и меня с Миларепой*** сравнил.

Не сравню я его с Нефертити,

хоть навеки он в сердце моём...

Медитируйте и не грустите:

все, в итоге, в нирвану впадём!

__________________________________________________

*Пузырьки – образное определение человеческих душ.

**Санкхары – психические загрязнения.

***Миларепа – великий тибетский йог.

На снимках: Международная академия випассаны (Дхамма Гири, Индия); автор статьи (слева) и медитатор Гай из Москвы

Михаил ТРУБИЦЫН, т.8.963-163-69-49

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: