Песня-сказка о старом доме на Новом Арбате




Иннокентий Анненский

Notturno

Темную выбери ночь

и в поле безлюдном и голом,

В мрак окунись…

пусть ветер, провеяв, утихнет,

Пусть в небе

холодно тусклые звезды,

мигая, задремлют…

 

Сердцу скажи,

чтоб ударов оно не считало…

Шаг задержи

и прислушайся! Ты не один…

Точно крылья

Птицы

намокшие тяжко, плывут средь тумана.

 

Слушай… Это летит хищная, властная птица,

Время

ту птицу зовут.

и на крыльях у ней твоя сила,

Радости сон мимолетный,

надежд золотых лохмотья…

 

 

№2

Иннокентий Анненский

Трилистник кошмарный

 

«Вы ждете? Вы в волненьи? Это бред.

Вы отворять ему идете? Нет!

Поймите: к вам стучится сумасшедший,

Бог знает где и с кем всю ночь проведший,

Оборванный, и речь его дика,

И камешков полна его рука;

Того гляди — другую опростает,

Вас листьями сухими закидает,

Иль целовать задумает, и слез

Останутся следы в смятеньи кос,

Коли от губ удастся скрыть лицо вам,

Смущенным и мучительно пунцовым.

................

Послушайте!.. Я только вас пугал:

Тот далеко, он умер… Я солгал.

И жалобы, и шепоты, и стуки, —

Все это «шелест крови», голос муки…

Которую мы терпим, я ли, вы ли…

Иль вихри в плен попались и завыли?

Да нет же! Вы спокойны… Лишь у губ

Змеится что-то бледное… Я глуп…

Свиданье здесь назначено другому…

Все понял я теперь: испуг, истому

И влажный блеск таимых вами глаз».

Стучат? Идут? Она приподнялась.

Гляжу — фитиль у фонаря спустила,

Он розовый… Вот косы отпустила.

Взвились и пали косы… Вот ко мне

Идет… И мы в огне, в одном огне…

Вот руки обвились и увлекают,

А волосы и колют, и ласкают…

Так вот он ум мужчины, тот гордец,

Не стоящий ни трепетных сердец,

Ни влажного и розового зноя!

................

И вдруг я весь стал существо иное…

Постель… Свеча горит. На грустный тон

Лепечет дождь… Я спал и видел сон.

 

 

№3

Иннокентий Анненский

Трилистник из старой тетради

Старая усадьба

Сердце дома. Сердце радо. А чему?
Тени дома? Тени сада? Не пойму.

Сад старинный — все осины — тощи, страх!
Дом — руины… Тины, тины, что в прудах…

Что утрат-то!.. Брат на брата… Что обид!..
Прах и гнилость… Накренилось… А стоит…

Чье жилище? Пепелище?.. Угол чей?
Мертвой нищей логовИще без печей…

Ну как встанет, ну как глянет из окна:
«Взять не можешь, а тревожишь, старина!

Ишь затейник! Ишь забавник! Что за прыть!
Любит древних, любит давних ворошить…

Не сфальшивишь, так иди уж: у меня
Не в окошке, так из кошки два огня.

Дам и брашна — волчьих ягод, белены…
Только страшно — месяц за год у луны…

Столько вышек, столько лестниц — двери нет…
Встанет месяц, глянет месяц — где твой след?..»

Тсс… ни слова… даль былого — но сквозь дым
Мутно зрима… Мимо… мимо… И к живым!

Иль истомы сердцу надо моему?
Тени дома? шума сада?.. Не пойму…

 

 

№4

Павел Антокольский

Двойники

С полумесяцем турецким наверху

Ночь старинна, как перина на пуху.

 

Черный снег летает рядом тише сов.

Циферблаты электрических часов

 

Расцвели на лысых клумбах площадей.

Время дремлет и не гонит лошадей.

 

По Арбату столько раз гулял глупец.

Он не знает, кто он — книга или чтец.

 

Он не знает, это он или не он:

Чудаков таких же точно миллион.

 

Двойники его плодятся как хотят.

Их не меньше, чем утопленных котят.

 

 

№5

Владислав Артемов

Ночные птицы

 

Ничего со мною не случится,

Ночью в дверь никто не постучится,

В армию меня не призовут.

Но не знаю, что со мной творится,

Даже если мёртвым притвориться —

Господи! — поют, поют, поют...

 

Ничего со мною не стрясётся,

Почва подо мною не трясётся,

Но часы тринадцать раз пробьют,

И опять они — мороз по коже,

Всякий раз всё про одно и то же,

Слышите! — поют, поют, поют...

 

Отпусти меня, возьми другого.

Спасу нет, но снова ночь, и снова

Бьют часы, и птицы тут как тут.

И стою, как лист перед травою,

Я руками голову закрою,

Чтоб не слышать, как они поют.

 

Ничего со мною не стрясётся,

Я почую, как восходит солнце,

И очнусь в глубокой тишине...

И жена вздохнёт, и осторожно

Снова скажет: «Жить с тобой тревожно —

Плачешь, плачешь, плачешь ты во сне».

 

 

№6

Александр Блок

Венеция

2
Холодный ветер от лагуны.
Гондол безмолвные гроба.
Я в эту ночь — больной и юный —
Простерт у львиного столба.
На башне, с песнию чугунной,
Гиганты бьют полночный час.
Марк утопил в лагуне лунной
Узорный свой иконостас.
В тени дворцовой галереи,
Чуть озаренная луной,
Таясь, проходит Саломея
С моей кровавой головой.
Всё спит — дворцы, каналы, люди,
Лишь призрака скользящий шаг,
Лишь голова на черном блюде
Глядит с тоской в окрестный мрак.

 

 

№7

Александр Блок

Пляски смерти

Как тяжко мертвецу среди людей

Живым и страстным притворяться!

Но надо, надо в общество втираться,

Скрывая для карьеры лязг костей...

 

Живые спят. Мертвец встает из гроба,

И в банк идет, и в суд идет, в сенат...

Чем ночь белее, тем чернее злоба,

И перья торжествующе скрипят.

 

Мертвец весь день труди́тся над докладом.

Присутствие кончается. И вот —

Нашептывает он, виляя задом,

Сенатору скабрёзный анекдот...

 

Уж вечер. Мелкий дождь зашлепал грязью

Прохожих, и дома, и прочий вздор...

А мертвеца — к другому безобразью

Скрежещущий несет таксомотор.

 

В зал многолюдный и многоколонный

Спешит мертвец. На нем — изящный фрак.

Его дарят улыбкой благосклонной

Хозяйка — дура и супруг — дурак.

 

Он изнемог от дня чиновной скуки,

Но лязг костей музы́кой заглушон...

Он крепко жмет приятельские руки —

Живым, живым казаться должен он!

 

Лишь у колонны встретится очами

С подругою — она, как он, мертва.

За их условно-светскими речами

Ты слышишь настоящие слова:

 

«Усталый друг, мне странно в этом зале». —

«Усталый друг, могила холодна». —

«Уж полночь». — «Да, но вы не приглашали

На вальс NN. Она в вас влюблена…»

 

А там — NN уж ищет взором страстным

Его, его — с волнением в крови...

В её лице, девически прекрасном,

Бессмысленный восторг живой любви...

 

Он шепчет ей незначащие речи,

Пленительные для живых слова,

И смотрит он, как розовеют плечи,

Как на плечо склонилась голова...

 

И острый яд привычно-светской злости

С нездешней злостью расточает он...

«Как он умён! Как он в меня влюблён!»

 

В её ушах — нездешний, странный звон:

То кости лязгают о кости.

 

№8

Шарль Бодлер

Фантастическая гравюра

На оголенный лоб чудовища-скелета

Корона страшная, как в карнавал, надета;

На остове-коне он мчится, горяча

Коня свирепого без шпор и без бича,

Растет, весь бешеной обрызганный слюною,

Апокалипсиса виденьем предо мною;

Вот он проносится в пространствах без конца;

Безбрежность попрана пятою мертвеца,

И молнией меча скелет грозит сердито

Толпам, поверженным у конского копыта;

Как принц, обшаривший чертог со всех сторон,

Скача по кладбищу, несется мимо он;

А вкруг — безбрежные и сумрачные своды,

Где спят все древние, все новые народы.

 

 

№9

Владимир Высоцкий

Песня-сказка о старом доме на Новом Арбате

Стоял тот дом, всем жителям знакомый —

Ведь он уже два века простоял,

Но вот его назначили для слома,

Жильцы давно уехали из дома,

Но дом пока стоял…

 

Холодно, холодно, холодно в доме.

 

Парадное давно не открывалось,

Мальчишки окна выбили уже,

И штукатурка всюду осыпалась,

Но что-то в этом доме оставалось

На третьем этаже…

 

Ахало, охало, ухало в доме.

 

И дети часто жаловались маме

И обходили дом тот стороной.

Вооружась лопатами, ломами,

Объединясь с соседними дворами,

Вошли туда гурьбой

 

Дворники, дворники, дворники тихо.

 

Они стоят и недоумевают,

Назад спешат, боязни не тая:

Быть может, в доме чей-то дух витает!

А может, это просто слуховая

Галлюцинация?..

 

Боязно, боязно, боязно очень!

 

Но, наконец, приказ о доме вышел,

И вот рабочий — тот, что дом ломал, —

Ударил с маху гирею по крыше,

А после клялся, будто бы услышал,

Как кто-то застонал

 

Жалобно, жалобно, жалобно в доме.

 

…От страха дети больше не трясутся:

Нет дома, что два века простоял,

И скоро здесь по плану реконструкций

Ввысь этажей десятки вознесутся —

Бетон, стекло, металл…

 

Здорово, весело, красочно будет…

 

№10

Мария Галина

* * *

В придорожном кустарнике кошка моет живот,

Из общежития слева доносится смех, весёлые голоса

Не ходи туда, там давно уже никто не живёт:

Пустые комнаты, разобранные леса.

Кто-то в конце переулка – не надо туда смотреть,

Разбухшее тёмное тело, два бледных пятна огней.

Если тебя зовут маша, то вот он, твой медведь,

Если, скажем, серёжа, то что-то ещё страшней.

 

 

№11

Генрих Гейне

Бродячие крысы

На две категории крысы разбиты:

Одни голодны, а другие сыты.

Сытые любят свой дом и уют,

Голодные вон из дома бегут.

 

Бегут куда попало,

Без отдыха, без привала,

Бегут куда глядят глаза,

Им не помеха ни дождь, ни гроза.

 

Перебираются через горы,

Переплывают морские просторы,

Ломают шею, тонут в пути,

Бросают мертвых, чтоб только дойти.

 

Природа их обделила,

Дала им страшные рыла,

Острижены — так уж заведено —

Все радикально и все под одно.

 

Сии радикальные звери —

Безбожники, чуждые вере.

Детей не крестят. Семьи не ища,

Владеют женами все сообща.

 

Они духовно нищи:

Тело их требует пищи,

И, в поисках пищи влача свои дни,

К бессмертью души равнодушны они.

 

Крысы подобного склада

Не боятся ни кошек, ни ада.

У них ни денег, ни дома нет.

Им нужно устроить по-новому свет.

 

Бродячие крысы — о, горе! —

На нас накинутся вскоре.

От них никуда не спрячемся мы,

Они наступают, их тьмы и тьмы.

 

О, горе, что будет с нами!

Они уже под стенами,

А бургомистр и мудрый сенат,

Не зная, что делать, от страха.

 

Готовят бюргеры порох,

Попы трезвонят в соборах, —

Морали и государства оплот,

Священная собственность прахом пойдет!

 

О нет, ни молебны, ни грохот набата,

Ни мудрые постановленья сената,

Ни самые сильные пушки на свете

Уже не спасут вас, милые дети!

 

Вас не поддержат в час паденья

Отжившей риторики хитросплетенья.

Крысы не ловятся на силлогизмы,

Крысы прыгают через софизмы.

 

Голодное брюхо поверить готово

Лишь логике супа и факту жаркого,

Лишь аргументам, что пахнут салатом,

Да гетткнгенским колбасо-цктатам.

 

Треска бессловесная в масле горячем

Нужней таким радикалам бродячим,

Чем Мирабо, чем любой Цицерон,

Как бы хитро ни витийствовал он.

 

 

№12

Николай Глазков

Ворон

Черный ворон, черный дьявол,

Мистицизму научась.

Прилетел на белый мрамор

В час полночный, черный час.

 

Я спросил его: — Удастся

Мне в ближайшие года

Где-нибудь найти богатство?-

Он ответил: — Никогда!

 

Я сказал: — В богатстве мнимом

Сгинет лет моих орда,

Все же буду я любимым?-

Он ответил: — Никогда!

 

Я сказал: — Невзгоды часты,

Неудачник я всегда.

Но друзья мои добьются счастья?-

Он ответил: — Никогда!

 

И на все мои вопросы,

Где возможны «нет» и «да»,

Отвечал вещатель грозный

Безутешным НИКОГДА!..

 

Я спросил: — Какие в Чили

Существуют города?-

Он ответил: — Никогда!-

И его разоблачили!

 

 

№13

Борис Гребенщиков

Голубой огонек

Черный ветер кружит над мостами,

Черной гарью покрыта земля.

Незнакомые смотрят волками,

И один из них, может быть, я.

Моя жизнь дребезжит, как дрезина,

А могла бы лететь мотыльком;

Моя смерть ездит в черной машине

С голубым огоньком.

 

Не корите меня за ухарство,

Не стыдите разбитым лицом.

Я хотел бы венчаться на царство,

или просто ходить под венцом -

Но не купишь судьбы в магазине,

Не прижжешь ей хвоста угольком;

Моя смерть ездит в черной машине

С голубым огоньком.

 

Мне не жаль, что я здесь не прижился;

Мне не жаль, что родился и жил;

Попадись мне, кто все так придумал -

Я бы сам его здесь придушил;

Только поздно - мы все на вершине,

И теперь только вниз босиком;

Моя смерть ездит в черной машине

С голубым огоньком.

 

 

№14

Редьярд Киплинг

Гиены

Когда похоронный патруль уйдет

И коршуны улетят,

Приходит о мертвом взять отчет

Мудрых гиен отряд.

 

За что он умер и как он жил —

Это им все равно.

Добраться до мяса, костей и жил

Им надо, пока темно.

 

Война приготовила пир для них,

Где можно жрать без помех.

Из всех беззащитных тварей земных

Мертвец беззащитней всех.

 

Козел бодает, воняет тля,

Ребенок дает пинки.

Но бедный мертвый солдат короля

Не может поднять руки.

 

Гиены вонзают в песок клыки,

И чавкают, и рычат.

И вот уж солдатские башмаки

Навстречу луне торчат.

 

Вот он и вышел на свет, солдат,-

Ни друзей, никого.

Одни гиеньи глаза глядят

В пустые зрачки его.

 

Гиены и трусов, и храбрецов

Жуют без лишних затей,

Но они не пятнают имен мертвецов:

Это — дело людей.

 

 

№15

Илья Кормильцев

Черные птицы

черные птицы слетают с луны
черные птицы страшные сны
кружатся кружатся всю ночь
ищут повсюду мою дочь

возьмите мое золото
возьмите мое золото
возьмите мое золото
и улетайте обратно
- нам не нужно твое золото
нам не нужно твое золото
заржавело твое золото
и повсюду на нем пятна

черные птицы из детских глаз
выклюют черным клювом алмаз
в черных алмаз унесут когтях
оставив в глазах черный угольный страх

возьмите мое царство
возьмите мое царство
возьмите мое царство
и возьмите мою корону
- нам не нужно твое царство
нам не нужно твое царство
твое царство - яма в земле сырой
и корона твоя - из клена

так возьмите тогда глаза мои
так возьмите тогда глаза мои
так возьмите тогда глаза мои
чтобы вас они не видали
- нам уже не нужны глаза твои
нам уже не нужны глаза твои
побывали уже в глазах твоих
и все что нам нужно взяли

 

№16

Николай Клюев

Болесть да засуха

 

Болесть да засуха,

На скотину мор.

Горбясь, шьёт старуха

Мертвецу убор.

 

Холст ледащ на ощупь,

Слепы нить, игла…

Как медвежья поступь,

Темень тяжела.

 

С печи смотрят годы

С карлицей-судьбой.

Водят хороводы

Тучи над избой.

 

Мертвый дух несносен,

Маета и чад.

Помелища сосен

В небеса стучат.

 

Глухо божье ухо,

Свод надземный толст.

Шьет, кляня, старуха

Поминальный холст.

 

 

№17

Осип Мандельштам

Сегодня ночью, не солгу

Сегодня ночью, не солгу,

По пояс в тающем снегу

Я шел с чужого полустанка,

Гляжу — изба, вошел в сенцы —

Чай с солью пили чернецы,

И с ними балует цыганка.

 

У изголовья, вновь и вновь,

Цыганка вскидывает бровь,

И разговор ее был жалок.

Она сидела до зари

И говорила: «Подари

Хоть шаль, хоть что, хоть полушалок…»

 

Того, что было, не вернешь,

Дубовый стол, в солонке нож,

И вместо хлеба еж брюхатый.

Хотели петь — и не смогли,

Хотели встать — дугой пошли

Через окно на двор горбатый.

 

И вот проходит полчаса,

И гарнцы черного овса

Жуют, похрустывая, кони.

Скрипят ворота на заре,

И запрягают на дворе.

Теплеют медленно ладони.

 

Холщовый сумрак поредел.

С водою разведенный мел,

Хоть даром, скука разливает,

И сквозь прозрачное рядно

Молочный день глядит в окно

И золотушный грач мелькает.

 

 

№18

Дмитрий Мережковский

* * *

По дебрям усталый брожу я в тоске,

Рыдает печальная осень;

Но вот огонек засиял вдалеке

Меж диких, нахмуренных сосен.

 

За ним я с надеждой кидаюсь во мрак,

И сил мне последних не жалко:

Мне грезится комнатка, светлый очаг

И милая Гретхен за прялкой;

 

Мне грезится бабушка с книгой в руках

И внуков румяные лица;

Там утварь сияет в дубовых шкапах

И суп ароматный дымится.

 

Всё дальше во мрак я бегу за мечтой;

Откуда-то сыростью веет...

Зачем колыхнулась земля под ногой,

И в жилах вся кровь леденеет?

 

Болото!.. Так вот, что готовил мне рок:

Блуждая во мраке ненастья,

Я принял болотный лесной огонек

За пламень надежды и счастья!

 

И тина влечет мое тело ко дну,

Она задушить меня хочет.

Я в смрадном болоте всё глубже тону,

И громко русалка хохочет...

 

№19

Артюр Рембо

Воронье

 

Господь, когда зима, бушуя,

Гуляет в мертвых деревнях

И «ангелюс» поет монах,

Скликай всю армию большую

Любезных воронов своих

На черноту полей нагих!

 

А ты, отчаянная стая,

Чьи гнезда завтра скроет снег,

Несись вдоль пожелтевших рек,

Мчись, над погостами взлетая,

Над рвами черными пророчь

И, взвившись вверх, рассейся прочь!

 

По всем француским бездорожьям,

Где спят погибшие вчера,

Не правда ли, — давно пора! —

Всем странникам и всем прохожим

Прокаркай, ворон, и провой

По долгу службы вековой!

 

А вы, святители господни,

Верните в майские леса

Иные птичьи голоса

Во имя павших, что сегодня

Зарыты в ямины и рвы

И не воротятся, увы!

 

 

№20

Роберт Рождественский

***

Ожидаю ночи, как расстрела.

Я приговорен.

Глаза

пусты.

Надеваю

тихо и смиренно

душную повязку

темноты.

И еще не верю

в эти строки.

И уже других не признаю.

Я на полпути,

на полдороге

к сонному тому

небытию.

Близится,

подходит,

наступает,

стрелкою секундною

звеня.

Включена моя

вторая память.

Вот он я.

И вроде

нет меня.

А вокруг

молчание немое,

смесь

из воскресений и суббот.

И плывут

по медленному морю

жалкие соломинки

забот.

Я за них хватаюсь обалдело.

Я тону

в горячечном бреду...

Ожидаю ночи,

как расстрела.

Утро,

как помилованья,

жду.

 

 

№21

Федор Сологуб

Жуткая колыбельная

Не болтай о том, что знаешь,

Темных тайн не выдавай.

Если в ссоре угрожаешь,

Я пошлю тебя бай-бай.

Милый мальчик, успокою

Болтовню твою

И уста тебе закрою.

Баюшки-баю.

 

Чем и как живет воровка,

Знает мальчик,- ну так что ж!

У воровки есть веревка,

У друзей воровки — нож.

Мы, воровки, не тиранки:

Крови не пролью,

В тряпки вымакаю ранки.

Баюшки-баю.

 

Между мальчиками ссора

Жуткой кончится игрой.

Покричи, дитя, и скоро

Глазки зоркие закрой.

Если хочешь быть нескромным,

Ангелам в раю

Расскажи о тайнах темных.

Баюшки-баю.

 

Освещу ковер я свечкой.

Посмотри, как он хорош.

В нем завернутый, за печкой,

Милый мальчик, ты уснешь.

Ты во сне сыграешь в прятки,

Я ж тебе спою,

Все твои собрав тетрадки:

— Баюшки-баю!

 

Нет игры без перепуга.

Чтоб мне ночью не дрожать,

Ляжет добрая подруга

Здесь у печки на кровать,

Невзначай ногою тронет

Колыбель твою,-

Милый мальчик не застонет.

Баюшки-баю.

 

Из окошка галерейки

Виден зев пещеры той,

Над которою еврейки

Скоро все поднимут вой.

Что нам, мальчик, до евреек!

Я тебе спою

Слаще певчих канареек:

— Баюшки-баю!

 

Убаюкан тихой песней,

Крепко, мальчик, ты заснешь.

Сказка старая воскреснет,

Вновь на правду встанет ложь,

И поверят люди сказке,

Примут ложь мою.

Спи же, спи, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

 

 

№22

Александр Сопровский

* **

Все стареет: люди, вещи,

Игры старые в чести.

Время катится зловеще,

Ускоряясь по пути.

Время прет, пути не зная,

Под уклон, за, поворот, –

Только Пятница Страстная

Белым светом полоснет.

В белом свете блекнут лица, –

Лишь юродивый вопит,

Что за Ирода молиться

Богоматерь не велит.

Ну да нам-то все едино:

Что в козла – что в дурака…

В небе, как колечки дыма,

Соберутся облака.

Тишину пересыпает

Дробь короткого дождя.

Время медленно ступает,

Мертвый город обходя.

 

№23

Виктор Соснора
Летний сад

Зима приготовилась к старту.
Земля приготовилась к стуже.
И круг посетителей статуй
все уже, и уже, и уже.

Слоняюсь - последний из крупных
слонов -
лицезрителей статуй.
А статуи ходят по саду
по кругу,
по кругу,
по кругу.

За ними хожу, как умею.
И чувствую вдруг -
каменею.
Еще разгрызаю окурки,
но рот костенеет кощеем,
картавит едва:
- Эй, фигуры!
А ну, прекращайте хожденье
немедленным образом!
Мне ли
не знать вашу каменность, косность.

И все-таки я - каменею.
А статуи -
ходят и ходят.


№24

Виктор Соснора

Шаги совы и ее плач

 

Раз-два! Раз-два!

По тротуарам шагает сова.

 

В прямоугольном картонном плаще.

Медный трезубец звенит на плече.

Мимо дворов - деревянных пещер

ходит сова и хохочет.

 

Раз-два-раз-два!

По тротуарам крадется сова.

 

Миллионер и бедняк! - не зевай!

Бард, изрыгающий гимны - слова!

Всех на трезубец нанижет сова,

как макароны на вилку.

 

Раз! Два! Раз! Два!

На тротуарах ликует сова!

 

Ты уползаешь? Поздно! Добит!

Печень клюет, ключицы дробит,

шрамы высасывая долбит

клювом - как шприцем, как шприцем.

 

Раз... два... раз... два...

На тротуарах рыдает сова.

 

 

В тихом и темном рыданье - ни зги.

Слезы большие встают на носки.

Вот указательный палец ноги

будто свечу, зажигает.

 

 

№25

Афанасий Фет

***

«Полно смеяться! что это с вами?

Точно базар!

Как загудело! словно пчелами

Полон анбар».

 

«Чу! не стучите! кто-то шагает

Вдоль закромов…

Сыплет да сыплет, пересыпает

Рожь из мешков.

 

Сыплет орехи, деньги считает,

Шубой шумит,

Всем наделяет, всё обещает,

Только сердит».

 

— «Ну, а тебе что?» — «Тише, сестрицы!

Что-то несут:

Так и трясутся все половицы…

Что-то поют;

 

Гроб забивают крышей большою,

Кто-то завыл!

Страшно, сестрицы! знать, надо мною

Шут подшутил».

 

 

№26

Владислав Ходасевич

Берлинское

 

Что ж? От озноба и простуды —

Горячий грог или коньяк.

Здесь музыка, и звон посуды,

И лиловатый полумрак.

А там, за толстым и огромным

Отполированным стеклом,

Как бы в аквариуме темном,

В аквариуме голубом —

Многоочитые трамваи

Плывут между подводных лип,

Как электрические стаи

Светящихся ленивых рыб.

И там, скользя в ночную гнилость,

На толще чуждого стекла

В вагонных окнах отразилась

Поверхность моего стола, —

И проникая в жизнь чужую,

Вдруг с отвращеньем узнаю

Отрубленную, неживую,

Ночную голову мою.

 

№27

Алексей Цветков

Зверь
чуть откроешь на улицу дверь
дрожь в коленях и лоб как пергамент
потому что животное зверь
на пороге стоит и пугает
а живет оно в чаще лесной
где и в полдень поди не светает
и очнувшись от спячки весной
без разбора всех встречных съедает
словно перст во вселенной одно
счета нет припасенным обидам
и грустит неизбывно оно
над своим вымирающим видом

я наверное сильно неправ
истребив в себе всякую жалость
у животного землю украв
где охотно оно размножалось
не судьба мне сиять как хочу
помыкать я природой не вправе
посолю я себя поперчу
на корягу прилягу в дубраве
стану кротко считать до пяти
чтоб оно меня выследив съело
если совесть диктует уйти
надо действовать быстро и смело

 

№28

Вадим Шефнер

Фантастика

 

Как здесь холодно вечером, в этом безлюдном саду,

У квадратных сугробов так холодно здесь и бездомно.

В дом, которого нет, по ступеням прозрачным взойду

И в незримую дверь постучусь осторожно и скромно.

 

На пиру невидимок стеклянно звучат голоса,

И ночной разговор убедительно ясен и грустен.

— Я на миг, я на миг, я погреться на четверть часа.

— Ты навек, ты навек, мы тебя никуда не отпустим.

 

— Ты все снился себе, а теперь ты к нам заживо взят.

Ты навеки проснулся за прочной стеною забвенья.

Ты уже на снежинки, на дымные кольца разъят,

Ты в земных зеркалах не найдешь своего отраженья.

 

№29

Михаил Щербаков

***

 

Издалека вернувшись туда, где не был долго,

взамен жилья и счастья найду пустые стены.

А в цветнике у дома за чугуном ажурным

увижу плоский камень, прочту на камне имя -

и, прислонясь к решетке, произнесу в смятенье:

"Ну как же так, Мария? Я ожидал иного.

Я думал, ты еще раз спасешь меня, как прежде.

Я был уверен. Я полагал, ты можешь все..."

 

И шевельнется камень, и покачнутся стебли.

И я услышу голос, который внятно молвит:

"Меняй дорогу, путник. Ты был неправ, как видишь.

Я не богиня вовсе, и не колдунья даже,

хоть и могу такое, чего никто не может:

могу не знать отрады, могу не быть любимой,

могу не ждать, не помнить, могу не петь,. не плакать,

могу не жить на свете, но не могу не умирать..."

 

И снова все умолкнет. Но вскоре тихим шагом

из дома выйдет некто - должно быть, местный сторож -

и спросит, чем обязан. И я солгу поспешно,

что перепутал адрес. И повернусь к воротам.

И засмеется камень, и отшатнутся стебли.

И тихим шагом сторож пойдет обратно к дому,

чтоб начертать отметку в своей учетной книге.

Так превратится в почерк то, что когда - то было мной.

 

 

№30

Михаил Щербаков

Два слова рыбы

 

Кошки черны в ночи и виденья схожи.

Может, с одним иных не сравнил бы сном.

Он позабыт отчасти уже, но всё же

я бы хотел два слова сказать о нём.

 

Виделись мне брега голубого Нила.

Или ещё какой-то большой реки.

Там над рекой светало. Волна ходила

взад и вперёд, и вздрагивали мостки.

 

Некто почти прозрачный спускался к лодке.

Веки прикрыв, на ощупь, на плеск, на звук

двигался он. И что-то в его походке

горло сжимало тем, кто молчал вокруг.

 

А проводить его собралось немало.

Все, кто могли, пришли, принесли дары.

Множество их толпилось вокруг, дышало.

И осушало кубки, и жгло костры.

 

Вина лились, вкуснее каких я не пил.

Некто к мосткам спускался, почти незрим.

И, высоко взметая огонь и пепел,

факельщик шёл, как плакальщик, вслед за ним.

 

Бубен гремел, но гром его был невесел.

Лодка ждала у берега на воде.

Профиль её и все восемнадцать вёсел

словно сказать пытались: идёт к беде.

 

Дева с цветком стояла в толпе, мигая,

не хороша и даже не влюблена...

Много других там было, но не другая

мне почему-то помнится, а она.

 

В лодке гребцы, с обеих сторон по девять,

словно сказать пытались: беда не в нас,

мы не хотим, но что же теперь поделать?

И горизонт качался, и факел гас.

 

Вёсла скрипели. Было свежо и сыро.

Люди молчали. Бубен один гремел.

И силуэт всего остального мира

как бы уже значения не имел.

 

Слаб пересказ, не вышло пока иного.

Трудно догнать химеру, поспеть за сном.

Но всякий раз, коль скоро свяжу два слова,

снова скажу два слова о нём, о нём.

 

 

Из сборника Д.Л. Быкова «Страшные стихи»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: